Картотека игр по развитию речи
картотека по развитию речи

Долгуй Наталья Васильевна

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТОТЕКА игр по развитию речи

Слайд 2

«Измени слово» Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию. Ход игры: Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]: друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок.

Слайд 3

«Третий лишний» Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук. Ход игры: Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ ш ]: шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила; голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

Слайд 4

«Чудесный художник» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику. Ход игры: Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

Слайд 5

«Назови картинку и найди первый звук» Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. Материал: Карты с нарисованными картинками. Ход игры: У детей – карты с нарисованными картинками. Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную . Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Слайд 6

«Угадай предмет» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Ход игры: Отгадай предмет по названию его частей. Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно).

Слайд 7

« Громко-шепотом » Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. Ход игры: Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: « Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально). — Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.) Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: « Са-са-са — (там летит оса), су-су-су (как прогнать осу?), (я боюсь осу) и т. п. Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал ( чистоговорки , потешки , считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе . При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

Слайд 8

«Лодочка и пароход» Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. Ход игры: Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы. Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: « Шух , шух , шух »; когда корабль, то слышно « Тшух , тпш , тшух » (дети повторяют звукосочетание) . По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: « Шух , шух , шух » по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Слайд 9

«Лови да бросай - цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Материал: Мяч. Ход игры: Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Взрослый: красный – Ребёнок: мак, огонь, флаг оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

Слайд 10

« Какой это предмет?» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным. Материал: Мяч. Ход игры: Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям. Например: Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, резинка, лента, рубашка, занавеска. Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак. Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка. Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник. Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, май­ка, малина. Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш. Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор. Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.

Слайд 11

«Подбери словечко» Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать: «Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»…(кресло, сиденье, окно).

Слайд 12

«Что общего» Цель: Развивать навыки понятийного обобщения. Ход игры: Объясните, что общее у предметов. У 2 предметов: огурец, помидор (овощи); ромашка, тюльпан (цветы); слон, муравей (животные). У 3 предметов: мяч, солнце, шар — ... тарелка, ваза, чашка — ... лист, трава, крокодил — ...

Слайд 13

«Кто подберет больше слов?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Ход игры: Взрослый предлагает детям назвать как можно боль­ше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использо­вать предметы или картинки. - Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.) - Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.) - Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.) - Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.) - Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.) - Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.) - Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.) Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

Слайд 14

«Как назвать того, кто...?» Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Ход игры: Взрослый предлагает детям назвать того, кто ... Кто на паровозе ездит? (Машинист) Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен) Кто песни сочиняет? (Композитор) Кто играет на рояле? (Пианист) Кто все ломает? (Хулиган) Кто водит самолет? (Летчик, пилот) Кто такой полководец? Кто главнее: маршал или полководец?

Слайд 15

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний») Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению. Материал: Мяч. Ход игры: Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее. Например: Голубой , красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

Слайд 16

«Кто как передвигается?» Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. Материал: Мяч. Ход игры: Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Взрослый: Летают. Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают: Змеи, гусеницы, черви. Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет

Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...

Картотека игр по развитию речи

Картотека игр по развитию речи, цель и описание игры....

Картотека игр по Развитию речи

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...