Артикуляционная гимнастика
картотека

Слукина Анастасия Александровна

 Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРТЁМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Составитель: воспитатель
Слукина А.А

Цель создания картотеки артикуляционной гимнастики – выработка
полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в
сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
К статическим упражнениям относятся:
(удержание органов артикуляции в определенной позе)
- «улыбка»,
- «трубочка»,
- «окошко»,
- «лопатка»,

- «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.
Динамические упражнения:
(многократное повторение одного и того же движения)
- «улыбка-трубочка»,
- «качели»,
- «маятник»,
-«лопатка-иголка».
Важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке
речи.
1. "Улыбка" ("заборчик")
Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и
нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке
губы не подворачивались внутрь.
2. «Трубочка» («хоботок»)
Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении
под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно
произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться
губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В
дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.
3. «Домик открывается»(бегемотик)
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-
10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами или на на
нижней губе.
4. «Любопытный язычок»
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком
вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот
остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз.
5. «Язык здоровается с подбородком»
Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к
подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз.
6. «Язык здоровается с верхней губой»
Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на
верхнюю губу (при укороченной уздечке во время выполнения этого
упражнения следует проглаживать язычок шпателем по направлению от
уздечки к кончику по нижней стороне языка)
В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6: «качели».
7. «Обезьянка»
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними
зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в
течение 5 секунд.
8. «Бульдог»
Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней
губой и верхними зубами. Губы сближены. Удерживать 5 секунд.
9. «Хомяк»
Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки,
оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.
10. «Кружок»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны , плавно очерчивая
кончиком языка круг («бульдог» - правая щека – «обезьянка» – левая
щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в
каждую сторону.
11. «Накажем непослушный язычок»
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю
губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..» . Легче всего
пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно
двигайте язык вперед – назад. Упражнение хорошо снимает излишнее
напряжение языка.
12. «Чистим зубы снаружи»
Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком
провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие
движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять
каждое упражнение по 3-5 раз.
13. «Покусаем язычок»
Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно
усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его
вперед-назад. Это упражнение хорошо снимает излишнее напряжение
языка.
14. «Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка
на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
15. «Дуем на лопаточку»
Вывести язык в положение «Лопаточка» и подуть в небольшую
бутылочку, на вертушку или кусочек ваты. Модно «порисовать» зондом
для постановки свистящих звуков желобок по центру языка.
Упражнение хорошо готовит язык к постановке свистящих звуков. Его
следует выполнять после того, как получилась «лопаточка»
16. «Горка» («мостик»)
17. «Ветерок дует с горки»
Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно иплавно
подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не
меняя положение языка, прикрыть рот, оставив между зубами
небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук С. (не
показывайте образец!)
18. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка
«почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из
стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен. Упражнение
полезно при межзубном сигматизме. При этом полезно использовать
вестибулярную пластинку с заслонкой.
19. «Катушка»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с
внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и
убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в
спокойном темпе. Рекомендуют при подготовке языка к постановке
свистящих звуков.
20. «Жуем блинчик»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с
внутренней стороны («горка»). Выдвинуть язычок в положение
«катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз. Полезно
для подготовки языка к постановке С.
21. «Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.
Если «чашка» не получается, то надо продолжать делать упражнение 10
«Накажем непослушный язычок». Во время выполнения этого
упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при
помощи шпателя или пальца. Удерживать в положении «чашечка» в
течение 5-10 секунд. Рекомендуется в период подготовки языка к
постановке шипящих и соноров.
22. «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать
верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Можно продолжить
движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить
за тем, чтобы нижняя челюсть во время этого упражнения была
неподвижна. Упражнение помогает в подготовке к постановке шипящих
и соноров.
23. «Ступеньки»
(чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах,
«чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5
секунд.
24. «Фокус»
Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа.
Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он
улетит точно вверх. Упражнение отлично помогает научиться говорить
шипящие и соноры.
25. «Не разбей чашечку»
Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя
форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.
26. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы
с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик
языка двигается у верхних альвеол. Упражнение хорошо вырабатывает
подъем языка вверх для шипящих и соноров.
27. «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо
(«потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.
28. «Барабанщик»
Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко,
отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д-». Темп постепенно
убыстрять, зубы не сближать. Потом добавить движение ватной
палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка – получим
звук, отдаленно напоминающий Р.
29. «Лошадка»
Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху.
Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
30. «Грибок»
Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка
натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в
течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к
упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание
подъязычной уздечки.
31. «Гармошка»
Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать
язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и
закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). Упражнение хорошо
растягивает подъязычную связку.
32. «Кучер»
Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится
характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край
языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами. Наденьте
маску. Ребенок здорово плюется во время выполнения этого,
подготовительного к звуку Р, упражнения.
33. «Иголочка»
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать
узким и удерживать в таком положении под счет до 10.
34. «Маятник»
Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из
стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать 10-15 раз. Нижняя
челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.
35. «Индюк» («болтушка»)
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык
на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по
верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней
губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук
похожий на «бл-бл-»
36. «Качели»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за
нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении
3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней
стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение
языка 5-6 раз «качаем язычок» . Упражнение полезно делать при работе
над шипящими и свистящими звуками.
37. «Пароход»
Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь:
«ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте
образец! Это упражнение является базовым для постановки звука Л
.
Сказка о Веселом Язычке.
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи.
У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик?
Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка.
Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт
домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале?
Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы
должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как
называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать
свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она
открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку,
пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6
секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.)
А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это
упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной
амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.)
Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не
весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как
спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без
бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно
поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается
ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края
языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом
первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже
достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нѐбо. Пусть твой
язычок допрыгнет до потолка и погладит нѐбо.
А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко.
(Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных
движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без
подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.)
Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка.
Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок
в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет
легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел
спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее.
Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо,
вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу
находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме),
почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась
одна дверка, а затем и вторая.
Вот и вся сказка про Веселого Язычка.
ВТОРАЯ СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Жил-был Весѐлый Язычок в своем домике.
Догадайся, что это за домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик — рот.
Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт,
открыт).
Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика
(высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на
крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).
Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в
домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).
А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь
(языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).
Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим
языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся
(облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко
зевнул (рот широко открыт).
Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в
улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся
клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.
Третья Сказка о Веселом Язычке
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение
"Стрелочка".)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения "Часики", "Змейка".)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения "Лопаточка", "Качели".)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение "Заборчик".)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит "тук-тук!",
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в
зубы, многократно повторяя "т-т-т".)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр".)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения "Горка", "Лопаточка".)
Четвертая Сказка про Язычок.
Твой весѐлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам,
спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счѐт 5.)
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу.
Удерживать его в таком положении на счѐт от 1 до 5 - -10.)
Стучит молоточек
вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра
– в гости к тѐтушке пора!
(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам.
Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт")
Тетушка Щѐчка
Племянника ждѐт,
Блинчики с маком
К обеду печѐт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и ,
пошлѐпывая его губами произносить "пя – пя – пя")
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идѐт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несѐтся:
Цок – цок – цок – цок – цок.
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощѐлкать кончиком язык.
Сначала медленно, затем быстрее).
Тѐтушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням.
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю
губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз).
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" – предлагают.
(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения
широким передним краем языка по верхней губе вперѐд и назад, стараясь не
отрывать язык от губы, как бы поглаживая еѐ. Сначала производить
медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не
послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка")).
Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"
(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать
6 раз.)
Дайте Язычку дуду
И ещѐ пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"
(Предложить ребѐнку длительно произносить звук "шшш". Обратить
внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка
находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха
тѐплая.)
Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щѐчки в щѐчку покатать
Его не каждый мог.
(Приоткрыть рот, языком поочерѐдно упираться в щѐки, "выдавливая"
шарики.)
Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр – бррр – бррр…
(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неѐ, вызывая
вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.)
Ох, устал наш Язычок,
Лѐг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья!
(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и,
пошлѐпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение
в течение 10 сек.)
Веселые картинки для показа детям.








Список использованного источника:
1. https://kuznetsova-aa-logoped-7chvetikkotel.edumsko.ru/folders/post/artikulyacionnaya_gimnastika_v_kartinkah -
Материалы для занятий.
2. http://instamam.ru/index.php/2015/09/05/art-gimnastika/ - instamam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...