Выступление на родительском собрании "Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста 3-4 лет".
консультация (младшая группа) на тему

Нургалеева Раиля Каримулловна

Даны рекомендации родителям по воспитанию и развитию детей 3-4 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Возрастные особенности развития дошкольников 3-4 лет.

У ребенка от 3до 4 лет происходят значительные изменения в физическом, психическом и социальном развитии.

В младшем дошкольном возрасте дети продолжают осваивать предметы

человеческой культуры и начинают познавать устройство окружающего мира.

Проявляется детская любознательность, ближе к четырём годам появляются первые детские «почему?». Продолжает активно развиваться речь. Возникает тяга к словотворчеству, игре со словами, благодаря чему дети овладевают родным языком.

Внимание у детей младшего дошкольного возраста неустойчиво, они сосредотачиваются на короткий промежуток времени (5-15 минут), сложно переключаются. Дети не могут быстро отреагировать на указания взрослых и переключиться на другое задание или деятельность, поэтому взрослым нужно несколько раз предупреждать детей о необходимости смены деятельности.

Запоминание материала детьми носит непроизвольный характер и происходит в разных видах детской деятельности, при эмоциональной включенности в ситуацию или многократном повторении.

В этот период помимо наглядно-действенного мышления развивается наглядно- образное мышление и ребёнку становится доступным решение задач не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, с опорой на образные представления.

Дети начинают овладевать нормами и правилами поведения в общественных местах. В этом возрасте дети активно овладевают навыками самообслуживания: учатся самостоятельно одеваться, кушать, ходить в туалет и т.д.

В изобразительной деятельности дети младшего дошкольного возраста начинают создавать предметные рисунки. Дети называют, что они нарисовали или что хотят нарисовать, при этом могут изменять свой замысел, в зависимости от полученного результата. Выразительность образа создаётся цветовыми пятнами, мазками, разнообразными линиями. Изображение носит схематичный характер. У детей складывается определённый набор образов, позволяющих передать представление о предметах и явлениях окружающего мира, например круг с отходящими линиями – это солнце, линия – дорожка и т.д. Человек изображается в виде «головонога» – круг с отходящими линиями рук и ног. Чем богаче опыт ребёнка в познании окружающего мира, тем более разнообразными будут его рисунки.

Занимаясь аппликацией, дети приклеивают готовые формы или создают форму по обозначенному взрослым контуру: например «посыпают» бумагой или природными материалами на обозначенный клеем контур предмета. Из-за недостаточного развития тонкой моторики дети не могут самостоятельно пользоваться ножницами. В конструировании из строительного материала дети младшего дошкольного возраста способны выделить основные части предмета, их форму и величину, подобрать детали для несложной постройки и соотнести их между собой.

В возрасте 3-4 лет в общении со сверстниками дети ожидают от них, помимо доброжелательного внимания, удовлетворения потребности в сотрудничестве. Можно наблюдать первые эпизоды совместных игр. Общение со взрослым приобретает внеситуативный характер, то есть содержанием общения может стать не представленная в данный момент ситуация, например ребёнка интересует, где живут зайцы или что любит есть медведь. Сотрудничество со взрослым вплетено в познавательную деятельность, возникает так называемое теоретическое сотрудничество. Самостоятельное понимание устройства мира не доступно дошкольнику, и одним из возможных способов его познания становится общение со взрослым. Освоение интересного мира взрослых происходит в игре, в процессе моделирования социальных отношений.

Становление сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности дошкольного возраста происходит постепенно и зависит от социального и игрового опыта детей, воспитания, социальных условий жизни, развития воображения, мышления, речи, общения. Сначала возникают цепочки игровых действий, которые могут объединяться с другими цепочками, затем развивается сюжет. Дети развивают сюжет, в зависимости от имеющегося материала, а затем к сюжету подбирает необходимые материалы и игрушки.

Так как дети ещё не приобрели достаточных навыков в разрешении конфликтных ситуаций и претендуют на одни и те же игрушки и предметы в силу высокой степени подражательности и низкой произвольности поведения, то возникающие недоразумения разрешают, как правило, силовыми способами, т.е.отбирают понравившуюся игрушку или предмет, толкают, ударяют и т.д. При этом еще не могут увидеть ситуацию со стороны в силу своей эгоцентрической позиции и

считают себя правыми в любом конфликте. Конфликты, в силу не развитой ещё

произвольности, зачастую протекают с высоким эмоциональным накалом. У детей

этого возраста не достаточно способов урегулирования конфликтов, организации

совместной деятельности.

Дети постепенно выходят за пределы семейного круга. Развитие образа себя

происходит в общении со взрослыми, прежде всего, близкими и педагогами

дошкольной организации и сверстниками. Общее положительное, не

диффиренцированное самоощущение к концу младшего дошкольного возраста

постепенно начинает расшатываться и ребенок понимает, что он не всегда поступает

правильно. Для детей дошкольного возраста присущи завышенное представление о

своих возможностях (я всё могу) и позитивная самооценка. В тех случаях, когда

ребёнок не находит необходимого отклика окружающих, у него складывается заниженная  самооценка, которая определяет малую инициативу и самостоятельность при исследовании нового, плохую социальную адаптацию, робость, застенчивость в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме"Художественно-речевое развитие детей дошкольного возраста"

Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...

Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"

Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"...

Выступление на тему "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются направления социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста....

Выступление на педагогическом совете "Особенности развития детей раннего возраста"

Текс выступления на педагогическом совете "Осрбенности развития детей раннего возраста"...

Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития....

Выступление перед педагогами "Основы познавательного развития детей дошкольного возраста" (с презентацией)

Выступление разработано для участия в районном семинаре для педагогов ДОУ "Создание условий для развития познавательной активности детей дошокльного возраста в соответствии с требованиями совреме...