Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»
методическая разработка (младшая группа)

Микулич Светлана Евгеньевна

Цель: ознакомление родителей с особенностями воспитательно –образовательной работы во 2 –ой младшей группе и возрастными особенностями детей 3 – 4 лет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»

Цель: ознакомление родителей с особенностями воспитательно –образовательной работы во 2 –ой младшей группе и возрастными особенностями детей 3 – 4 лет.

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень рады видеть вас на нашем первом родительском собрании в этом учебном году. Хочется поздравить вас, с тем, что ваши детки перешли от ясельного возраста в дошкольное детство. А это значит, что они повзрослели, и у них начинается новый этап в жизни, о котором мы сегодня немного поговорим.

И сегодня я хочу поговорить с вами об особенностях детей 3-4 лет.

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.

Итак, чему может научиться ребенок 3-х лет:

ФЭМП (Математика):

-  Ребенок может уметь составлять группы из однородных предметов; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; понимать вопрос «Сколько?».

- может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

 - может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.

- может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

-может уметь ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

-может уметь ориентировать в расположении частей своего тела. Различать правую и левую руки.

Развитие Мышления, Памяти, Внимания

1. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

2 может уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.

3. может уметь находить лишний предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор.

4. может уметь находить сходства и различия между предметами.

5. может запоминать 2-3 картинки.

6. может запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.

7. может запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза

8. может запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

9. может не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

10. может находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.

11. может обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Развитие Речи

1. может не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.

2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).

3. может уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.

4. может называть по одному признаку каждого предмета.

5. Ребенок может знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)

6. Ребенок может повторять за взрослым стишки и песенки.

7. Ребенок может знать свое имя и фамилию.

8. Ребенок может уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Окружающий мир

1. Ребенок может знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.

2. Ребенок может знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).

3. Ребенок должен может знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).

4. Ребенок может знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.

5. Ребенок может иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.

6. Ребенок может уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.

Культурно – гигиенические навыки

1.Ребенок может уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

2. Ребенок может уметь правильно пользоваться столовой ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

3. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности

4. Ребенок может уметь здороваться со взрослыми и сверстниками, называть себя и других по имени, воспитателей, помощников воспитателей, работников ДОУ по имени отчеству.

Кризис 3 лет

Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом медлит, плачет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу.

Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.

-Верно. Кризис. Кризис трех лет -то очень важный период в развитии малыша.Один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох.

 Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно делать.

Кризис - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. Возраст от 2,5 до 3,5 лет – критический. Он требует пристального внимания родителей и педагогов.

В период кризиса трех лет малыш осознает себя и стремится к самостоятельности. Он впервые открывает, что он — такой же человек, как и другие, например, как и его родители. Одним из проявлений этого открытия является появление в его речи местоимения «Я». До этого ребенок говорит о себе только в третьем лице либо называет себя по имени. Например: мальчик Федя смотрит в зеркало и говорит: «Это Федя!»

У ребенка начинает формироваться воля, которую называют «независимость». Дети не хотят испытывать излишний контроль со стороны взрослых и стремятся сделать самостоятельный выбор во многих, даже незначительных ситуациях.

Если родители заметили этот момент и поняли, что пора перестроиться и изменить прежнее отношение к ребенку, кризис трех лет может пройти достаточно гладко и безболезненно. Но если родители не осознали, что прежние методы общения с ребенком уже не актуальны на новом возрастном этапе, то ребенок может стать совершенно неуправляем.

Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом, малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок очень эмоционально выражает свое недовольство.

Назову основные симптомы этого кризиса:

1.Негативизм– это когда на ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.

- Машенька, пойдем гулять?

- Не-ет! Не пойдем!

- Ну хорошо, тогда дома поиграем!

- Не-ет! Не хочу дома!

- Пойдем тогда в гости сходим.

- Не-ет! Не пойдем в гости!

Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, он хочет продемонстрировать свою самостоятельность.

На самом деле малышу хочется гулять! Да и в гости, ох, как хочется, но ведь не он это предложил…Когда ребенку говорят «да», а он твердит «нет», малыш дает понять, что он имеет право на собственные взгляды и желает, чтобы с ними считались. Иногда взрослый, сам того не желая, может провоцировать вспышки негативизма. Это происходит тогда, когда родитель слишком требователен к ребенку, слишком строг с ним или непоследователен в своих поступках.

2.«Упрямство» это когда ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.

Например: «Бабушка просит трехлетнего Вову съесть бутерброд. Вова, играющий в это время с конструктором, отказывается. Бабушка просит его снова и снова, принимается уговаривать. Вова не соглашается. Бабушка подходит к нему через сорок минут и опять предлагает съесть бутерброд. Вова, который уже проголодался и не прочь съесть предлагаемый бутерброд, грубо отвечает: «Сказал — не буду есть твой бутерброд! Ни за что не буду!» Бабушка, расстроившись и обидевшись, начинает отчитывать мальчика: «Так с бабушкой нельзя разговаривать. Я лучше тебя знаю, что тебе надо есть».

Вова опускает голову вниз, ноздри его шумно раздуваются, губы плотно сжаты. Бабушка же, увидев опущенную голову внука, думает, что она «победила», и уже благодушно спрашивает: «Ну что, Вова, будешь есть бутерброд?» Вова вместо ответа кидает на пол детали конструктора, топчет их ногами и кричит: «Не буду, не буду, не буду есть твой бутерброд!» Он плачет от того, что, давно уже хочет есть, но не знает, как достойно выйти из создавшейся ситуации и отказаться от своего слова.

3.«Своеволие»

Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое "Я сам!". Ребенок норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Давайте разберём ситуацию.

Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мама быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:- Сам, сам, сам!

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.

Правильно ли поступила мама?

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремление к самостоятельности. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

4. Обесценивание. В глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки. Он перестаёт ценить всё, что прежде представлялось ему очень важным. Прежде, казалось бы, воспитанный ребёнок начинает бросать любимые машинки, отрывать куклам руки, вырывать страницы из книжек, больно дёргать кота за хвост. Грубит близким людям, которые раньше пользовались авторитетом. К примеру, кроха может сказать бабушку, что стукнет её, а маму может назвать плохим словом.

Мы с вами увидели, что ребёнок в этот период проявляет очень много отрицательных качеств. Родителям очень тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу самому гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями, буря настигает его изнутри.

Что же делать, если вы столкнулись с этим кризисом?

Во- первых, не паникуйте. Это естественный процесс, с которым сталкивается каждый маленький человек и его родители. Разница лишь в том, что у кого-то он протекает в мягкой форме, а у кого-то может быть ярко выраженным.

Предоставьте ребенку самостоятельность. Предусматривайте в своем расписании запас времени на самостоятельные попытки ребенка сделать то, что вы собирались сделать сами. Если ребенок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, помогите ему. Научившись выполнять что то в сотрудничестве со взрослыми, вскоре он это сможет делать самостоятельно. Периодически просите малыша вам в чем -нибудь помочь.

Не акцентируйте внимание на капризах и истериках. Во время истерики не стоит удовлетворять требования ребенка (иначе такое поведение он будет демонстрировать чаще и по любым поводам). Если начать ругать его во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребенка на что то другое и не замечайте его истерик.

Соблюдайте режим дня, он помогает формировать волю, которая так нужна ребенку для овладения своим поведением.

Не забывайте про творчество-больше рисуйте с ребенком, лепите из пластилина, вместе делайте поделки, играйте. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями.

Хочется подчеркнуть, что кризис трех лет является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Так как малыш овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и взрослые должны с пониманием и заботой относится к маленькому человеку, который познает самого себя.

У ребенка должна быть уверенность, что как бы он себя не вел, его всегда будут любить и никогда не бросят.

При внимательном, мудром и заботливом отношении к ребенку можно, не травмируя его, погасить агрессию, с которой вы столкнулись. И еще помните: осваивая негативные формы поведения, ребенок сможет в будущем уверенно сказать «нет» там, где это действительно будет уместным. 

Правила дорожного движения.

Наша задача сделать все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Обучение правилам дорожного движения требует знаний и от детей, и от их родителей. Следует  своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными.  А родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! Уважение к Правилам дорожного движения, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, - это возрастные особенности.Будет учебная деят...

Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет"

Тема: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет ».(Родительское собрание во второй младшей группе.)Цель: обогащение родительских представлений о возрастных изменениях детей 3-4 л...

Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание  "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет"

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.Уважаемые родители!Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необх...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности развития детей 3 – 4 лет».

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности развития детей 3 – 4 лет»....