Рабочая программа "Солнечные ступеньки"5-6 лет
методическая разработка (старшая группа)

Магомедселимова Зухра Исаевна

Рабочая программа "Солнечные ступеньки" 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnechnye_stupenki_5-6_let.docx46.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №135

Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

педагогическим советом ГБДОУ детским садом №135 Невского района Санкт-Петербурга

протокол №1 от 31.08.2020

УВЕРЖДЕНА

Заведующий ГБДОУ детским садом №135 Невского района Санкт-Петербурга

_____________ Ю.Н. Петрова

приказ № 84 от 25.09.2021

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Солнечные ступеньки»

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 5-х до 6 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Составил педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №135 Невского района Санкт-Петербурга Магомедселимова З.И.

Санкт-Петербург

2021  г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста разработана на основе программы «Солнечные ступеньки» и сформулирована на основе требований ФГОС.

Отличительным достоинством программы «Солнечные ступеньки» является её реализация с помощью тетрадей на печатной основе.

            Программа разработана и направлена на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих их социальную успешность.

            Актуальность программы заключается в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представление о себе, других людях.

                       

Направленность программы

Образовательная программа дополнительного образования детей «Солнечные ступеньки» имеет целевую направленность. Программа раскрывает основные цели, содержание и направления работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста 4-7 лет. Педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать её при разработке основных образовательных программ дошкольного образования в качестве дополнительной.

Значимой характеристикой программы «Солнечные ступеньки» является возможность её использования при организации как групповых, так и индивидуальных занятий; для организации непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности ребёнка и для организации режимных моментов.

Принципы формирования программы «Солнечные ступеньки» сформулированы на основе требований ФГОС. Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства, как периода жизни значимого само по себе, без всяких условий.

              Данный принцип в программе реализуется через учёт индивидуальных особенностей развития детей, игра является ключевым методом реализации программы. Личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей реализуется через позитивное отношение педагога к возможностям ребёнка, учёт в обучении зоны ближайшего и актуального развития. Используемая в программе педагогическая диагностика направлена на создание оптимальных условий для развития детей, а не на оценку, как итогового, так и промежуточного развития детей. Программа разработана с учётом дидактического принципа последовательности и преемственности в освоении материала, который предполагает системность обучения т.е логическую последовательность и связь между изучаемым ранее и новым материалом, что является базой для усвоения нового материала. Освоение нового материала предполагает его изучение с новых позиций, связь с личным опытом дошкольника, с его личными наблюдениями. Это создаёт предпосылки для освоения последующих тем.

Цель программы:

Развитие у детей дошкольного возраста интеллектуальных, творческих способностей, обеспечивающих их социальную успешность; содействие познавательному развитию детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи программы

Развивающие

- развивать познавательную активность, познавательную мотивацию ребёнка;

- развивать мышление, речь, мелкую моторику рук;

- учить устанавливать контакты в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверст-

  никами, договариваться, отстаивать свою точку зрения;

- развивать логическое мышление

Также решаются задачи:

Образовательные

- формировать элементарные знания об объектах, их свойствах окружающего мира;

- формировать элементарные математические понятия и представления;

- активизировать творческий потенциал ребенка

Воспитательные

- воспитывать ценностное отношение к познавательной, коммуникативной деятельности;

- воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослыми в познавательной и    коммуникативной деятельности.

Условия реализации

Программа рассчитана на один год обучения для детей от 5-х до 6 лет

Форма и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по окончанию основных режимных моментов по 25 минут. Количество часов за год – 26 час 40 минут.

Планируемые результаты

1.Развитие у детей логико -математических представлений (о числах, геометрических фигурах

2.Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (   анализ, отрицание, сравнение, обобщение.

3.Развитие интелектуально-творческих проявлений детей; находчивости, смекалки, сообразительности.

4.владеет  навыками ориентировки в пространстве;

5.ориентируется в частях суток, днях недели, временах года;

6.имеет представление о предметах ближайшего окружения, их назначении и признаках;

7.имеет представление о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида  

   условий существования, поведения;

8.знает счёт в пределах 10 правильно пользуется количественными и порядковыми числительными;

9.Развитие самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей, умений самоконтроля и самооценки;

10.классицирует предметы, объекты природы, обобщая их по определённым признакам;

11.Развитие активности и инициативности у детей.

Формы обучения

При организации образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в программе «Солнечные ступеньки» отличительным достоинством является то, что реализация программы проходит с помощью рабочих тетрадей. Образовательная деятельность с использованием рабочих тетрадей позволяет развивать произвольность и самостоятельность. Воспитанники учатся планировать и последовательно осуществлять задуманное, добиваться нужного результата. Использование тетрадей в работе с дошкольниками развивает логическое мышление, творческие способности, мелкую моторику рук. Для детей старшего дошкольного возраста время, отведённое на работу с тетрадями, должно быть не более 25 мин.

Приоритетные задачи

-Готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи;

-Потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к ним, бесконфликтное поведение.

                                                                                                                     

Комплексно-тематическое планирование для детей 5-6лет

Месяц

Неделя

Тема

Пальчиковые игры

Цели и задачи

Цель

Программные задачи

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

05.10.21

07.10.21

«Размер»

Пальчиковая игра «Что в мешочке?»,

Учить детей различать предметы по величине; большой - маленький. Формировать умение выделять и группировать предметы по величине. Умение работать по образцу.

«Подбери по размеру»

«Найди пару»

Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине и соотносить их с цифрой.

2 неделя

12.10.21

 14.10.21

«Цифры»

Считалка про цифру 1

Разучить с детьми считалку про цифру 1

«Счёт»

Пальчиковая гимнастика

Дать детям понятие о том, что такое счёт и для чего он нужен.

3 неделя

19.10.21

 21.10.21

«Ориентировка в пространстве»

Пальчиковая игра

Учить детей ориентироваться в пространстве.  «под», «за», «над»

«Ориентировкав рабочей тетради»

Пальчиковая игра «отгадай где?»

Продолжать учить детей ориентироваться в рабочей тетради. «наверху», «внизу»

4 неделя

26.10.21

28.10.21

«Время»

Игра «Успей во время»

Дать детям понятие о том, что такое «время»

«Время»

Пальчиковая гимнастика

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

02.11.21  

04.11.21

«Цифры»

Считалка про цифру 2

Разучить с детьми считалку про цифру 2

«Времена года»

игра «Деревья»

Познакомить детей с такими явлениями в природе, как времена года

2 неделя

09.11.21  

11.11.21

«Времена года»

Игра «Поставь правильно цифры»

Продолжать знакомить детей с явлениями в природе.

«Деревья»

Игра «Узнай дерево»

Расширять кругозор детей, развивать наблюдательность. Формировать умение находить дерево по его описанию. Активизировать речь детей.

3 неделя

16.11.21

 

18.11.21

«Цифры»

Считалка про цифру 3

Разучить с детьми считалку про цифру 3

«Геометричес-кие фигуры»

Игра «На что похоже?»

Формировать у детей представление о геометрических фигурах

4 неделя

23.11.21

25.11.21

«Геометрические  фигуры»

Пальчиковая игра «Соседи»

Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Закреплять порядковый счёт пределах 3

«Геометрические фигуры»

Игра «На что похоже?»

Продолжать закреплять у детей знания о геометрических фигурах. Учить детей выкладывать геометрические фигуры из счётных палочек.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1 неделя

30.11.21

02.12.21

«Различение предметов по форме»

Пальчиковая игра «Апельсин»

Учить детей видеть геометрические фигуры в формах предметов

«Различение предметов по форме»

Игра «Закончи цепочку»

Продолжать учить детей видеть геометрические фигуры в окружающих нас предметах. Закреплять счёт в пределах 3

2 неделя

07.12.21

 09.12.21

«Овощи»

Игра «Собери по форме и цвету»

Формировать у детей знания об овощах и их пользе.

«Найди в каждой группе лишний предмет»

Игра «Путаница»

Научить ребёнка, выделять существенные признаки предметов, абстрагироваться и обобщать. Развивать логическое мышление.

3 неделя

14.12.21

 16.12.21

« Знакомство с окружающим миром»

Игра « Бывает не бывает»

Формировать интерес у детей к познанию окружающего мира и познанию нового.

«Знакомство с окружающим миром»

Игра «Где что растёт?»

Воспитывать у детей бережное и доброе отношение к окружающим.

4 неделя

21.12.21

23.12.21

«Цифры»

Считалка про цифру 4

Разучить с детьми считалку про цифру 4

«Игрушки»

Пальчиковая игра «Погремушка»

Прививать к детям бережное отношение к игрушкам.

5 неделя

28.12.21

30.12.21

«Найди предметы и раскрась»

Игра «Исключи лишний предмет»

Развивать логическое мышление детей. Научить детей внимательно слушать и выполнять задания.

«Сколько месяцев в году?»

Стих-запоминалка про месяца

Получить знания о месяцах в году, научить детей наблюдать, сравнивать и обобщать и делать выводы.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1 неделя

КАНИКУЛЫ

2 неделя

11.01.22

13.01.22

«Сколько месяцев в году?»

Игра «Бывает не бывает?»

Продолжать закреплять знания детей о месяцах. Развивать речь детей

«Дни недели»

Стих - запоминалка про дни недели

Понакомить детей с названиями дней недели. Развивать память и мышление

3 неделя

18.01.22

20.01.22

«Дни недели»

Стих - запоминалка про дни недели

Закрепить знания детей о днях недели. Продолжать  развивать внимание, память и логическое мышление

«Что такое сутки?»

Стих-запоминалка про сутки

Учить детей определять части суток, уточнить представления о частях суток.

4 неделя

25.01.22

27.01.22

«Что такое сутки?»

Стих запоминалка про сутки

Закрепить знания детей о частях суток. Создать условия для логического мышления, сообразительности и внимания.

«Посуда»

И/С «А что в мешочке?»

Уточнить и расширить представление детей о посуде.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1 неделя

01.02.22

 03.02.22

«Посуда»

Игра «Разложи фрукты по тарелкам»

Закрепить знания детей о посуде. Активизировать словарный запас ребёнка.

«Одежда»

Игра «Чья одежда?»

Познакомить детей с видами одежды. Провести связь одежды с временами года.

2 неделя

08.02.22

10.02.22

«Одежда»

Игра «Один-много»

Учить детей различать предметы одежды. Воспитывать у детей аккуратность и опрятность. Активизировать словарный запас ребёнка.

«Ориентировка во времени»

 Игра «На что похоже?»

Закреплять знания и умения детей правильно называть части суток.

3 неделя

15.02.22

17.02.22

«Ориентировка во времени»

Игра «Когда это бывает?» Загадки.

Закреплять знания о временах года

«Ориентировка во времени»

Пальчиковая гимнастика. Загадки

Закреплять знания детей о временах года

4 неделя

22.02.22

 24.02.22

«Цифры»

Считалка о цифре 5

Разучить с детьми считалку о цифре 5

«Количество и счёт»

Игра «Много- мало»

Продолжать учить детей порядковому счёту в пределах 5

М

А

Р

Т

1 неделя

01.03.22

 03.03.22

«Отрицание»

Пальчиковая игра

Научить детей чётко правильно и услышать задание и выполнить его

2 неделя

09.03.22

 11.03.22

«Сравнение»

Игра « Сравни предметы»

Учить детей сравнивать различные предметы по форме, цвету и размеру.

«Точка»

Пальчиковая игра «Наши пальчики»

Научить детей аккуратно обводить карандашом по пунктиру.

3 неделя

15.03.22

 

17.03.22

«Фрукты»

Игра «Один много»

Уточнить и расширить представления детей о фруктах: их форме, цвете и отличительных особенностях. Воспитывать познавательный интерес.

«Фрукты»

Пальчиковая игра «Апельсин»

Формировать представление детей о месте произрастания фруктов и времени сбора урожая. Развивать внимание, память и наблюдательность.

4 неделя

22.03.22

 24.03.22

«Логическое мышление»

Задания на логическое мышление

Формировать у детей умение логически мыслить и самостоятельно делать выводы.

5 неделя

29.03.22

3103.22

«Транспорт»

Д/И «Автобус», «Дорожки»

Формировать у детей знания о транспорте. Учить детей различать транспорт по внешнему виду.

«Транспорт»

 Отгадывание загадок

Продолжать формировать у детей знания о транспорте. Развивать у детей зрительное восприятие и внимание. Активизировать словарный запас детей.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1 неделя

05.04.22  

07.04.22

«Транспорт и его виды»

«Транспорт и его виды»

Игра «четвёртый лишний»

Привить детям знания о транспорте и его видах. Развивать в детях зрительное восприятие, внимание логическое мышление. Активизировать словарный запас ребёнка.

2 неделя

12.04.22

 14.04.22

«Животный мир»

Отгадывание Загадок

Формировать в детях

Бережное отношение к животным. Обобщить и закрепить знания детей о домашних и диких животных. Обогащать словарный запас детей.

3 неделя

19.04.22 21.04.22

 «Мышление»

Работа в рабочей тетради. Задания на развитие логического мышления.

Развивать у детей образное мышление. Развивать сообразительность и фантазию детей.

4 неделя

26.04.22  28.04.22

«Музыкальные

инструменты»

Игра «Раскрась музыкальные инструменты»

Развивать память, внимание и мышление детей. Обогащать словарный запас детей.

М

А

Й

1 неделя

03.05.22

05.05.22

«Окружающий

мир»

Игра «Чудесный цветок»

Познакомить детей с удивительным миром, который нас окружает.

Обогащать словарный запас детей.

 «Окружающий

мир»

Отгадывание загадок.

Расширить уточнить представления детей об окружающем мире. Упражнять детей в назывании различных предметов.

2 неделя

10.05.22

 12.05.22

                           Закрепление пройденного материала

                           Закрепление пройденного материала

3 неделя

17.05.22  19.05.22

                              Итоговое открытое занятие

            «Мы считаем, мы рисуем, всё умеем и всё знаем!»

Взаимодействие педагога с родителями

№ п/п

Тема

Формы взаимодействия

Сроки

1

«Добро пожаловать»

Родительское собрание (дистанционно)

Октябрь

2

Дни открытых занятий»

Просмотр и обсуждение открытого занятия по теме «Мы считаем, мы рисуем, всё умеем и всё знаем!»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ритмике дошкольного возраста "Ступенька в прекрасное"

Дошкольный  возраст – один  из  наиболее  ответственных  периодов  в  жизни  каждого  ребёнка. Именно  в  эти  годы  закладываются...

Рабочая программа "Театральные ступеньки"

Система работы ДОУ с одаренными детьми...

Рабочая программа "Театральные ступеньки"

Программа направлена на воспитание творческой индивидуальности ребенка,  на  развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности;  освоение детьми вокально-хоро...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...

Парциальная рабочая программа «Ступеньки мастерства» по конструированию и моделированию старших дошкольников для развития предпосылок к формированию универсальных учебных действий в предметной области «Технология»

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Раз-ступенька, два-ступенька…» На основе автора программы Л.Петерсон

Программа "Раз ступенька, два ступенька..." предназначено для развития математических представлений детей при развивающих занятий. Она направлена на развития личности ребенка: разв...