Дети с особыми образовательными потребностями
консультация

Хомутец Елизавета Павловна

Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_oop.docx21.69 КБ
Файл deti_s_nr.docx15.42 КБ
Файл deti_s_osobymi_obrazovatelnymi_potrebnostyami.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Дети с особыми образовательными потребностями

Всем участникам предлагается выполнить  упражнение “Снежинка”.

      Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию.

      Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.      

      Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок

       Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.

-  А сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

- Нашли? Участники отвечают, что они  не нашли.

- А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Тема сегодняшней нашей встречи «Дети с особыми образовательными потребностями».

Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то своё, неповторимое.

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.

Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными способностями.

Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с инвалидностью. Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Дети с инвалидностью оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить мальчишке, который проводит своё время с ровесниками во дворе, что он пойдёт не в ту школу, что по соседству, не в ту, куда ходят все его сверстники, а в специализированную, отличную от других? Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причём не в специализированной школе, а в обычной.

Уважаемые родители, предлагаю Вам провести небольшую дискуссию и ответить на вопрос: ««Как Вы отнесетесь к тому, что в вашем классе будет обучаться ребенок с особенностями?»

Краткий обмен присутствующих родителей мнениями:

- я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять ребенка-инвалида;

- я боюсь конфликтов между обычными детьми и ребенком-инвалидом;

- мне не понятно для чего соединять разных детей?

- меня пугает, что я не смогу объяснить своему сыну, что такого ребенка нельзя обижать, я считаю, что неизбежны конфликты между родителями такого ребенка и мною, так как мой сын очень активный и часто бывает инициатором детских ссор;

- теоретически я не против, если в нашем классе будет ребенок-инвалид, но мне не понятно, как будет осуществляться процесс обучения, не будет ли учитель больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания;

- я считаю, что в нашей школе и в нашем классе нет условий для пребывания и обучения такого ребенка, ведь согласитесь, для этих детей нужны особые условия. Но я согласна с тем, что эти дети должны общаться с обычными детьми, но для этого нужно менять условия, а кем это будет финансироваться?

Спасибо Вам за ваши мнения.

Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с ограниченными возможностями. Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей-инвалидов.

Ни для кого не секрет, что в нашей стране происходит множество реформ и изменений в сфере политики, экономики и культуры. А так же за последний период произошло много изменений и в системе образования. Недавно появилось новое понятие – «Инклюзивное образование».

В законе об образовании дано следующее определение – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (гл.1, ст.2, п.27 Закон об Образовании РФ).

Иными словами, это совместное обучение и воспитание в образовательной организации здоровых детей и детей с особенными потребностями и индивидуальными возможностями. Как правило, обучение и воспитание особых детей и нормально развивающихся сверстников происходит в пределах одной группы, но по разным образовательным маршрутам.

В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе становления. Создание инклюзивных детских садов и школ гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей.

В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни  общества».

Так кого можно считать особыми детьми (или же детьми с ОВЗ)? Ваше мнение?

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

К основным категориям особых детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи;

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью.

Каждую категория деток индивидуальна, каждой нужен свой подход в обучении. А теперь, уважаемые родители, мы попробуем с Вами узнать, какой же подход нужен некоторым категориям детей.

1 участник. Оборудование: файл, предмет (любой для ощупывания), шарф.

Дать родителю файл и попросить сложить его в несколько раз. После чего нужно посмотреть на предмет и попросить рассказать о том, что это перед ним. После завязать глаза и дать родителю ощупать предмет. После чего снова спросить его догадки. Спросить, на что вы опирались, чтобы угадать этот предмет? (на осязание). Верно, именно тактильные ощущения позволяют нам дать информации о предмете.

2 участник. Оборудование: наушники, музыка.

Я попрошу вас надеть наушники, в которых будет играть музыка. Я скажу вам фразу, которую вы должны будете понять и мне продублировать. На что вы опирались, чтобы понять то, что я сказала? Верно, вы наблюдали за движением моих губ, пытались считывать по губам. Детки с нарушением слуха опираются на считывание по губам, на вибрации.

Что же такое инклюзивное образование?

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов, направленных на развитие их взаимодействия с особыми детками.

И в заключении хочу прочесть вам небольшое стихотворение

Кто-то, когда-то должен ответить,   
Высветив правду, истину вскрыв.
Что же такое – особые дети?
Вечный, болящий вопрос …

 

Вот он сидит перед нами, взгляните!
Сжался пружинкой, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена, без дверей и окон…

Вот они главные истины эти:
Просто заметьте, просто примите -
Этих особых детей!!!

Уважаемые родители, мы должны воспитать культурных и толерантных личностей, наших детей. А чтоб их сделать такими, нам нужно начинать с самих себя.



Предварительный просмотр:

Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это дети, у которых нарушено не только звукопроизношение, но и лексико-грамматическая сторона речи, связная речь и так далее, то есть не до конца сформировано несколько компонентов речи. Нарушения речи можно исправить, хотя это и длительный процесс, требующий усилий и педагогов, и родителей.

Для детей с особенностями речевого развития организуются специальные группы в детских садах.

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

• Формирование правильного звукопроизношения;

• Развитие общей, мелкой (пальчиковая гимнастика, игры т. к учёными доказано, что развитие мелких движений кистей рук, пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга) и артикуляционной моторики (движений органов артикуляционного аппарата- губ, щёк, языка);

• Совершенствование умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции;

• Совершенствование грамматического строя речи;

• Обогащение, активизация словарного запаса речи;

• Развитие связной речи, которое предусматривает умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, пословицы, загадки;

• Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над темпом речи и постановкой правильного ударения в словах.

Вся работа проводится в логопедической группе в форме занятий со всеми детьми на подгрупповых занятиях и индивидуальной работе.

Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулку, свободную деятельность, повседневное общение, и ежедневный логопедический час во 2-й половине рабочего дня с 15 до 16 часов, выполняя с детьми упражнения по заданию логопеда.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? Не стоит думать, что речевые нарушения исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребёнок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребёнка:

• Не ругать ребёнка за неправильную речь;

• Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

• Осуществлять позитивный настрой ребёнка на занятия с логопедом и педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть чёткой, ясной, грамотной, выразительной.

Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра детьми телепрограмм взрослого содержания. Играйте вместе с ребёнком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт.

Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»

Сейчас мы с вами попробуем выполнить некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики. Этим упражнениям вы можете научить и своего ребёнка, чтобы усовершенствовать ловкость и подвижность его артикуляционных органов, помочь в развитии речи.

Артикуляционная гимнастика проводится с ребёнком перед зеркалом. Ребёнок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, затем самостоятельно, а зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

Выполняются упражнения «Улыбочка – трубочка», «Вкусное варенье», «Качели», «Блинчик», «Почистим зубки», «Чашечка», «Дятел», «Грибок», «Гармошка».

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры.

Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.

Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки).

Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).

Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).

В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте, по дороге в детский сад и т. д.

В заключение я хочу вам подарить памятки с рекомендациями по развитию речи и упражнениями из артикуляционной гимнастики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети с особыми образовательными потребностями

Слайд 2

Упражнение «Снежинка» 1. Сложите лист пополам. 2. Оторвите правый верхний уголок. 3. Опять сложите лист пополам. 4. Снова оторвите правый верхний уголок. 5. Сложите лист пополам. 6. Оторвите правый верхний уголок

Слайд 4

Особенные дети

Слайд 5

«Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».

Слайд 6

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Слайд 7

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи; 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью. Категории детей с ОВЗ

Слайд 8

Инклюзивное образование Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя , от лат. include – заключаю, включаю ) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Слайд 9

Инклюзивное образование – процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Слайд 10

Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Слайд 11

Кто-то, когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв. Что же такое – особые дети? Вечный, болящий вопрос … Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружинкой, отчаялся он, С миром оборваны тонкие нити, Словно стена, без дверей и окон… Вот они главные истины эти: Просто заметьте, просто примите - Этих особых детей!!!

Слайд 12

Дети с нарушениями речевого развития

Слайд 13

Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это дети, у которых нарушено не только звукопроизношение, но и лексико-грамматическая сторона речи, связная речь и так далее, то есть не до конца сформировано несколько компонентов речи. Нарушения речи можно исправить, хотя это и длительный процесс, требующий усилий и педагогов, и родителей.

Слайд 14

Для детей с особенностями речевого развития организуются специальные группы в детских садах .

Слайд 15

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям : • Формирование правильного звукопроизношения; • Развитие общей, мелкой (пальчиковая гимнастика, игры т. к учёными доказано, что развитие мелких движений кистей рук, пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга) и артикуляционной моторики (движений органов артикуляционного аппарата- губ, щёк, языка) ; • Совершенствование умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции; • Совершенствование грамматического строя речи; • Обогащение, активизация словарного запаса речи; • Развитие связной речи, которое предусматривает умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, пословицы, загадки; • Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над темпом речи и постановкой правильного ударения в словах.

Слайд 16

Какова семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? • Не ругать ребёнка за неправильную речь; • Ненавязчиво исправлять неправильное произношение; • Осуществлять позитивный настрой ребёнка на занятия с логопедом и педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть чёткой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра детьми телепрограмм взрослого содержания. Играйте вместе с ребёнком, налаживайте речевой и эмоциональный контакт .

Слайд 17

Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»

Слайд 27

Игра «Скажи наоборот» . Педагог бросает мяч и говорит слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный). Игра «Цепочка слов» . Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки) .

Слайд 28

Игра «Назови одним словом» . Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья) . Игра «Подбери много слов» . Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка). Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...

Конкурс "Ярмарка педагогических идей" (для методкабинета) Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.

В ноябре 2017 г. в МДОУ Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области» был проведён краткосрочный практико – ориентированный логопедический проект "Сост...

Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ. (Презентация).

В ходе проекта использовалась интеграционная технология, т. е. присутствовало сочетание нескольких коррекционных направлений: дети слушали сказку, объяснение педагога, видели фотографии своего города,...

Тарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.

это привычное пТарасова Т.А. Занятия физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении для детей с особыми образовательными потребностями.оложение тела при стоянии, ходьбе и сидени...

ВНЕДРЕНИЕ В ДОШКОЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «БОС – ЗДОРОВЬЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

   Сегодня в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые представлены как приоритетные в Федеральных госуда...

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями».

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей до...