ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ
консультация (старшая группа)

Проскурина Екатерина Ивановна
Актуальность проблем, связанных с формированием духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, бесспорна. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у воспитанников дошкольного учреждения как одну из приоритетных задач. [1] Это ориентирует педагогов на нравственно-духовное становление личности ребенка через приобщение к общечеловеческим ценностям: любви, добру, милосердию, жертвенности, совести, чести, единству и братству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ

Актуальность проблем, связанных с формированием духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, бесспорна. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у воспитанников дошкольного учреждения как одну из приоритетных задач. [1] Это ориентирует педагогов на нравственно-духовное становление личности ребенка через приобщение к общечеловеческим ценностям: любви, добру, милосердию, жертвенности, совести, чести, единству и братству.

Дошкольное детство – это один из наиболее значимых периодов в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые качества личности: самооценка, эмоциональный интеллект, нравственные ценности, предпосылки к социализации, образующие устойчивую индивидуальность человека. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». 

Многолетний опыт работы в ДОУ позволил педагогам выстроить систему работы с детьми дошкольного возраста, направленную на формирование у них духовно-нравственных качеств, таких как ответственность, сопричастность к культурному наследию, чувство уважения, гордости и т.д. Неиссякаемым источником для развития духовно-нравственных ценностей дошкольников являются православные праздники. У ребят появляется возможность окунуться в мир старины, прикоснуться к духу русского народа, ощутить себя неотъемлемой его частью.

Всего православная церковь имеет в своем календаре более двухсот шестидесяти праздников. Из них двенадцать важнейших – «двунадесятых» праздников. Но следует помнить, что Пасха или Светлое Христово Воскресенье не входит в число великих праздников, ибо считается праздником праздников. Начинается изучение традиций праздника через семейные традиции. Дети наблюдают, как дома родители, а особенно старшие члены семьи готовятся к великому празднику. Параллельно в детском саду проводятся тематические мероприятия: рисование и лепка пасхальных яиц, аппликации вербы, рассказы о традиции празднования Вербного Воскресения, беседы о празднике (люди ходят в церковь, красят яйца, пекут куличи, убирают свой дом), просмотр видеороликов и т.д. Уделяется внимание тому, что в России существует традиция делать родным и близким рукодельные подарки: нарисовать и разукрасить открытку, сделать корзиночки для яичек и куличей, красивые бумажные цветы. Одним словом – для любого возраста полет фантазий не ограничен.

В светлый и радостный праздник Пасхи работниками воскресной школы в храм «Всех Скорбящих Радость» ежегодно приглашаются воспитанники детского сада «Росинка» и их родители. Все присутствующие в очередной раз с огромным интересом послушали песни и стихи, посвященные празднику Пасхи, подготовленные детьми нашей группы. Затем посмотрели кукольные спектакли «Колобок» и «Курочка ряба» на новый лад, которые показали дети воскресной школы, где просматривались добро, уважение, любовь друг к другу. Все с трепетом слушали песню в исполнении детей старшего возраста, матушки Юлии и отца Григория. Затем детям были вручены пасхальные угощения. Радости и ликования детей от совместного мероприятия не было конца.

Любимейший праздник взрослых и детей – Рождество Христово. В детском саду мы предлагаем детям через театральную деятельность показать историю рождения младенца Иисуса Христа. Рассказываем историю новогодней елки и объясняем детям, что елка – это символ вечной жизни. На Руси ее наряжали на Рождество. В праздник Рождества все прекрасно: от подарков до завораживающих игрушек на елке. Воспоминания о празднике оставляют в детских сердцах светлые воспоминания и впечатления на долгие годы.

И в этот светлый православный праздник – Рождество Христово после всеночной службы 7 января в Храме в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость» состоялся утренник в Воскресной школе, приглашенными гостями которого стали и  ребята нашей группы.  Старшей группой воспитанников Воскресной школы был подготовлен спектакль на рождественскую тематику. Хор клироса подарил зрителям  рождественские колядки и песнопения. А малыши нашего сада порадовали многочисленных прихожан и зрителей песнями и новыми стихотворениями, специально разученными к этому великому празднику. В конце праздника настоятель Храма протоиерей о. Григорий, подарил маленьким артистам сладкие рождественские подарки!

Ежегодно на Святки наши дети наряжаются и колядуют по соседним группам, поют шутливые песни, в которых желают богатого урожая, здоровья, добра и благополучия. Ведь Святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь нуждающимся.

Праздник Крещения завершает длительный цикл праздничных святок. Дети с интересом слушают рассказы о том, что на нашей территории на Крещение ходили к колодцу, брали фонарь, опускали в колодец и ждали, пока вода «закипит», то есть шелохнется. Люди в этот момент брали воду, считая ее целебной.

Еще в нашей «Росинке» стало традицией проведение фольклорного праздника Масленица, в процессе которого дети знакомятся с произведениями устного народного творчества (пословицами поговорками, потешками, частушками, загадками, закличками), народной музыкой, играми, персонажами фольклора (скоморохи, Весна-красна, Масленица и др.). Традиционно праздник проводится на игровой площадке с участием воспитателей, родителей. Дети и взрослые исполняют народные песни, частушки, рассказывают пословицы и поговорки о весне и солнышке, загадывают загадки. Всегда приятным и ожидаемым завершением праздника является угощение участников вкусными, «с пылу, с жару» блинами.

Особенно ребятам интересен фольклорный праздник Троицы: танцы с яркими ленточками, хороводы вокруг березки в русских сарафанах, пироги. Во время обрядового праздника «День Ивана Купалы» дети узнают много поучительного о целебных свойствах многих трав, в конце праздника все прыгают через крапивный костер.

Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей большую роль играет организация развивающей среды.  В нашей группе оформлен православный уголок, где подобрана литература для детей дошкольного возраста, изготовлены поделки к православным праздникам.

Особое значение в образовательной деятельности детского сада уделяется работе с семьей. Мы проводим с родителями воспитанников мероприятия по возрождению отечественных традиций и обычаев на основе изучения культуры и истории своего народа, обеспечивающих процесс социализации становления ребенка как личности. Педагогическое просвещение родителей осуществляется через родительские собрания, тематические встречи, консультации о значении семейных традиций, а также совместную детско-родительскую деятельность.

Подводя итог, необходимо отметить, что традиции проведения православных и народных праздников в детском саду играют важную роль в приобщении дошкольников к народной культуре и формированию у них духовно-нравственных ценностей. Под влиянием впечатлений от праздников дети становятся более дружелюбными, лучше общаются друг с другом. Происходит формирование коллектива, где каждый самоценен, и все пребывают в гармонии друг с другом, формируются нравственные ценности и традиции семьи, расширяется объѐм знаний и кругозор в области духовной культуры.

Список литературы

  1. Данилюк, А.Я.  Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 2011, - 15 с.
  2. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008, - 32 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории и традициям родного края».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к православным праздникам.

Проект "Пасху радостно встречаем" направлен на воспитание детей через приобщение к православным праздникам....

Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...

"Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к народной культуре"

В наше время, полное тревог и противоречий, когда бесчеловечность, силовое давление и бездуховность становятся нормой в сообществе, возврат к истокам народной мудрости и традиций сможет помочь ребенку...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

                      Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая...

Сообщение на педсовете "Формирование гражданско – патриотических и духовно – нравственных представлений у детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории."

Материал по формированию гражданско – патриотических и духовно – нравственных представлений у детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории....