Паспорт мини-музея «Поклонимся Великим тем годам»
методическая разработка

Мещанкина Людмила Владимировна

Паспорт мини-музея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini-muzeya.docx300.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»

ПАСПОРТ мини-музея

        «ПОКЛОНИМСЯ

        ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ…»

D:\Users\Пользователь\Desktop\мини музей\17fc0908ec644df869856a9767bae560.jpg

        

г. Троицк, 2020

Содержание

Сведения об авторе мини-музея…..……………………..………………............  ...........3

Паспортные данные мини-музея…………………........................ …………………….4

Аспекты музейной деятельности……………………………………………………..….5

Положение о музее …………………………………………….…………………………    7

План работы по созданию мини-музея «Поклонимся великим тем годам»..    …8

Разделы  мини-музея………………………………………..............................................9

Перспектива развития мини-музея……………………………………………...……..  9

Экспонаты мини-музея…………………………………………………………………….10


Сведения об авторе мини-музея

Мещанкина Людмила Владимировнаhttps://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRGuUtoHWMRwgfb21Thb125Q

Образование: высшее

Должность: старший воспитатель

Пед.стаж: 20 лет

        


Паспортные данные мини - музея

Дата создания музея: 21 сентября 2020 г.

Наименование мини-музея:  мини-музей «Поклонимся великим тем годам…»

Профиль музея: военно-патриотический

Цель: формирование у дошкольников патриотических чувств и представлений о героизме, воспитание любви и уважения к защитникам Родины.

Задачи:

  1. Формировать интерес к героическому прошлому своей Родины.
  2. Познакомить с историческими фактами военных лет.
  3. Расширять представления детей о Великой Отечественной войне, побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.
  4. Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.
  5. Развивать познавательные способности в процессе практической деятельности.
  6. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
  7. Способствовать развитию речи, эмоциональному воспроизведению через чтение стихотворений, рассказов о Великой Отечественной войне.
  8. Закрепить навыки речевой деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем.
  9. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, силу воли, любовь Родине, гордость за свою страну.
  10.  .Расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного,

интересного об истории родной страны.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Основные критерии оформления:

разнообразие и целесообразность объектов;

соответствие возрасту;

доступность;

безопасность.

Характеристика помещения: методический кабинет

Руководитель мини-музея: Мещанкина Людмила Владимировна

Структура управления мини-музеем

Руководитель  мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.

Аспекты музейной деятельности

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...»

Д.С.Лихачов

Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу. Если мы хотим , чтобы дети полюбили  свою малую и большую Родину, нам надо им в доступной  и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно показать всё то, лучшее, чем по праву может гордиться любой житель Росси ,чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, преимущества мини-музея для детского сада очевидны:

- они занимают очень небольшое пространство, при желании их можно разместить в самых стесненных условиях;

- мини-музеи не отвечают многим строгим правилам;

- в  настоящем музее ничего нельзя трогать руками, а вот в мини - музее можно и нужно брать в руки экспонаты, переставлять , исследовать;

-экспозиции мини-музея постоянно открыты для маленьких посетителей

-в создании экспозиций принимают участие все желающие: как дети, так и взрослые.

 В обычном музее ребенок лишь пассивный наблюдатель, а здесь он соавтор, творец!

Формы деятельности:

 -   поисковая;

 -   фондовая;

 -   научная;

 -   экспозиционная;

 -   познавательная.

Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки. Например, дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На полке представлена детская литература, подборки картинок, рисунков, открыток, фотоальбомы.

 Девиз музея: "Никто не забыт, ничто не забыто". 

Виды деятельности:

 - экскурсии, посвящённые праздникам «День победы», «День Защитников        Отечества»; Дни воинской Славы России;

 -   беседы о героях войны;

 -  НОД по ознакомлению детей с историей нашей Родины, военной техникой России, оружием, военной одеждой;

 -   рассматривание картин о ВОВ, героях, их подвигах;

 -   чтение художественной и научной литературы;

  -  проведение викторин, конкурсов, посвящённых ВОВ.


ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ-МУЗЕЕ

«Поклонимся великим тем годам…»

1. Общие положения

1.1. Музей является тематически систематизированным собранием различных форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию.  Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Цели и задачи

2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.

2.2. Задачами музея являются:

- Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде нравственно-патриотического воспитания

- Приобщение родителей и воспитателей к нравственным ценностям.

3. Содержание и формы работы

3.1. Актив музея проводит следующую работу:

  • изучает литературно-исторические источники, соответствующие

профилю музея;

  • систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
  • обеспечивает сохранность музейных предметов;
  • создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
  • проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
  • оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

4. Руководство работой музея

4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит музеем Совет, избираемый на собрании актива. Педагогическое руководство работой музея и его Совета осуществляется педагогом, назначенным приказом заведующего.

4.2. Совет музея рассматривает и утверждает перспективные, календарные планы работы, тематико-экспозиционные, заслушивает отчёты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея, организует подготовку экскурсоводов.

4.3. Совет музея создаёт группы: поисковые, экскурсионные и лекторские.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«Поклонимся великим тем годам…»

№ п/п

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап.

Родительское собрание, индивидуальные беседы с родителями,

Педсовет,

анкетирование

сентябрь

2020

 

1.Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения. 

2

Практический этап.

1. Сбор экспонатов.
2.Оформление выставки.
3.Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение экскурсий.

октябрь 2020-апрель 2021

Создания мини-музея «Поклонимся великим тем годам…»

Образовательная деятельность

3

Подведение итогов

Заседание педагогического совета

май

2020

Альбом «Мини-музей «Поклонимся великим тем годам...»

Выставка экспонатов мини-музея


Разделы мини-музея, особенности использования

«Предметы быта военного времени» экспонаты данной коллекции принесены  детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

«Музейный фонд» (фотографии участников ВОВ, военные документы) Экспонаты данной коллекции принесены  детьми, родителями, воспитателями.

«Выставка книг» экспонаты данной коллекции собранные  родителями, педагогами. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.

«Творческие работы» экспонаты данной коллекции предоставляются воспитанниками, родителями и педагогами.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

– Создание тематических экспозиций.

- Создание аудиотеки и медиатеки по теме мини-музея.

- Создание картотеки познавательного материала, альбомов, сборников по теме мини-музея.

- Создание каталога экспонатов с подробным описанием

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.


Экспонаты мини-музея

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/

временное хранение

Ф.И.О. представившего экспонат

1

Кукла «Военный»

21.09.20

постоянное

Мещанкина Л.В.

2

Экспозиция «Девочка и мальчик в военной форме»

21.09.20

постоянное

Панов Ю.В.

3

Пилотка ВОВ

21.09.20

постоянное

Мещанкина Л.В.

4

Военная форма

21.09.20

постоянное

Мещанкина Л.В.

5

Платок Победы

21.09.20

постоянное

Мещанкина Л.В.

6

Макет танкового сражения «Последний бой»

21.09.20

постоянное

Мещанкина Л.В.

7

Муляж снаряда «Тульский пряник»

23.09.20

постоянное

Прижигалинская Е.Ю.

8

Книга «Рассказы о войне» сост. М.В. Юдаева

14.10.20

постоянное

Мещанкина Л.В.

9

Макет «Обелиск»

28.11.20

постоянное

Каранчуков М.М.

10

Кукла Санитарка

28.11.20

временное

Иргашева Е.В.

11

Статуэтка «Солдат с гармошкой»

28.11.20

временное

Иргашева Е.В.

12

Макет «Т-34»

28.11.20

временное

Иргашева Е.В.

13

14

15

16

17

18

19

20

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/

временное хранение

Ф.И.О. представившего экспонат

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия «Поклонимся великим тем годам» посвященный 70 летней годовщине Великой Отечественной Войны

Цель: воспитание патриотических чувств дошкольников, воспитание любви к Родине.Задачи:-знакомство детей с историческим прошлым нашей страны. Воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Велик...

Занятие для старшей группы детского сада Коллективная работа, посвященная 70-летию победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»

Коллективная работа, посвященная 70-летию победы в Великой Отечественной войне  Цель занятия: Познакомить детей с историческим прошлым...

паспорт мини - музея "Времена года"

Целями и задачами создания мини – музея являлось:1.     Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ.2.     Обогащение воспитательно – образов...

Сценарий праздничного концерта, Посвященного 74 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 года «Поклонимся великим тем годам!»

Цели и задачи: 1. Развивать интерес дошкольников к истории своей страны; 2. Познакомить детей с участниками Великой Отечественной войны, с воинами –интернационалистами, с воен...

Паспорт мини-музея "Великая Победа"

Формирование интереса к историческому прошлому нашего народа на основе уже имеющихся представлений о Великой Отечественной войне. Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое народа...

Презентация мини-музея в ДОУ "Поклонимся Великим тем годам!"

В презентации представлен педагогический опыт по созданию в ДОУ мини-музея военно-патриотической направленности, посвященного подвигу советского народа в годы Великой отечественной войны....

Паспорт мини-музея "Детские игрушки Великой Отечественной Войны"

Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка цел...