Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Мельник Наталья Захаровна

В документе расписана методика проведения подвижных игр для старшей группы детского сада в виде таблицы, что удобно для распечатки и использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

(автор: Мельник Н.З)

Старший дошкольный возраст — это этап развития ребёнка, опирающийся, с одной стороны, на весь тот опыт, который малыш получил ранее, а с другой — на новообразования в его личности, обусловленные переживанием рубежа 5–6-летия. Эти особенности определяют и общую стратегию образования ребят старшей группы, которая реализуется в дошкольных учреждениях развивающими занятиями различной направленности. У педагогов должны быть устойчивые представления о психолого-педагогических и методических тонкостях подготовки и проведения таких уроков.

Особенности развития детей 5–6 лет

Чтобы понять суть и целесообразность проведения занятий по развитию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), следует начать с рассмотрения возрастных психолого-педагогических особенностей личности детей 5–6 лет.

В 5–6 лет в развитии детей происходит целый ряд изменений — возрастает самостоятельность, развиваются познавательные процессы и морально-нравственные качеств.

Таблица: психолого-педагогические характеристики старших дошкольников в контексте организации развивающих занятий

Область развития

Основные черты и их влияние на организацию занятий

Развитие социально-эмоциональной сферы

  • Постепенное осознание связей и зависимостей в поведении и отношениях людей и их действий (это даёт возможность учиться рефлексировать на заключительном этапе урока, то есть говорить о том, что понравилось, что нет, что получилось, что не удалось и почему);
  • самостоятельно сделанный положительный нравственный выбор (так, ребята сами могут определить, что хорошо, что плохо, какой герой положительный и почему — это важно для развития навыка анализа художественных текстов, в том числе и тех, где сложно выделить однозначно положительного героя, например, такого, как главный персонаж А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»);
  • появление возможности саморегуляции, например, без принуждения со стороны взрослого убрать игрушки, но обычно бо́льшая часть проявлений определяется личными симпатиями (это помогает не только выделять на занятии те виды деятельности, которые нравятся ребёнку больше, например, «пропевать» ударный слог, но и подключать его к работе над тем, что вызывает затруднения, к примеру, распределять звуки в словах на твёрдые и мягкие, что ещё в прошлом году делать было сложнее);
  • возрастающая роль оценок и мнения о себе со стороны товарищей, дающая стимул для продуктивной работы на занятиях;
  • понимание существенных гендерных особенностей (девочки нравятся мальчикам за нежность, красоту, а мальчики девочкам — за силу и надёжность, а это даёт возможность развивать навыки взаимопомощи, когда мальчики, например, помогают девочкам наводить порядок в группе после занятия, подготавливая необходимые материалы для следующего).

Игровая деятельность

  • Совместное обсуждение правил игры (на занятиях дети учатся доказывать справедливость своего видения персонажа, аргументированно критиковать соперника и пр.);
  • распределение ролей по ходу развития игрового сюжета, что помогает педагогу такой вид работы проводить на занятии, а не делать заблаговременно, как это было в средней группе.

Физическое развитие

  • Развитые навыки бега на носочках, прыжков через скакалку двумя ногами и обеими попеременно, катания на двухколёсном велосипеде, что, в свою очередь, вносит разнообразие в набор упражнений для подвижных игр и занятий физвоспитанием;
  • освоение более сложных движений, по сравнению с теми, что были в прошлом году (например, на занятиях по физической культуре уровень умения координировать свои движения помогает детям осваивать навык перешагивания через невысокие препятствия без поддержки);
  • развитие выносливости (дети могут длительное время испытывать физические нагрузки) и силы, что позволяет включать в игры и занятия физкультурой больше упражнений такого рода;
  • высокая степень самостоятельности при выполнении действий, опирающихся на мелкую моторику и ловкость (малыши сами одеваются, обуваются и даже могут завязать шнурки).

Познавательное развитие

  • Стремление экспериментировать и задавать интересующие вопросы (в сравнении с прошлым годом на развивающих занятиях больше времени отводится на проведение опытов, то есть практическое освоение материала);
  • углубление знаний о свойствах объектов окружающего мира (в занятия включаются задания на знание не только цветов, но и оттенков, не только на различение, но и на сравнение геометрических фигур);
  • освоение навыка делать равенство из неравенства, распределять объекты по увеличению или уменьшению размеров;
  • освоение понятия времени (это расширяет и тематику бесед на занятиях, так как названия времён года, месяцев и дней дети теперь идентифицируют с яркими событиями своей жизни).

Внимание

  • Произвольное внимание позволяет заниматься малопривлекательным занятием около 20 минут, но вместе со взрослым;
  • способность действовать по заранее оговорённым взрослым правилами, что является важным показателем готовности ребёнка к обучению в школе.

Память

  • Увеличение объёма кратковременной памяти, что позволяет наполнять занятие дополнительными видами работы (не 3–4 как было в средней группе, а 5–6);
  • для запоминания ребёнок может пользоваться схемами, рисунками, то есть этап повторения на занятии может проходить быстрее, чем привычное в младших и средней группе повторение вслед за педагогом.

Мышление

  • Наглядно-образное мышление становится ведущим, если нет возможности практического освоения материала (например, считать в уме ребёнку сложно, поэтому он использует пальцы, конфеты — всё, что под рукой, а это определяет важность использования наглядности на занятиях);
  • практическое освоение информации приобретает планомерный и целенаправленный характер (это повышает продуктивность использования групповых форм работы на занятии, так как дети могут видеть перспективу своих или чужих действий).

Развитие речи

  • Правильное звукопроизнесение (старший дошкольник, слушая речь взрослых, сам может определить свои ошибки, а значит, на развивающих занятиях появляется элемент работы над ошибками);
  • освоение интонационной выразительности речи (к примеру, торжественное чтение стихотворения на День Победы, общение с подружкой шёпотом и пр.);
  • умение назвать полное имя, адрес, Ф. И. О. родителей, их род деятельности и места работы;
  • расширение словарного багажа (использование синонимов, антонимов, многозначной лексики, а также слов, обозначающих социальные учреждения — школа, библиотека и др., глаголов, называющих трудовые действия представителей разных профессий);
  • способность следовать нормам орфоэпии, анализировать слова из трёх звуков;
  • освоение правил речевого этикета, косвенной речи (на уроках ребята больше пересказывают, что, в свою очередь, улучшает понимание содержания сюжета произведений);
  • освоение чтения с продолжением (так, на занятиях по чтению художественной литературы дети могут выполнять задания по тексту на заполнение пропусков слов, восстановление порядка событий, а не только отвечать на вопросы, как в средней группе);
  • определение читательских вкусов с последующим обсуждением на занятиях своих любимых произведений, то есть дети учатся вести дискуссию, что расширяет диапазон видов работы на занятиях.

Художественно-творческое развитие

  • Способность к эмоциональному отклику на понятные возрасту произведения искусства;
  • внимательность при прослушивании музыкальных произведений;
  • улучшение техники рисования за счёт хорошего уровня развития мелкой моторики (ребята могут проводить узкие и широкие линии, рисовать округлые линии, смешивать краски для получения оттенков);
  • способность моделировать форму куска пластичного материала, сглаживая, отщипывая элементы;
  • умение вырезать простые геометрические фигуры и преобразовывать их (например, делать из прямоугольника треугольники);
  • умение конструировать по собственному замыслу, что повышает организованность самостоятельной деятельности детей в отведённое для этого время в режиме дня.

Труд

  • Развитие способности планировать и оценивать свою деятельность (дети видят недостатки своей работы, что также важно для развития навыка рефлексии);
  • качественное, быстрое выполнение хорошо знакомых трудовых действий (к примеру, совместная с педагогом подготовка помещения и рабочих мест к уроку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему:Использование и выставка развивающих и обучающих игр на занятиях в старшей группе детского сада.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре-важнейшему виду детскойдеятельности.Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника,его морально-волевых качеств,в ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе детского сада по теме "Весна"

В конспекте реализуются задачи по развитию фонематического восприятия, внимания и памяти, по обогащению и уточнению словарного запаса, по активизации речи детей и развитию воображения. Данный материал...

Методика проведения развивающих занятий в средней группе

Направление организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с детьми средней группы (4–5 лет) определяется возрастными особенностями развития. Этот прин...

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

Старший дошкольный возраст — это этап развития ребёнка, опирающийся, с одной стороны, на весь тот опыт, который малыш получил ранее, а с другой — на новообразования в его личности, обуслов...

Методическая разработка для проведения занятия в старшей группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.

Методическая разработка для проведения занятия в старшей группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге. Тема: «Я заметен!&raqu...