Тематический досуг в подготовительной группе детского сада «День снятия блокады Ленинграда»
классный час (подготовительная группа)

Козинец Галина Владимировна

Тематический досуг в подготовительной группе детского сада «День снятия блокады Ленинграда»

Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города – о блокаде Ленинграда.

Задачи:

Познавательные:

1. Расширять знания детей об истории родного города.

2. Расширять и обогащать знания детей о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду.

 

Развивающие:

1. Активизировать словарь детей по теме занятия (осада, блокада, бомбоубежище, эвакуация).

2. Развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Посредством музыки и танца вызывать чувство сопереживания и образы героических событий.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родному городу и гордость за его героическое прошлое.

2. Воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения к людям, пережившим блокаду и защитникам города.

3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к старшему поколению.

4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, желание в будущем охранять и защищать свой город и свою страну.

 

Предварительная работа: Заучивание стихов о блокаде Ленинграда и песни «Ладога» (автор текста Богданов П., чтение художественной литературы о войне и блокаде, беседы по картинам о блокаде.

Демонстрационный материал: презентация c фотографиями из жизни блокадного Ленинграда, звуки сирены и метронома, фрагмент «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, кусочек хлеба, картинки с изображением видов Санкт-Петербурга.

Досуг сопровождается презентацией с фотографиями из жизни блокадного Ленинграда и видами Санкт-Петербурга:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический досуг в подготовительной группе детского сада «День снятия блокады Ленинграда»

Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города – о блокаде Ленинграда.

Задачи:

Познавательные:

1. Расширять знания детей об истории родного города.

2. Расширять и обогащать знания детей о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду.

Развивающие:

1. Активизировать словарь детей по теме занятия (осада, блокада, бомбоубежище, эвакуация).

2. Развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Посредством музыки и танца вызывать чувство сопереживания и образы героических событий.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к родному городу и гордость за его героическое прошлое.

2. Воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения к людям, пережившим блокаду и защитникам города.

3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к старшему поколению.

4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, желание в будущем охранять и защищать свой город и свою страну.

Предварительная работа: Заучивание стихов о блокаде Ленинграда и песни «Ладога» (автор текста Богданов П., чтение художественной литературы о войне и блокаде, беседы по картинам о блокаде.

Демонстрационный материал: презентация c фотографиями из жизни блокадного Ленинграда, звуки сирены и метронома, фрагмент «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, кусочек хлеба, картинки с изображением видов Санкт-Петербурга.

Досуг сопровождается презентацией с фотографиями из жизни блокадного Ленинграда и видами Санкт-Петербурга:

( Под музыку дети заходят в зал)

(слайд 1)

Ведущая:

-Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война.

Это была жестокая война.

 Она принесла много горя и беды в каждый дом.

Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить нашему любимому городу, раньше он назывался Ленинградом, и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны.

Дети- В Ленинграде белые ночи, июнь сорок первого года

           Выдалось жаркое лето, к утру отдыхает природа.

        -Спит летний сад, свет зари над Невой, розы, фиалки цветут,

         -Напали фашисты на нашу страну, шли танки, летели снаряды.

Отцы, деды, братья ушли на войну сражаться с фашистской армадой.

( Звучит песня «Священная война», 1 куплет)

Вед-Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8 сентября).

Дети- Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли,

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не могли

-Рано зима в этот год наступила,

Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев

Ворвалась нежданно беда.

( Песня «Мой город-герой»)

(Звучит музыка «Реквием «Моцарт)

Вед- Город был взят врагами  в окружение ( слайд 4)

Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение?

Дети- (круг, кольцо)

Вед-Правильно,так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось».

 Ещё это окружение называют блокадой

 Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами.

Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года.

Дети-Охваченный войною блокадный Ленинград.

         На улицах трамваи замерзшие стоят.

-Разрушенные здания и надпись на стене-

«Опасно при обстреле на этой стороне»

-В водопроводных кранах не вода, а лед.

И только прорубь невская всех горожан спасет.

Вед-В  блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима.

 Мороз опускался до - 40 градусов.

 Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли.

 Еле живые люди спускались на невский лёд за водой.

 На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби.

А потом долго, долго везли воду домой.

( слайд5 )

Что бы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле, разрушенных бомбежкой, зданий

(слайд 6)

 Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья в садах и парках.

 Они сохраняли их для нас с вами.

В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек.

(слайд 7)

По улицам перестал ходить транспорт, потому что не было бензина и электричества. Остановившиеся трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы.

( слайд 8)

В первый же день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар.

 Почти все продукты сгорели.

(слайд 9)

 Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты?

Правильно, в Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день .

( Слайд  10 показать)

 В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.

И в первую очередь, хлеб выдавали тем, кто стоял у станков на заводе, кто дежурил на крышах и защищал город от пожаров , когда снаряды попадали в дом.

Но многие умирали от голода.

На Васильевском острове жила большая семья Савичевых: пятеро детей, их мама, бабушка и два дяди – братья их рано умершего отца. Самой младшей была 11-летняя Таня – весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. Когда пришла война, Савичевы решили никуда не уезжать из родного города. Они даже не могли себе представить, какие тяжёлые испытания ждут их впереди. О страшной судьбе семьи Савичевых мы узнали из дневника Тани. Посмотрите и послушайте страшные записи, потрясшие миллионы сердец.

(Дети смотрят на слайд с листками дневника и слушают записи.)

Дети- Цену хлебу знает ленинградец-

Маленький кусочек, грамм сто двадцать пять..

Город не сдается, город выживает.

Мужество, отвагу  показал врагам опять.

( «Песня о блокаде»,1 куплет)

Вед-Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города.

 Окна домов ленинградцы заклеивали узкими полосками бумаги. Как вы думаете, почему? Правильно, что бы осколки стекла при бомбёжке не отскочили и не поранили людей.

 О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла.

(Дети слушают звук сирены., слайд 13)

Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь слышали звук метронома.

(Дети слушают звук метронома, слайд 14,15)

Дети- В городе воздушная тревога, вой сирены слышится опять,,

          И бомбоубежище лишь может всем спасеньем ненадолго стать.

-Стучит метроном, как сердца ленинградцев,

Всех тех, кто в блокаду тогда выживал.

Бороться, дышать, судьбе не сдаваться-

Час испытаний суровый настал.

(рассказ про кота-блокадника)

Ведущий:  -Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу.

 Во время блокады в городе работали заводы, фабрики, музеи, все блокадные дни работали театр Эстрады и ленинградское радио. ( слайд 17)

Каждый день, голодные  и обессиленные люди  пешком шли на работу.

(слайд 18)

Ленинградцы слушали по радио не только новости с фронта, но и  стихи о войне, о подвиге жителей города, музыку  и от этого у них появлялись силы, что бы жить и бороться дальше.

( слайд 19)

Дети( поют)-Смерти назло и блокаде –музыка не молчит.

           За пультом сидят музыканты, симфония в зале звучит.

         Ее прерывают бомбежки, но музыку не удержать,

         И в темноте музыканты  смогли до конца доиграть.

         Музыка будет жить вечно, - символ отваги людей.

           Назвали ее « Ленинградской»,

               По праву гордимся мы ей!(слайд 20)

( звучит фрагмент «Ленинградской симфонии»)

Ведущий:

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Впервые эта симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, в зале Филармонии. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!

(слайд 21)

Ведущая:

Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети.

 Им в голодном и холодном городе было труднее всех.

 В первый год блокадной зимы работало 39 школ.

 Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг.

 ( слайд 22)

Ведь путь в школу был опасен и тяжел.

 На улицах часто рвались снаряды.

В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила.

 Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах.

 Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу.

(слайд 23)

Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы.

( слайд 25)

В блокадном Ленинграде выступал детский танцевальный ансамбль. Бойцы смотрели на танцующих, истощенных детей и плакали, пораженные их мужеством. Каждый день юные танцоры выступали перед солдатами.

( Танец « Синий платочек»)

Иногда дети выступали совсем рядом от передовой, где шли бои, а чтобы не привлекать внимание врага лишним шумом, танцевали без музыки, под аплодисменты бойцов.. Ребята, представьте, что это вы сейчас без музыки танцуете перед солдатами, а на полу лежит не ковер, а сухая солома.

(Дети без музыки танцуют.)

Позже, ребят из танцевального ансамбля за их труд и мужество, как взрослых, наградили медалями "За оборону Ленинграда".( слайд 26)

Ведущая:-Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт.

(На видео слайде  27 грузовик, конный обоз и баржа.)

Ребята, посмотрите в каком порядке шел этот транспорт через Ладогу.

 Сначала, пока вода не покрылась льдом, шли баржи.

 Потом, по тонкому льду поехали конные обозы.

Потом, по более толстому льду, поехали грузовики.

Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен.

Дети -

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

-Бомбежки, метели, заносы,

Уходят машины под лед,

Но каждый шофер твердо верил,

Что город любимый спасет.

-Дорогой жизни Ладогу назвали,

Надеждой на спасение людей,

Раненых, больных и истощенных

Везли машины в темноте по ней.  

-Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

(Дети поют песню «Ладога»)

Ведущая-(слайд 28)

-И вот пришел день освобождения.  27 января  наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли.

В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. ( слайд 29)

Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

Дети -

-За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

-Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол – Ленинграда не поднялось.

-На Пулковских высотах, в Синявинских болотах

Бойцы сложили головы свои.

И с горечью всегда мы вспоминаем,

Всех тех, кто не пришел тогда с войны..

( слайд 30)

( Танец « Журавли»)

Вед-С тех пор прошло много лет.

 Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках.

 Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда,

 Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда,

памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев,

 Цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.

Давайте встанем, помолчим,

Почтим героев Ленинграда,

Всех , чьи жизни унесла

Та суровая блокада..

( Минута молчания)

Дети -

-В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли,

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

( Танц.композиция с цветами и шарами)

-Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

-Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -

И нет прекрасней его на земле!

(« Песня о городе»)

-Пусть летят столетья, пусть летят года-

Город наш великий  будет жить всегда.

-Петербург, Ленинград-город над Невой,

Ты- России гордость, город наш родной!

Вед-За мужество и героизм наш город получил звание «Города - героя»(слайд 31)

. Мы всегда будем помнить подвиг наших прадедушек и прабабушек, подаривших нам жизнь и спасших Ленинград .Давайте же и мы с вами будем беречь мир на Земле,будем любить наш прекрасный город Санкт -– Петербург и делать его ещё краше.

( звучит «Гимн Города», Глиэр) ( слайды 32-39)

( Дети выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический досуг в подготовительной группе детского сада «День снятия блокады Ленинграда»

Цель проведения данного досуга - обогащение знаний детей о героическом прошлом города-героя Ленинграда....

Тематическое занятие в старшей группе детского сада «День снятия блокады Ленинграда»

Расширить представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны...

Тематический досуг в подготовительной группе детского сада "900 дней блокады"

досуг посвящен освобождению блогадного ленинграда  27 января...

Тематическое занятие в старшей группе детского сада «День снятия блокады Ленинграда»

Расширить представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны...

Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «День снятия блокады Ленинграда»

Цель: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВЗадачи:- формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;- расширять знания де...

Тематическое мероприятие в старшей группе детского сада «Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…»

Обогащение знаний детей о героическом прошлом города на Неве - о блокаде Ленинграда....

Тематический досуг в детском саду «День снятия блокады Ленинграда»

Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города – о блокаде Ленинграда.Задачи:Познавательные:1. Расширять знания детей об истории родного города.2. Расширять и обогащать знания...