Выступление на педсовете на тему: "Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"
проект (младшая группа)
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizayn-proekt_rpps_pervoy_mladshey_gruppy_.docx | 283.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского городского округа
детский сад №15 «Аистёнок»
Дизай-проект «Организация предметно-пространственной среды первой младшей группы №4 «Крохотульки»».
Разработала воспитатель:
Дорохова Елена Юрьевна
Первая младшая группа
Пушкино, 2021 уч. гг.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: администрация ДОО, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: 2020-2021 учебный год.
Сроки реализации проекта: 01.09.2020-31.05.2021гг.
Этапы и мероприятия реализации проекта:
1.Подготовительный этап:
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группа ДОУ. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды.
2.Основной этап:
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков. Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды. Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам.
3.Заключительный этап:
Подвести итоги. Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
1. Подготовительный этап.
Проблема: организовать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования.
Актуальность проблемы :
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. В настоящее время с введением большое внимание уделяется дошкольному воспитанию. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Каждый компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда дает возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество, так же станет является показателем профессиональной компетентности педагога.
Цель проекта: создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО. Привлечь внимание родителей к проблеме создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.
3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС.
4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Нормативно-правовая основа регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18.01..2012) .
- «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13( Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564.
- Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр.N 30384.
- «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
- Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений.
- Устав ДОУ.
Материально-технические ресурс (необходимые для выполнения проекта):
-подбор исторической, художественной и методической литературы,
-подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки),
-подготовка материала для продуктивной деятельности,
-дидактические, сюжетно-ролевые игры,
-выставки творческих работ детей совместно с родителями,
-создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала),
-использование интерактивных технологий ( цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук),
-материалы Интернет.
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО:
Часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Рассматривается как система условий обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности
Включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения.
Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
-реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
-в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
-учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды:
Насыщенность среды: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей.
Трансформируемость пространства: связана с полифункциональностью предметной среды, т.е. представляет возможность изменений, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Вариативность: периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей .
Доступность: свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
Безопасность: соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.
Функции развивающей предметно-пространственной среды:
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным
Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Учет основных образовательных областей ФГОС ДО:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие.
Факторы, которые следует учитывать при организации развивающей предметно-пространственной среды:
- Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
-Антропометрический фактор обеспечивает соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС.
-Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, а также режимных моментах и иметь место для организации самостоятельной деятельности детей.
2.Основной этап:
Краткое описание помещения и участка группы.
Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе оборудованы отдельная спальная и раздевальная комнаты, туалетная комната. Территория участка группы благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные кустарники, цветочная клумба, разбиты газоны. В групповых комнатах созданы центры активности. Развивающая ПРС организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, а так же материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учет особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно - пространственная среда первой младшей группы «Крохотульки» №4.
1.Уголок интеллектуального развития.
Комплектация:
-вкладыши разной формы
-игрушки-шнуровки
-мозаика
-лото по разным темам
-настольно-печатные игры
-тактильные мешочки с разным содержанием
-пирамиды
-сортеры
-игры с прищепками.
2.Уголок сюжетно-ролевых игр.
«Кухня»
Комплектация:
-кухонный уголок (стол, кресла, плита, мойка)
-набор кухонной посуды
-столовые приборы
-муляжи овощей и фруктов
-фартуки, прихватки, колпаки.
«Больница»
Комплектация:
-наборы доктора
-дидактические картинки по теме
-халат.
«Спальня»
Комплектация:
-шкаф, кроватки для кукол, тумбочка
-постельное, одежда для кукол
-куклы
-коляски
-гладильная доска и утюги.
«Уголок ряженья»
Комплектация:
-шкаф с зеркалом
-костюмы
-головные уборы
-аксессуары.
«Салон красоты»
Комплектация:
-набор парикмахера
-аксессуары для украшения.
3.Уголок природы.
Комплектация:
-дидактические картинки по сезону
-домашние животные, дикие животные, животные жарких стран
-аквариум
-различные природные материалы
-дидактические игры.
4.Уголок безопасности.
Комплектация:
-дидактические картинки
-специальные машинки
-сказки по безопасности.
5. «Книжкин дом».
Комплектация:
-различная детская литература (сказки, потешки, загадки, стихи и т.д.).
6.Музыкально-патриотический уголок.
Комплектация:
- музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен, детские гитары
- демонстрационные карточки «Музыкальные инструменты»
-музыкальная колонка
-государственная символика (герб, флаг, гимн)
-тематическая литература
-дидактические картинки «Достопримечательности г. Пушкино»
-предметы искусства народов России.
7.Театральный уголок.
Комплектация:
-ширма для игры в театр
-кукольный театр на руку («Репка», «Зайкина избушка»)
-теневой театр («Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Теремок»)
-театр масок («Репка», «Курочка ряба»)
-настольный деревянный театр («Теремок»).
8.Уголок конструирования.
Комплектация:
- конструкторы с разными способами крепления, лего
-деревянный конструктор
-объемный конструктор
- строительные инструменты (топот, пилка, молоток, плоскогубцы, ключи разных размеров).
9.Уголок ПДД.
Комплектация:
-дорожные знаки
-дидактические картинки по теме
-коврик с изображением дорожного движения
-игрушечные автомобили (легковые, грузовые, спец.техника).
10.Уголок физического развития.
Комплектация:
-мячи разных размеров
-обручи
-скакалки
-флажки
-мешочки для метания
-канаты
-кегли
-флажки, ленточки
-кольцеброс
-картотеки подвижных игр, утренней гимнастики.
11.Зона отдыха.
Комплектация:
-мягкая мебель: диван и два кресла.
3. Заключительный этап
Вывод:
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Развивающая предметно-пространственная среда в первой младшей группе"
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и ин...
Предметно-пространственная развивающая среда в первой младшей группе
"Центр сенсорного развития"...
Развивающая предметно-пространственная среда в первой младшей группе
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оц...
Анализ предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе
Анализ проведёный старшим воспитателем, содержит описание предметно-пространственной среды в первой младшей группе "Карапузы"...
Построение развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе
Развивающая предметно-пространственная среда в 1 младшей группе по ФГОС...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Предметно-пространственная среда ДО является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте, з...