«Развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»
статья

«Развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

 

Актуальность:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, фольклора. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.

Духовно-нравственное воспитание на основе народных традиций, фольклора с давних лет формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Дети в повседневной жизни в настоящее время очень мало получают информацию о русской культуре, традициях. Поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры через детский фольклор. Ведь ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

 Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор «обслуживает» ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «попевки», «частушки», «потешки».

Детский фольклор — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему.

 Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях — почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это язык эмоционального общения.

Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т. д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок. 

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Из родника музыки начинает пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.

Погружая ребенка в мир национальной культуры, фольклора мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте– мир родного города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине. Уже в дошкольном возрасте, открывая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного края, задача взрослых – способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. 

Совместная деятельность по данной теме включает в себя и знакомство с различными народными играми, настоящими кладезями народной мудрости. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т. е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков и быть эмоционально отзывчивым. Весёлые считалки, прибаутки, загадки, потешки и другие формы устного народного творчества в ходе совместной деятельности обогатят словарный запас воспитанников, разовьют чувство юмора, способность самовыражения.

 

Цель: познакомить детей с традициями и истоками русской народной культуры.

 Задачи:

  • Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
  • Развитие творческих способностей дошкольников;
  • Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
  • Знакомство детей с традициями и образами русского народа.
  • Создание условий для развития эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности
  • Воспитание эстетических чувств.
  • Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа сообразно возрасту (масленица, рождество);

 

Работа в данном направлении включает в себя три этапа:

 

 

1 этап. Подготовительный

Постановка целей, задач работы:

  • диагностика на начало реализации плана;
  • составление перспективного плана работы с детьми по выбранной теме;
  • выбор методов и приемов для работы по теме;
  • использование инновационных технологий;
  • создать условия, способствующих формированию творческих музыкальных способностей;
  • Диагностика на начало реализации плана
  • Изучение методической литературы
  • Составление перспективного плана работы с детьми
  • Выбор методов и приемов для работы по теме
  • Использование инновационных технологий

 

2 этап. Организационный

  • Реализация плана;
  • Подготовка конспектов занятий, сценариев
  • Оформление наглядных пособий, атрибутов для игр, танцев, интерьера зала.
  • Создание картотеки игр на развитие творческих музыкальных способностей
  • Проведение совместной досуговой деятельности, праздников.
  • Развитие музыкальных способностей у детей.
  • Выявление одаренных детей

 

Работа с родителями:

  • Индивидуальные беседы с родителями;
  • Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам;
  • Совместные праздники и развлечения
  • Круглый стол
  • Оформление информации для родителей
  • Родительские собрания, консультации.

 

3 этап. Завершающий

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практического материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (конспекты, сценарии, результаты продуктивной деятельности детей
  • Итоговая диагностика, выводы.

 

 

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:

  • Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.
  • Знакомство с музыкальными играми и хороводами.
  • Знакомство с народными музыкальными инструментами.
  • Знакомство с традициями и обрядами русского народа. 

 

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Музыкально-дидактические игры
  • Развлечения, фольклорные праздники;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, чтение сказок;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.
  • Игры-эксперименты со звуками
  • Музыкальные пальчиковые и логоритмические игры
  • Музыкально двигательные игры-импровизации
  • Музыкальные сказки – шумелки.
  • Музыкальные игры-фантазии
  • Игры – путешествия и игры – эксперименты

 

Методы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

• словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;

• наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т. п.;

• игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;

• исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий- встреч.

 

Формы занятий: групповые.

Работа по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой рассчитана на детей 3–5 лет.

Занятия проводятся один-два раза в месяц.

Продолжительность 15–20 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации: 2 года

 

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

 

Формы работы с родителями.

Особое внимание в работе хочется уделить укреплению связей с родителями. Родители должны стать не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие в праздниках, участвуют в конкурсах по изготовлению самодельных музыкальных игрушек и элементов костюмов, в работе круглого стола. Планируются следующие мероприятия по работе с родителями:

  • Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
  • Беседы;
  • Выпуск брошюр по народному декоративно-прикладному искусству и русским народным праздникам;
  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • Совместные с родителями праздники

 

Результаты:

Главным результатом стало развитие нравственных качеств личности ребёнка, формирование интереса к истокам русской народной культуры.

В результате проведенной работы у детей сформировался комплекс определенных умений навыков ребенка:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины
  • Широкое использование всех видов фольклора в повседневной жизни.
  • Наличие у детей представлений о народных праздниках и традициях;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию

Для родителей:

  • Повышение компетентности родителей по вопросам организации работы по приобщению к русской национальной культуре

Для педагогов:

  • Повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
  • Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • Творческое использование образцов музыкального фольклора в различных видах детской деятельности.

Список литературы

1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988

2. Н. В. Берденникова «Весёлая ярмарка» Ярославль «Академия развития» 2005

3.Рытов М. Н. «Русская ложка», СПб 2015

4. «Хрестоматия по фольклору», М. Просвещение 2005

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

 

Актуальность:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, фольклора. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.

Духовно-нравственное воспитание на основе народных традиций, фольклора с давних лет формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Дети в повседневной жизни в настоящее время очень мало получают информацию о русской культуре, традициях. Поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры через детский фольклор. Ведь ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

 Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор «обслуживает» ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «попевки», «частушки», «потешки».

Детский фольклор — это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему.

 Потешки всегда удовлетворяли потребность ребенка в движениях — почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это язык эмоционального общения.

Взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников, осваивают их и все, что с ними связано (считалки, скороговорки и т. д.), а потом уже включаются и в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок. 

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей. Из родника музыки начинает пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.

Погружая ребенка в мир национальной культуры, фольклора мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте– мир родного города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине. Уже в дошкольном возрасте, открывая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного края, задача взрослых – способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. 

Совместная деятельность по данной теме включает в себя и знакомство с различными народными играми, настоящими кладезями народной мудрости. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т. е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков и быть эмоционально отзывчивым. Весёлые считалки, прибаутки, загадки, потешки и другие формы устного народного творчества в ходе совместной деятельности обогатят словарный запас воспитанников, разовьют чувство юмора, способность самовыражения.

Цель: познакомить детей с традициями и истоками русской народной культуры.

 Задачи:

  • Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
  • Развитие творческих способностей дошкольников;
  • Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора.
  • Знакомство детей с традициями и образами русского народа.
  • Создание условий для развития эмоционального восприятия народной музыки в различных видах музыкальной деятельности
  • Воспитание эстетических чувств.
  • Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа сообразно возрасту (масленица, рождество);

Работа в данном направлении включает в себя три этапа:

1 этап. Подготовительный

Постановка целей, задач работы:

  • диагностика на начало реализации плана;
  • составление перспективного плана работы с детьми по выбранной теме;
  • выбор методов и приемов для работы по теме;
  • использование инновационных технологий;
  • создать условия, способствующих формированию творческих музыкальных способностей;
  • Диагностика на начало реализации плана
  • Изучение методической литературы
  • Составление перспективного плана работы с детьми
  • Выбор методов и приемов для работы по теме
  • Использование инновационных технологий

2 этап. Организационный

  • Реализация плана;
  • Подготовка конспектов занятий, сценариев
  • Оформление наглядных пособий, атрибутов для игр, танцев, интерьера зала.
  • Создание картотеки игр на развитие творческих музыкальных способностей
  • Проведение совместной досуговой деятельности, праздников.
  • Развитие музыкальных способностей у детей.
  • Выявление одаренных детей

Работа с родителями:

  • Индивидуальные беседы с родителями;
  • Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам;
  • Совместные праздники и развлечения
  • Круглый стол
  • Оформление информации для родителей
  • Родительские собрания, консультации.

3 этап. Завершающий

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практического материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (конспекты, сценарии, результаты продуктивной деятельности детей
  • Итоговая диагностика, выводы.

Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений:

  • Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.
  • Знакомство с музыкальными играми и хороводами.
  • Знакомство с народными музыкальными инструментами.
  • Знакомство с традициями и обрядами русского народа. 

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой: 

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Музыкально-дидактические игры
  • Развлечения, фольклорные праздники;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, чтение сказок;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.
  • Игры-эксперименты со звуками
  • Музыкальные пальчиковые и логоритмические игры
  • Музыкально двигательные игры-импровизации
  • Музыкальные сказки – шумелки.
  • Музыкальные игры-фантазии
  • Игры – путешествия и игры – эксперименты

Методы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой: 

словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;

наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т. п.;

игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;

исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий- встреч.

Формы занятий: групповые.

Работа по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой рассчитана на детей 3–5 лет.

Занятия проводятся один-два раза в месяц.

Продолжительность 15–20 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации: 2 года

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Формы работы с родителями. 

Особое внимание в работе хочется уделить укреплению связей с родителями. Родители должны стать не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие в праздниках, участвуют в конкурсах по изготовлению самодельных музыкальных игрушек и элементов костюмов, в работе круглого стола. Планируются следующие мероприятия по работе с родителями:

  • Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
  • Беседы;
  • Выпуск брошюр по народному декоративно-прикладному искусству и русским народным праздникам;
  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • Совместные с родителями праздники

Результаты: 

Главным результатом стало развитие нравственных качеств личности ребёнка, формирование интереса к истокам русской народной культуры.

В результате проведенной работы у детей сформировался комплекс определенных умений навыков ребенка: 

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины
  • Широкое использование всех видов фольклора в повседневной жизни.
  • Наличие у детей представлений о народных праздниках и традициях;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию

Для родителей:

  • Повышение компетентности родителей по вопросам организации работы по приобщению к русской национальной культуре

Для педагогов:

  • Повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
  • Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • Творческое использование образцов музыкального фольклора в различных видах детской деятельности.

Список литературы

1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988

2. Н. В. Берденникова «Весёлая ярмарка» Ярославль «Академия развития» 2005

3.Рытов М. Н. «Русская ложка», СПб 2015

4. «Хрестоматия по фольклору», М. Просвещение 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)

Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

laquo;Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории»...

"Воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."

Педагогический проект "Воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры"...

Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры»

В консультации говорится о важности развития речи ребёнка дошкольного возраста .Одним из эффективных способов развития речи детей дошкольного возраста является приобщение их к истокам русской народной...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

                      Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая...