Программа самообразования воспитателя
методическая разработка

Belskova Galiya Vakilovna

Программа самообразования воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа самообразования38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71 »

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

 «Рассмотрено»                                                                                  «Утверждаю»

Руководитель МО                                                                             Директор МБОУ

_____/Ермолаева О.А     /                                                                   « НШДС № 71»

ФИО                                                                                        _____/Ф.Я. Манихова/

Протокол № 1 от                                                                                Приказ № 102    от  

« 01 » сентября 2020 г.                                                                      «01 » сентября 2020 г.

        

 ПРОГРАММА  САМООБРАЗОВАНИЯ

Бельсковой Галии Вакиловны

воспитателя первой квалификационной категории

на 2020 - 2025 г.

                                                                    Программа   рассмотрена

                                                                    на заседании педагогического совета

                                                                    (протокол № 1 от «01» сентября 2020 года)

Личные данные

1.1.

Фамилия

Бельскова

1.2.

Имя

Галия

1.3.

Отчество

Вакиловна

1.4.

Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

воспитатель

1.5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71 »

С 09.07.1992

1.6.

Населенный пункт (город, район)

г. Нижнекамск

Нижнекамский муниципальный район

Республики Татарстан

1.7.

Стаж (педагогический)

30

1.8.

Стаж (по специальности)

27

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа)

Высшее

г. Казань Негосударственное образовательное учреждение «Институт Экономики, управления и права»

 Диплом ВСГ 1237755 10.07.2007г.

Психология. Преподаватель психологии.

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

«Развитие профессиональных компетенций педагога ДОО в области инклюзивного образования» 64 часа, Елабужский институт (филиал) КФУ, удостоверение о повышении квалификации  КФУ УПК 075658 от 22.03.2018г. рег.№ УПК-11-00218/218

Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский Инновационный университет им. В.Г.Тимирясева» (ИЭУП) с 18.05.-30.11.2016г. «Педагогика дошкольного образования»

Диплом о профессиональной переподготовки  163404374508

рег№ ДП-2148 – 216-Н от 08.12.2016г.

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Первая квалификационная категория 2016г. - 2021г

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Почетная грамота  УДО за добросовестный труд и честь празднования дня 8марта 2005год, Почетная грамота МБУ УДО  за добросовестный труд и честь 50летия со дня рождения.

 Почетная грамота и благодарственные письма от автогородка НМР РТ

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Основные принципы и методы работы
  3. Цели, задачи, ожидаемые результаты
  4. Направления самообразования
  5. Перспективный план самообразования
  6. Литература
  7. Взаимопосещение занятий

8.         Результаты педагогической деятельности (аналитический отчет за год)

9.         Приложение (из опыта работы, свои выступления, доклады, титульники авторских  программ, разработок, сценарии открытых уроков, занятий,  мероприятий)

Методическая тема МБОУ «НШДС №71»: «Обеспечение качества базового дошкольного, начального образования, соответствующее государственному стандарту ФГОС ОВЗ, формирование ключевых компетенций, опыта социальной деятельности на основе повышения эффективности деятельности школы – сада по таким критериях, как качество, инновационность, интегрирование»

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей посредством игровой деятельности».

Работа над  темой начата:2020 – 2025 уч. г.

Предполагается закончить работу над темой:2024 – 2025 уч. г.

I. Пояснительная записка

  1. Условия возникновения данной проблемы, её актуальность

           Федеральные государственные стандарты предъявляют новые требования к системам образования: к содержанию обучения и воспитания, к методической работе, формам организации учебно-воспитательного процесса. Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе игровой деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Игровая деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду.

Цели самообразования: изучение педагогического опыта по вопросам творческого развития детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Задачи:

1.Изучение методических  подходов  и приемов решения педагогических задач по развитию творческих способностей дошкольников посредством игровой деятельности;

2.Внедрение инновационных технологий на занятиях и других формах педагогической деятельности;

3.Создание педагогических условий для развития творческих способностей воспитанников;

4.Рефлексия собственного профессионального мастерства;

5.Передача  своего опыта коллегам путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности во время открытых уроков, мастер-классов, докладов;

В ходе реализации поставленных задач для  развития творческих способностей предстоит:

1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

2.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

3. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.

4. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.

5. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

6. Работа с родителями

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации развития творческих способностей деятельности в начальной школе и предложить для разработки дошкольниками примерные темы проектов.

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний дошкольников (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта педагогов – новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт педагогов - новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
  • Использовать материалы сайта «MAAM, ns.portal».

4. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые занятия, на которых показать применение указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с педагогами по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт педагогов района по применению технологий.
  • Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
  • Взаимные посещения занятий с целью обмена опытом работы.

Ожидаемые результаты самообразования

  1. Повысить качество преподавания предметов.
  2. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  3. Разработать и провести и открытые занятия по собственным, новаторским технологиям.
  4. Создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на  личном сайте.
  5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  6. Разработать  дидактические материалы, тесты, видеопособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  7. Результаты работы над темой самообразования  поместить на школьном и личном сайте.
  8. Обобщить опыт по исследуемой теме.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления по теме самообразования

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и  требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для воспитателей ДОУ

2019- 2020

 

 регулярно

 

1раз в 3 года

 

Психолого - пепедагогическое

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Методическое

1.Совершенствовать знания современного содержания образования дошколҗников.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения в дошкольном образовании.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО.

4. Организовать работу с детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших педагогов своей школы, района, области через Интернет.

6. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев занятий, интересных приемов и находок на занятии.

9. Составить собственную коллекцию видеоприложений для занятий.

9. Проводить открытые занятия для коллег по работе.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

 регулярно

 

 регулярно

 

регулярно

 

ежегодно

 

 регулярно

 регулярно

 

регулярно

 

 2020-2025

Согласно   плана МО

 2020-2025г

Информационно –

технологическое

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по предметам, педагогике и психологии.

Регулярно

 регулярно

 

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

 

Перспективный план по теме самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2020-2021

1.Выступление на заседании школьного МО

2.Подписка на методическую литературу

3.Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2020-2021

1.Выступление на заседании школьного МО

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2021-2025

1.Выступление на заседании педагогического совета.

2.Открытые занятия на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2024-2025

1.Выступление на заседании муниципального МО по теме: «Развитие творческих способностей детей посредством игровой деятельности»

2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников».

4.Консультативная помощь педагогам, родителям и детям 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2022-2025

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Всероссийский фестиваль педагогического творчества», обмен опытом работы на  личном сайте  проекта «ns.портал».

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте или сообществе.

 

Литература по теме самообразования

1.Андреева, И. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения– М.:  

  Современная школа, 2009.

2.Ашиков, В. Совместная творческая деятельность педагога и детей // Журнал    

 Дошкольное воспитание. 1999. - №1.

3.Баландина, Л.А. Диагностическая работа или как лучше понять ребенка: метод. пособие

 – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

4.Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей Самара: Дом печати, 1994.

5.Борисенко, М.Г. Диагностика развития ребенка– СПб.: Паритет, 2006.

6.Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами М.:Пед. Общ.

 России, 2002.

7.Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества Журнал Дошкольное воспитание. - 1982. –

  №11.

8.Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников М.: Академия, 2000.

9.Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности учеб. пос. для

  студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:Академия, 2000.

10.Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему. С.

 Погодина// Журнал Дошкольное воспитание. - 2010. -№5

11.Дружинин, В.Н. Психология общих способностей– СПб.: 2007.

12.Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студентов средних педагогических

заведений – М.: Академия, 2003.

13.Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника– М.: Знание, 1986.

14.Ефремов, Н.В. Упражнения для развития творческих способностей. Журнал Начальная

школа. - 2008.

15.Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество.– М.: Карапуз-Дидактика, Сфера,

2006.

16.Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.:

ладос, 2006.

17.Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. под ред. А.А.  

Грибовской. – М.: Сфера, 2005.

18.Комарова, Т.С. Дети в мире творчества.а,1995.

19.Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду– М.: Мозаика-Синтез,

2015.

20.Комарова Т.С. Детское художественное творчество .М.: Мозаика-Синтез, 2015.

21.Корчаловская, Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих

способностей дошкольников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

22.Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника М.: Просвещение, 1996.

23.Крылов, Е. Школа творческой личности. Журнал Дошкольное воспитание. - 1992.

№7,8.

24.Кудрявцев, В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих

способностей.  Журнал Дошкольное воспитание. - 1995. - №9, 10.

25.Левин, В.А. Воспитание творчества.Томск:Пеленг, 1993.

26.Лыкова, И.А. Неужели из бумаги? Карапуз, 2007.

27.Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты

 занятий, методические рекомендации. Старшая группа. «Карапуз-Дидактика», 2012.

28.Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет– Ярославль:

Академия развития, 2002.

29.Методика обучения изобразительной деятельностью. учеб.пос. для пед. училищ

/ под ред. д.п.н. Т.С. Комаровой. – М.:Просвещение,1991.

30.Настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих

способностей дошкольников.  И.В. Груздова, С.В. Кузнецова, Е.В. Котова, Т.А. Романова.

– Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

31.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология .М.:Юрайт, 2013.

32.Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн: художественное творчество в детском саду и в семье.

М.: Карапуз-Дидактика,2006.

33.Развитие творческих способностей детей 5-7 лет. С.Г. Королева. – Волгоград: Учитель,

2010.

34.Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия  

развития, 1996.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...