Мастер-класс «Знакомство дошкольников с малой формой чувашского фольклора посредством музыкальной импровизированной игры»
методическая разработка (подготовительная группа)

Мастер-класс посвящен знакомству дошкольников с историей и устройстовом колыбели, особенностями и функциями  чувашских колыбельных песен, традициями чувашского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_master-klassa_mrzukova_ev.docx31.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс
«Знакомство дошкольников с малой формой чувашского фольклора посредством музыкальной импровизированной игры»

Цель мастер – класса: 

  • показать на примере жанра колыбельной, что традиции фольклора не только не исчезли из нашей жизни, но сохраняются и развиваются в современной литературе, музыке;
  • дать представление о колыбельных песнях, их функциях, учить  использовать этот песенный жанр в совместной деятельности с детьми.

История колыбельной

Чувашское народное поэтическое творчество ведёт своё начало от глубокой древности, когда люди ещё не умели писать, поэтому ему была присуща устная форма выражения. Знакомство с фольклором начинается с первых дней и сопровождает человека всю жизнь. Воспоминание о собственном детстве и заставило меня обратиться к теме колыбельной, у меня появилось желание познакомить дошкольников с этим песенным жанром. В колыбельной, как малом жанре фольклора, соединились воедино слово и напев, как в песне, т.е. сливается воедино словесное и музыкальное искусство.

Сначала я ознакомила детей с определением «колыбельная». Слово «колыбель» этимологически происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». 

Колыбельные — это знакомство младенца с родным языком и ритмом речи. Чем больше колыбельных, потешек и пестушек будет слышать ребенок с первых дней жизни, тем лучше будут развиты его речь и мышление. У каждого народа России были свои традиционные колыбельные.

Устройство колыбели (зыбки)

Устройство колыбели для новорождённого на Руси обставлялось многими мистическими обрядами. Люльку подвешивали к потолку на гибком шесте (к шесту она крепилась с помощью верёвок). Снизу, как правило, тоже прикреплялась верёвка, позволяющая качать эту люльку (зыбку) с находящимся в ней ребёнком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.

Зыбку (сапка) изготавливали из гибкого дерева, чаще всего  из черемухи. На матице около печки забивали железное кольцо, куда вдевали этот длинный шест. Одним концом он упирался в потолок избы, а на другом конце висела колыбель (зыбка), изготовленная из  липы или вяза. Гибкий шест заменял пружину, при покачивании колыбели, он, то сгибался, то выпрямлялся. 

Дети с большим удовольствием слушали об устройстве колыбельной зыбки.

Традиции чувашского народа

Как у всякого народа, у чувашей были свои традиции, в том числе и касающиеся зыбки (чув. сапка). Прежде чем впервые положить в только что сконструированную люльку младенца, в неё обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало общенародное поверье, что кот – это большой друг домового, и он при случае непременно доложит «дедушке» (домовому) о «доброте хозяйской», а домовой постарается обеспечить в таком доме уют и покой. Колыбельные песни исполнялись одновременно раскачиванием люльки – в такт биению пульса и дыхательным движениями.

Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребёнку, имеют определённую цель – усыпить его. Этому способствует спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.

Чувашские колыбельные песни имеют такие черты: высокий тембр, медленный темп, характерные интонации, свои  персонажи, например: животные, ветер, луна, солнце и т.п. Например: 

Çывăр, пĕчĕкçĕ ачамçăм,

Тутлăн çывăрах.

Ĕнтĕ уйăх та асамçă,

Тухнă паçăрах.

(Ю.Айдаш).

Çут çурла пек çĕнĕ уйăх

Тухрĕ тÿпене.

Пĕчĕк ывăлăм, ан çуйăх,

Хуп куçусене…

(Н.Громов).

Иногда родители, чтобы усыпить своего ребенка, давали в песнях разные обещания, например, покормить его после сна:

Нянине-паппине,

Паппа тума ыйхине,

Паппа туса пĕтерсен

Парас пулать ĕмкĕçне.

(А.Орлова).

Во время пения колыбельных в доме должна была быть тишина, об этом же и пели:

Шăна вĕçсе кĕресрен

Шăналăкне карăпăр, -

Шăппăн-шăппăн çывăрма

Шăплăх юрри юрлăпар.

(Н.Васильев).

Ачине-качине

Ачашланма ачашне,

Кулкалама куллине,

Паппа тума паппине.

У-у-у…

(Н.Васильев).

Особенности чувашских колыбельных песен.

Есть и свои особенности: в чувашских колыбельных песнях гласная буква составляла первоначальный слог. Первая песня первый раз звучала так:

А-а-а, Алюшне,

Алюш паппа тăвас тет,

Паппа туса пĕтерсен,

Теттипеле выляс тет.

(А.Васильева).

Аз-буки арманта,

Веди-глагол вăрманта.

Чăпар чĕппи йăвара –

Пирен ача сăпкара.

(Н.Разов).

У всех колыбельных стихов есть, как правило, сходство: все сложные предложения разделены на простые. Есть повтор одних и тех же слов. Мелодика стихотворения, ритма, упорядоченность рифмованного текста, магическим образом действуют на малыша.

Функции колыбельных песен

Колыбельные песни выполняли следующие функции: усыпительную и воспитательную. Разные по содержанию, песни обращались или к дочери или сыну.                        Для дочери использовали такие слова как:

Шура юр пек таса пул,

Сар хевел пек сара пул.

                                    К мальчику обращались так:

Эс юман пек паттар пул,

Ваштар сил пек вайла пул.

В некоторых песнях взрослые рассказывали о строении зыбки (Сапки), например:

Чуччине – паппине,

Хурама хупĕ  - сãпки,

Уртãш йывãç – пĕкечи,

Пилеш йывãç – сиктĕрми,

Улма йывãç – çеклийе,

Çãка йывãç – пãявĕ.

Пиллĕк пирĕ – пикелчи,

Ултта пирĕ – кипкийĕ,

Çиччĕ пирĕ – çиттийĕ,

Саккãр пирĕ –минтерри шãналãк,

Тãххãр пирĕ –,

Вуннã пирĕ - тỹшекки,

Вун пĕр пирĕ – йĕмĕ,

Вун иккĕ пирĕ – кĕпийĕ,

Вун виççĕ пирĕ – саппунĕ,

Вун  тãваттã пирĕ – тутри,

Вун пиллĕк пирĕ – саррийĕ.

Содержание чувашских колыбельных

Основное содержание народных колыбельных песен – это любовь матери к своему ребёнку, её мечты о его счастливом будущем. Колыбельные песни исполняются над колыбелью с младенцем во время его укачивания и укладывания спать взрослым человеком – бабушкой, дедушкой, матерью, няней или же ребёнком-подростком, которого называют качельником. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает и засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, тёплые интонации голоса, ласковое обращение, монотонность пения. Поскольку народные колыбельные песни для детей по сути были молитвой о благополучии малыша, в них часто встречались обращения к Богу, Богородице, ангелам, животным с просьбами уберечь ребенка от болезней и несчастий, помочь ему в жизни, послать сладкий крепкий сон.

Колыбельная песня близка старинным народным заговорам. Она осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребёнку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребёнка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия.

Очень часто родители считали свою жизнь очень тяжелой, трудной, поэтому в колыбельных они желали детям счастья, хорошей жизни, большого ума.

А-ах, м-м,        

Манăн пĕчĕк чĕппĕм пур,

Кайăк чунлă ачам пур,

Мамăк пекех çăмăл пул,

Кайăк пекех çỹлтен вĕç,

Паппа ту, пысăк пул,

Пысăк пул та  ăслă пул.

И-и, а-а.

Телей уççи тупма пĕл,

Ырлăх пултăр санпала,

Хурлăх юлтăр хампала,

Эп курнине эс ан кур,

А-ах, м-м, паппа ту.

Колыбельная на слова чувашского поэта  П.Хузангая «Ҫывăр, Аптраман тавраш»

С развитием человечества развивались и колыбельные, насыщаясь значимыми словами и текстами, превращаясь в домашнее волшебство.

Самой известной колыбельной песней в настоящее время считается колыбельная на слова известного чувашского поэта Петра Хузангая «Сывар, Аптраман Тавраш».

Сĕм вăрманĕ каш та каш,
Сулхăн çилĕ ваш та ваш,
Эс ан çуйăх, ан çухраш,
Çывăр, пĕчĕкçĕ чăваш!

Урупа ан тапкалаш,
Аллупа ан çапкалаш,
Аннӳпе эс ан тавлаш,
Çывăр, Аптраман тавраш!

Ашă çумăр чаш та чаш,
Ӳс, калчам, çĕклен эс яш,
Çӳлерен çӳле кармаш.
Çывăр, пĕчĕкçĕ чăваш!

Юлташпа эс пул юлташ,
Усалпа эс ан паллаш.
Тăшманпа ан пул йăваш,
Çывăр, Аптраман тавраш!

Вырăспа та тăванлаш,
Тутарпа та эс туслаш,
Пурте — пирĕн хурăнташ,
Çывăр, пĕчĕкçĕ чăваш!

Малалла утсан — малаш,
Каялла юлсан - каяш,
Чăн çултан эс ан аташ.
Çывăр, Аптраман тавраш!

Петр Хузангай

Колыбельную нужно петь без каких-либо усилий голосового аппарата, тихо и размеренно, с теплотой в голосе и естественной интонацией, покачивая в такт песне детскую кроватку. Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают, потому что колыбельные песни исполняются нежно, негромко. Их мотив однообразный, но добрый, успокаивающий.  (поет ЕВ).

Колыбельные песни, на каком бы они языке, нужно любить и сохранять, ведь это удивительный дар прошлого, а "прошлое надо хорошо понимать, чтобы смотреть на сегодня из будущего", как справедливо отметил когда-то М. Горький. И потому я советую родителям: «Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ребенку стать сильным, умным, красивым, удачливым ».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в ...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Знакомство с малыми формами народного фольклора "Миша в гостях у ребят". Занятие в средней группе.

Дети, вы уже знаете много сказок, которые сочинил народ. В сказках заключена народная мудрость и красота нашего родного русского языка. Как называются такие сказки? Сегодня мы познакомимся с малыми фо...

Мастер - класс «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге посредством использования кинетического песка»

Данный мастер - класс  разработан с целью повышения профессионального уровня педагогов и  в создании условий для отработки практических навыков посредством игр и упражнений с кинет...

Мастер- класс «Формирование – нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам музыкального искусства»

Цель: создание условий для повышения  профессиональной компетенции педагогов  в вопросе формирования у детей нравственно – патриотических чувств  посредством народной музыки, полу...