Проект программы по сенсорному воспитанию Малыши"
рабочая программа

Захарова Татьяна Валерьевна

Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_programmy_malyshi.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 435

Проект программы по сенсорному развитию

«Малыши»

Возраст детей: 2 – 3 года

Срок реализации программы: 1 год

Автор: воспитатель

МКДОУ д/с № 435, г. Новосибирск

Захарова Т.В.

Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха.

Программа реализуется согласно Федеральному Государственному Образовательному стандартусенсорное воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие» и направлено на достижение целей развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознанияразвития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Цель программы – формирование у детей восприятия отдельных свойств, предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства.

Основные задачи:

  • Развивать зрительные ощущения: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развивать тактильную чувствительность: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с геометрическими формами и их названиями.

Решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:

-создание в группе расширенного сенсорного уголка с различными дидактическими и игровыми пособиями;

-раннее начало обучения дошкольников;

-включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.

Содержание программы включает такие разделы, как:

 -цветовое восприятие

-величина и количество

 -развитие речи, мышления.

Учебно-тематический план

Сентябрь.

Цвет предметов - диагностика по сенсорному развитию- определить уровень развития на начальном этапе работы. - познакомить с основными цветами, учить сравнивать предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. - зрительное соотнесение цветов- рассказать о восприятии цвета на расстоянии, а так же нахождение выбора цвета по образцу.

Октябрь.

 -Цветная вода - продолжить знакомство с основными цветами (экспериментирование) - цветные кубики- учить различать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. - цветные палочки- учить различать цвета по принципу «такой – не такой», сортировать предметы по цвету.

Ноябрь.

- Бегите ко мне! – учить находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение), развивать внимание. - разложи по коробочкам- учить находить предмет определенного цвета по образцу (шарики, бусинки, пуговки) - четвертый лишний- закреплять знания цветов.

Декабрь.

-Форма предметов. -практические действия- коробочками разной формы. -зрительное восприятие формы- знакомство с эталонами плоских геометрических фигур. -эталоны геометрических форм- знакомство с названиями и использованием различных фигур.

Январь.

 -Разложи фигуры по местам (вкладыши)- познакомить с плоскими геометрическими формами (квадратом, кругом, треугольником); учить подбирать нужные формы разными методами. - Чей домик? - продолжить знакомство с плоскими геометрическими формами (квадратом, кругом, треугольником); учить подбирать формы разными методами. Катится- не катится- познакомить с объемными геометрическими телами (кубом и шаром).

Февраль.

-Фигуры играют в прятки- познакомить с объемными геометрическими телами (кубом, шаром); учить подбирать нужные формы. -сделаем бусы- продолжить знакомство с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы. -Что за форма? - продолжить знакомство с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.

 Март.

- Количество предметов. -один – много- познакомить с количеством на базовом уровне -полное – пустое- научить определять количество различных жидкостей, которое определяется на глаз. -Сколько? - учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание.

Апрель.

-Величина предметов. -найди свой домик- учить определять величину предметов (большой, маленький) -складывание 3х- местной матрешки- учить выполнять действия с предметами, различающимися по величине (большая, маленькая) -нанизывание больших и маленьких бус (моделирование) – учить детей чередовать предметы по величине.

Май.

 -Нанизывание больших и маленьких колец на стержень (пирамидки)- учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большое, маленькое». -выкладывание мозаики на тему «Курочка и цыплята» - фиксировать внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. -Вот что мы умеем! – учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).

Перспективный план по сенсорному развитию детей 2-3 лет

Тема занятия

Оборудование

Цели

Содержание образовательной деятельности

Домик для игрушек

Кукла, 4 кубика, призма, мелкие игрушки

Учить выполнять постройку из кубиков и призмы. Закрепить знание понятия «много». Побуждать обыгрывать постройку.

Гость-кукла. Строят домики для игрушек. Уточняют название деталей. Кубиков много. У кого много кубиков. Педагог показывает приемы работы. Раздаются игрушки и предлагает построить для них домики. Играют с игрушками и домиками.

Башня для игрушек

5 кубиков, флажки, укрепление на пластмассовых пробках, плоские фигурки птиц

Закрепить умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту, подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Закреплять знание зеленого цвета. Познакомить с понятием «один», закрепить знание понятия «много».

Учить убирать материал после окончания игры.

Развивать речевую активность.

Воспитатель строит башню. Дети отвечают на вопросы. Птичка прилетает в гости, любуется башенкой. Дети строят башенку. Прилетает много птичек, которые присаживаются на башенки.

Дети ставят на каждую башенку флажок, того же цвета что и башенка. Дети убирают кубики.    

Дорожка для курочки Рябы»

Игрушка курочка; раздаточное: 6-8 кирпичиков, мелкие игрушки, плоскостные изображения курочки на подставках.

Учить класть кирпичики на поверхность стола широкой гранью, плотно приставляя узкими гранями их друг к другу. Побуждать рассказывать о своих действиях. Закрепить навыки приветствия и прощания.

В гости приходит курочка и просит построить дорожку для нее. Дети строят дорожку и курочка благодарит за удобную дорожку.

Грядки для овощей

6-8 кирпичиков, 5-6 муляжей моркови и огурцов.

Учить приставлять кирпичики друг к другу широкими гранями. Закреплять понятия «много-один». Закрепить знание названий цветов: зеленый, красный.

В гости пришел зайчик с овощами. Работа по вопросам. Т. Заведенко «Морковка - сестрица». Зайчик просит сделать грядки для овощей. Педагог объясняет приемы строительства грядок. Дети строят грядки и раскладывают овощи по грядкам. Работа по вопросам. Чтение стихотворения А. Прокофьева «Огород».

Дорожка в сад и скамеечка

Игрушки-кукла, ежик, ваза с фруктами; раздаточное: кирпичики, 2 кубика, пластина, мелкие игрушки

Закреплять умение приставлять кирпичики друг к другу узкими короткими гранями. Учить строить по словесному описанию.

В гостях кукла. Чтение стих. «Я у ежика в саду»

Педагог объясняет, как нужно построить дорожку и скамейку. Дети строят постройки. Приглашают кукол в гости.

Домик для матрешки

Готовая постройка, матрешка; раздаточное: 4 кирпича, кубики, 2 призмы, пластина, матрешка- для каждого ребенка.

Учить умению анализировать постройку, определять пространственное расположение частей. Упражнять в использовании пространственных понятий: снизу, сверху. Побуждать обыгрывать постройку

Воспитатель показывает, как нужно построить домик для матрешки. Дети строят домик и приглашают в гости матрешку.

Маша обедает

Образцы постройки стола, стула, дивана; раздаточное; кубики, кирпичики, мелкие игрушки.

Учить выполнять несколько построек, объединяя их одним содержанием. Побуждать инсценировать сюжет стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»

Чтение стих. С. Капутикян «Маша обедает».  Показывает, как нужно построить мебель для Маши, чтобы Маша пригласила к себе гостей. Дети выполняют постройки. Обыгрывают стихотворение «Маша обедает»

Кто в домике живет?

Игрушки- котенок, щенок, образец постройки;

Раздаточное: 7 кубиков, призма, игрушки для обыгрывания.

Закрепить знание названий детенышей домашних животных. Упражнять в сооружении построек по образцу. Закреплять умение обыгрывать постройку, сопровождая речью.

Воспитатель показывает образец постройки. Дети строят домики для котят. В конце занятия они обыгрывают.

Зимние картинки.

Картина «Домик в снегу»; раздаточное: мозаика-грибочки с выложенной фигурой домика, игрушки для обыгрывания.

Упражнять в действиях с мозаикой. Учить выбирать соответствующие цвета для создания узора. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь.

Рассматривают зимний пейзаж, занесенный снегом дом, затем показывает домики из мозаики. Работа по вопросам. Дети выкладывают мозаикой около домиков снежок. Обыгрывают сюжеты.

Детский сад для зверят

Игрушки дикие животные, образцы постройки мебели, раздаточное: кубики, кирпичики, игрушки животных.

Уточнять представление о мебели и ее назначении.  Закреплять умение строить несколько предметов мебели по словесному указанию, обыгрывать постройки, сопровождая высказываниями о своих действиях.

Воспитатель обыгрывает ситуацию: Дети зверей хотят организовать детский сад.  Рассмотреть картинки настоящей мебели. Работа по вопросам. Педагог показывает, как нужно построить мебель. Дети строят мебель. С игрушками они играют в детский сад.

Рыбка плавает в водичке

Мини – бассейн, аквариум без рыб, заводная игрушка рыбка; раздаточное: пластмассовые емкости, игрушки рыбки, клеенчатые фартуки с рукавами.

Познакомить со свойствами воды: мокрая, льется. Закрепить знание слов: плавает, льется, мокрая. Побуждать играть с водой, имитируя действия рыбки.

Показывает, как рыбка плавает. Дети играют с водой. В процессе игры побуждает детей высказываться об их действиях и свойствах воды.

Грузовик

Образец постройки грузовика; раздаточное: 4 кубика, 2 кирпичика, 2 плоскостных колеса на липучке, мелкие игрушки.

Закреплять знание названий частей машины. Учить создавать постройки по заказу. Побуждать активно обыгрывать постройку, сопровождая игру речью.

Воспитатель ввозит машину с кубиками и кирпичиками. Работа по вопросам. Строит грузовик. Дети по образцу строят грузовик.

Цветок для мамы

Фланелеграф, рисунок цветка, геометрические фигуры для его составления; раздаточное: крупная мозаика, рисунки- образцы цветка.

Учить располагать детали на плоскости в соответствии с формой и цветом плоскостного образца. Воспитывать желание делать близким приятное.

Воспитатель читает стих о маме. Дети выкладывают из геометрических фигур цветок.  

По окончании работы воспитатель их хвалит.

Полочки для комнатных растений

Картина «В уголке природы», образец постройки; раздаточное: бруски, кирпичики, имитация комнатных растений

Закреплять умение создавать постройки из коротких брусков и кирпичиков. Закреплять умение строить по словесному указанию без показа. Побуждать обыгрывать сооружения, сопровождая игровые действия речью.

Повторяет рассказ по картине.

Показывает образец и процесс конструирования. Дети конструируют. Дети играют в свои постройки.

Бусы для куклы

Кукла, иголка с ниткой, коробки четырех цветов, бумажные шарики; раздаточное: двухсторонние цветные бумажные квадраты со стороной 7-10 см

Закреплять представление о свойствах бумаги. Учить создавать простейшие поделки из бумаги, развивать мелкую моторику. Закрепить знание цветов и их названий.

Педагог показывает, как для куклы Маши сделать бусы. Дети делают шарики из бумаги. Воспитатель нанизывает шарики на нитку.

Уточняют цвета бусинок, примеряют кукле.

Плоскостная лестница

4 бруска напольного строительного материала, различающихся по высоте, игрушка- матрешка, птичка, дерево;

Раздаточное: 4 прямоугольника, различающихся по высоте, маленькие матрешки.

Закреплять умения устанавливать соотношения величин плоских и объемных предметов, располагать предметы в порядке убывания величины. Активизировать речь.

Педагог показывает дерево и птичку. Приходит матрешка и ищет птичку. Чтение стихотворения В. Жуковского «Птичка». Дети строят из геометрических фигур лестницу. Дети обыгрывают постройку.

Праздничный концерт для игрушек

Образцы вариантов постройки стула, кресла, дивана, фонограмма плясовой мелодии; раздаточное: кубики, кирпичики, игрушки.

Побуждать самостоятельно строить предметы мебели. Учить обыгрывать постройки, сопровождая свои действия речью.

Воспитатель напоминает, что скоро праздник. Дети рассказывают стихи о весне. Педагог показывает образцы поделок. Дети строят мебель для концерта. Дети усаживают игрушек на мебель. Читают стихи, поют песни и танцуют.

Косынка для куклы

Кукла, иллюстрации к сказкам «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», лоскут ткани квадратной формы

Упражнять в сгибании квадрата ткани и бумаги по диагонали. Закреплять навыки изображения знакомых предметов и геометрических фигур.

Кукла пришла в гости. Дети рассматривают иллюстрации к сказкам. У куклы нет головного убора, дети делают косыночки для кукол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по сенсорному развитию малышей

Сенсорное развитие детей раннего возраста...

"Сенсорное воспитание малыша"

Каждый человек появившийся на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Первым источником познания являются именно ощущения....

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год

Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши»  Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание малышей в семье»

Уважаемые родители, вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования....

Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши»

сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития вообра...

Сенсорное воспитание малышей

Советы для родителей, как интересно играть с детьми, одновременно обучая при этом....