Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей
статья (подготовительная группа)

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы  с детьми. Основной  формой работы с детьми дошкольного возраста  и ведущим  видом является игра 

Именно игра позволяет построить адекватную  особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания..

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей.

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Макаренко А. С. 

Актуальность

            Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.

        ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры. 

Дети в дошкольном возрасте проходят большой путь развития. Именно в этот период они многое узнают и многому учатся. Оттого, как дети освоят знания об окружающем, о самом себе зависит их успешность. 

    Игра всегда была и остаётся ведущей для детей дошкольного возраста. Успешное освоение знаний, умений и навыков происходит в игровой деятельности, так как в игре дети перерабатывают полученные из окружающего мира знания и впечатления. Именно в сюжетно - ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность показать себя, ярко проявляет особенности мышления и воображения, свою эмоциональность и активность. 
  Современный ребёнок отражает в сюжетно – ролевой игре жизнь, которую он проживает.  В играх они отражают материальную сторону жизни семьи, новые социальные роли взрослых. Игра – это мостик между детьми и взрослыми. 
В детском саду встречаются малыши с нарушениями в общении, с  повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети.   Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения  работы по социально-коммуникативному развитию. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и в совместной деятельности с другими людьми. Социально-коммуникативное развитие детей может осуществляться лишь в контакте с взрослыми.   Особое значение для развития личности ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем и эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребенок.  Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту.

Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ребята испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый». Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Общение, и только живое человеческое общение, обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и взаимоотношения.

Цель: формирование коммуникативных умений и взаимоотношений у детей через игру. 

Задачи:

1.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.

2. Развивать навыки игровой деятельности со сверстниками и взрослыми.

3. Развивать язык жестов, мимики, словарный состав.

4. Научить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.   

Для достижения положительных результатов по данному направлению в работе использую следующие методы и приемы:

  1. Словесные (рассказ, беседа, составление рассказов и сказок, обсуждение, объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений).
  2. Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, разыгрывание театрализованных сценок).
  3. Практические (упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций, театрализация с участием детей).
  4. Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно-ролевые, здоровьесберегающие игры, пальчиковые игры, подвижные игры).

Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей существенное место занимает игра. Самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходят в игре. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему.

        И задача педагога – правильно и умело помочь воспитанникам приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.  Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагировании, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его  социально-коммуникативный опыт.


Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, я вовлекаю  детей в прямое общение. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Школа» - это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами. Для развития сюжетно-ролевых игр  воспитанников  в моей  группе, использую следующие формы работы: работа с подгруппами, организация пространства общения, формы привлечения и удержания внимания. В качестве основной формы обучения и  развития игры мной используются  следующие методы и приемы: групповые беседы, совместная деятельность (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры. С целью активного влияния на коммуникативную деятельность воспитанников мною была организована режиссерская игра «Мы в профессии играем», сюжетно-ролевая игра «Семья», «В гости к бабушке Варваре», «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» и т.д.   

На первом этапе работы мы  читаем  детскую художественную  и познавательную литературу. Чтение  художественной  литературы, общение, инсценировки; режиссерские, дидактические, театральные, народные, сюжетно-ролевые и подвижные игры помогают стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Чтобы добиться результативности, я соблюдаю принципы последовательности и систематичности.

 Провожу беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессии, наблюдение за деятельностью и отношениями людей. Создаю банк идей, сотворчество воспитателя и воспитанников: придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий; соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете, фиксирую придуманные ситуации, события при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания рассказов детей и прочее.  В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяю
три типа игрового материала (игрушек): предметы оперирования, игрушки – персонажи, маркеры (знаки) игрового пространства.


Наблюдая за самостоятельными играми воспитанников, оказываю педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации.

На втором этапе задача обучения игры усложняется. Для этого использую игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными репликами, но и самостоятельно построенными. Пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений помогают воспитанникам перейти от использования готовых реплик к построению своих. Текстовой основой для них может служить как литературное произведение, так и собственные сочинения воспитанников и педагога, рассказывания из личного опыта. Например, рассказывание на тему  «У кого дома есть четвероногий друг?». Можно использовать народные сказки и произведения писателей: «Хочу быть слоненком» Г.Остера, «Спор животных» (русская народная сказка), «Лис и рак», «Соломинка, уголек и боб» и др. На данном этапе обучаю воспитанников вести диалог по телефону, демонстрируя различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, маме, в магазин; знакомлю с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами.

На третьем этапе использую игры, которые побуждают детей к самостоятельному построению диалогов. Это игры без готовых текстов, творческие виды игр (театральные и режиссерские с придуманными сюжетами), телефонные игры-импровизации. Участие в играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Так бывает или нет?», «Турнир знатоков» и других, требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний о предметах, событиях и т.п. В играх воспитанники учатся высказывать свою точку зрения, суждения, свое мнение, а также реагировать на высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпимость.

   Предметно - развивающую  среду в своей группе  строю   таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Здесь каждый воспитанник имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет воспитанникам  объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, уголок сюжетно-ролевых игр, изостудия, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. В оборудовании есть материалы, активизирующие познавательную деятельность:

*развивающие игры, технические устройства и игрушки;  

*предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы,  и прочее;

*большой выбор природных материалов (мел, песок, ракушки, перья, уголь)  

  для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принципы гендерного подхода к развитию среды позволили  мне учесть интересы и наклонности,  как мальчиков, так и девочек.

Для мальчиков - предметы обмундирования: полицейского, пожарного, врача, парикмахера, строителя; инструменты для работы с деревом, разнообразная спецтехника.

 Для девочек -  предметы женской одежды, спецформа для сюжетно-ролевых  игр,  украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.;  

В группе очень много «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые дети  творчески используют для решения различных игровых проблем.  

     Сама шью атрибуты к сюжетно-ролевым играм - это пельмени, вареники, клубника, конфеты, пирожное и т.д. Делюсь опытом работы на педагогическом совете.

                             

          Являюсь автором настольно дидактической игры «Кукла Настя», дидактической игры «Кукольная игра. Квартира», дидактической игры «Эмоции» и т.д.

 Работаю над созданием технологических карт к сюжетно-ролевым играм, активно изучаю современные игры современных детей.    

     В нашей группе  появились  такие игры, как:

 «Туристическое агентство», «Супермаркет», «Салон красоты», «Кафе-бар», «Модельное агентство», «Салон сотовой связи», «Служба спасения» и «Полиция», «Сберегательный банк», «Ветеринарная клиника», «Медицинский центр» (атрибуты для разных специалистов), «Управляющая компания» (жилищно-коммунальная служба), «Семья», «Книжный магазин», «Пиццерия», «Аэропорт», «Автосервис», «Рекламное агентство», «Библиотека» и другие.

            IMG_3491                    IMG_3502

  
             В играх создаётся атмосфера, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости детей, поддержке детьми друг друга, взаимовыручке.

      Для качественной подготовки воспитанников к школе я подготовила очень много  различного материала, способствующего овладению грамотой, чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным  шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами;  

 материала, отражающего школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников, атрибуты для игр в школу.

  Для развития  широких социальных интересов и познавательной активности воспитанников в группе есть  энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.

   В течение всего периода работы по теме тесно взаимодействую с родителями.         Использую разные формы работы: выступления на родительских собраниях, консультации, индивидуальные беседы, коллективное творчество и совместные праздники. Ввели хорошие традиции: для детей «Пятница - день  любимой игрушки», для родителей «Родительская пятница».

 Родители принимают активное участие в жизни группы (совместные праздники, развлечения, выставки поделок и рисунков и т. д.), помогают в создании предметно-развивающей среды. Родители совместно с детьми изготавливали "Книжки - малышки", где авторами книг были дети, организовали "Мини-музей посуды». Принимают активное участие во всех мероприятиях, как  в детском саду, так и в городе:

*Областной конкурс «Русская  Краса», Диплом участника - Сапун Ангелина;  *Международный конкурс-игра «Человек и природа»  для дошкольников.    Харитонова Екатерина – I место;

*2017-2018 уч. г.  конкурс чтецов «Рассмеши Царевну Несмеяну»,  

Горбунова Саша -  1место, Соколова Варвара - 3 место.

*2017-2018 уч.год смотр-конкурс нестандартного оборудования для физкультурно - оздоровительной работы  

Горбунова Александра с мамой Ириной Сергеевной - 1 место,

Александрин Костя - 2 место.          

*2018 уч.г. Международный конкурс-игра «Человек и природа»

Устинова Лиза -1 место, Табала Андрей» - 1 место.

      В результате сложились доверительные, партнерские отношения, у родителей повысился уровень знаний о развитии речи детей. Совместная взросло-детская деятельность позволила ненавязчиво и опосредованно осуществлять обучение и коррекцию воздействия в увлекательной и интересной форме.

        Я являюсь активным  участником  методических  мероприятий, проводимых в детском саду. Неоднократно принимала участие в городских и областных смотрах-конкурсах:

*сертификат участника конкурса авторских разработок «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает»;

*сертификат участника городского конкурса дидактических пособий «Чудо-книжка»; *сертификат за участие в областном творческом конкурсе «Все для тебя, родная!»;  *участник областного конкурса «Русская краса»;

* Благодарственное письмо ГИМЦ за проведение открытых занятий в рамках Школы молодого воспитателя «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО».

*2016-2017 уч.г. - приняла активное участие в работе над проектом тематической недели «Игра – королева детства».

Имею благодарности ДОУ.

        Данные свидетельствуют: эмоциональный комфорт, непосредственное общение педагога с воспитанниками  в повседневной деятельности  и создание условий для общения детей в игре положительно влияют на формирование фонетической, лексической, грамматической сторон речи.

                               C:\Users\андрей\Desktop\Безопасность и дети\IMG_0343.JPG

                В результате целенаправленной, последовательной и системной работы воспитанники  стали употреблять в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания, выслушивать сверстников и взрослых, сюжетно-ролевые игры стали интереснее, насыщеннее диалогами, дети стали доброжелательнее и терпимее по отношению друг другу, в случае затруднений способны оказать помощь.

         C:\Users\андрей\Documents\180___04\IMG_3007.JPG                       C:\Users\андрей\Desktop\Игра\DSC08229.JPG                                                                             

           

         Воспитанники в моей группе отличаются любознательностью, активностью, коммуникабельностью, в свободной  деятельности  самостоятельностью. К концу учебного  года  воспитанники   добиваются  хороших  результатов  в развитии,  успешно  адаптируются к условиям  школы, показывают  хорошую  успеваемость  по  всем  предметам.  

     Сюжетно-ролевые игры, упражнения по развитию диалогической речи помогли добиться одновременно хороших результатов и по овладению грамматическим строем речи, звукопроизношению, увеличился запас словаря. После проделанной работы можно сделать вывод, что при систематической работе по формированию коммуникативных умений и взаимоотношений у детей через игру  можно добиться ощутимых результатов, если обогатить содержанием речевое воспитание и совершенствовать формы и методы работы.      

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему :«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста».

«Игра - как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей"

Консультация посвящена вопросу использования игр для развития реальных отношений: как товарищей, партнеров.Эти качества необходимы для становления личности адаптированной к обучению в школе....

Консультация для родителей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей".

Консультация для роди телей.Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей....

Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей

Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность....

Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей.

Консультация для педагогов  детского сада: Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей....