Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"
статья на тему

Дорофеева Наталья Михайловна

Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kursah.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ « Центр развития ребенка - детский сад №73»

Выступление на тему:

«Социально - личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры»

Выполнила: воспитатель

        Дорофеева Н.М.

Саранск 2015

Социально-личностное развитие детей

дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры.

Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения.

Сегодня перед дошкольным образованием стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности.

Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. В связи с этим остро стоит вопрос о применении национально-регионального компонента в воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и обладания языком своего народа. Региональная культура является для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. И сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.

Мордовия является многонациональным регионом, на территории которого проживают мордва, русские, татары, чуваши, а также представители других народов. Однако тот факт, что все они проживают на территории республики, делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языком, музыкой, литературой, изобразительным искусством народа, издавна проживающего на территории Мордовии.

Одними из самых значимых средств и форм этнокультурного воспитания являются народное творчество, танцы, дидактические игры этнокультурного содержания.

Важным средством приобщения детей к национальным традициям, является детская художественная литература. Влияние художественной литературы на приобщение дошкольников к национальным традициям разных народов значительно усиливается, если одной и той же темой объединено несколько произведений. На это следует обращать внимание при изучении средств межнационального общения.

Педагогу необходим продуманный отбор и умелое преподавание выбранного материала (выразительное чтение, музыкальное исполнение, а также организация такой деятельности детей (игры-драматизации, рисование, музыкальное и поэтическое творчество) , в которой они активно воспроизводят увиденное и услышанное. В результате проведенной таким образом работы у детей развивается эмоциональная отзывчивость, способность проникаться сочувствием к судьбе героев. Такое построение работы созвучно закономерностям и специфики социального развития детей старшего дошкольного возраста, а, следовательно, наиболее эффективно.

В обогащении социально-нравственного опыта старших дошкольников в процессе приобщения к национальным традициям одним из наиболее эффективных средств является декоративно-прикладное искусство. Особенно ценным представляется богатейшее наследие мордовских мастеров, запечатлевших в своих произведениях многовековые традиции мордовского народа.

Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это художественная литература и фольклор. Произведения народного искусства всегда были близки природе ребёнка. Простота произведений, многократная повторяемость элементов, лёгкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия привлекают детей, и они с удовольствием используют их в своей деятельности. Народное творчество (фольклор) является значительной частью культурного опыта человека. Ценность его использования в развитии ребёнка дошкольника заключается в уникальном объединении в этих произведениях народного традиционного опыта и возможности импровизации.

Мордовский фольклор представляет собой большую художественную ценность, имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Обращение к фольклорному искусству мордовского народа даёт неоценимый материал для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Приобщение детей к мордовскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Мордовский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен легендами, сказками, стихами, произведениями малых жанров (потешки, прибаутки, заклички, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песенки).

Известно, что дети дошкольного возраста чутко откликаются на потешки, прибаутки, пестушки. Эти виды фольклора издавна создавались на потеху детям. Знакомство с ними расширяет кругозор детей, обогащает и чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Детям очень нравятся небольшие стихотворные тексты, которые как бы поддразнивают ребёнка, но в то же время побуждают его к действию и выражают похвалу за сделанное.

Поэтические образы мордовских колыбельных песенок доступны даже самым маленьким детям в детском саду. В них поётся о птицах (сорока, ворон) , о животных (коровушка), о предметах домашнего обихода. Они знакомят ребёнка с внешностью, повадками птиц и животных, присутствуют в них и нравоучения, мечты о будущем ребёнка.

В пословицах восхваляется любовь к родной земле, трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. Они имеют большую значимость для нравственного воспитания детей: (Доброе дело - добром оплачивается. В родном краю жизнь как в раю. Материнское слово – святое слово). Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.

Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность, являются для детей одним из видов познания окружающего их мира. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Мордовские загадки знакомят детей с природными явлениями, зверями и птицами, с окружающим миром.

Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Мордовские сказки знакомят детей с историческим прошлым мордовского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.

При обучении обрядам, обычаям, играм  педагоги значительное внимание уделяют познанию детьми истории и этнографии родного народа.

С этой целью в нашем детском саду создан мини-музей  «Краеведение», где собраны и экспонируются старинные предметы быта, одежда. В целом опыт коллектива детского сада обращен к лучшим обрядам и обычаям  народа, благотворно влияет на воспитание детей.

Приобщение детей к национальной культуре, к ее обычаям и традициям, начинается с ознакомления со столицей нашей республики. Организуются экскурсии по улицам города, с целью ознакомления с достопримечательностями и памятными местами. Посещение Краеведческого музея им. И.Д. Воронина, Музея боевой славы и  Мордовского Республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрзи позволяет воспитать чувства гордости за свою малую родину.  Из многочисленных рассказов, экскурсий дети узнают о подвигах, совершенных нашими земляками в годы отечественной войны, где лучшие люди отдали свою жизнь во имя счастливой жизни.

Итак, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры, посещения памятных мест дети знакомятся с богатством и разнообразием мордовской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его личности.

Таким образом, во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев, сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Приобщая детей к культуре и традициям окружающей среды жизнедеятельности, мы тем самым воспитываем в них чувство уважения, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, городу, стране в целом, а также чувство гордости за них. Более того, зная культуру своего народа, ребенок будет относиться уважительно и к культуре другого.

Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию социально-личностных свойств, которые проявляют себя на уровне человеческих отношений, нравственно-патриотических позиций, т.е., в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Список литературы:

1. Беляева Н. Ф, «Этническая культура мордвы и традиции воспитания детей»// Учебное пособие МГПИ им. Евсевьева, Саранск, 2009 – 89с

2. Гришняева И. В. «Приобщение к национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста»// Сборник «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», Саранск, 2008

 3. Интернет сайты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

Актуальность:Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое...

Выступление из опыта работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность средствами устного народного творчества»

Выступление из опыта работы «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологическую деятельность  средствами устного народного творчества»...

"Воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."

Педагогический проект "Воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры"...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ

Актуальность проблем, связанных с формированием духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, бесспорна. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления ду...

«Развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

laquo;Развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры» Актуальность:Воспитание гражданина и патриота, знающего и люб...

Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры»

В консультации говорится о важности развития речи ребёнка дошкольного возраста .Одним из эффективных способов развития речи детей дошкольного возраста является приобщение их к истокам русской народной...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

                      Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая...