Конспект педагогической деятельности в переод адаптации 2021 год.
консультация (младшая группа)

Колесова Анна Сергеевна

От того на сколько родители и воспитатель взаимосвязаны, преследуют общие цели и задачи, развитие ребенка становится легче и гармоничнее, сводится к минимуму травматизм детской психики. Мы воспитатели   в индивидуальном порядке открыты к диалогу, любым вопросам, отзывам и пожеланиям, предложениям.  Наша совместная работа, не заставит ждать отличных результатов. И наши с вами дети с легкостью, ступень за ступенью будут входить в будущее взрослея.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

"Детский Сад № 444 г. Челябинска".

Конспект

Педагогической деятельности по адаптации

«Здравствуй, малыш».

Подготовила:

Колесова А. С

                                              2021 год

                                  Пояснительная записка.

         Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

  В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

         Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,8-2,5 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

         Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект  строится на основе игровых упражнений.  В  проекте  включены элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.

         Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.

Цель: создание благоприятных условий  для социальной адаптации ребенка и их родителей к  условиям детского сада

 

Задачи:

  • в сфере работы с детьми:
  •  помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния  в период адаптации к детскому саду;
  •  развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  •  развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;
  • обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  • снизить уровень заболеваемости;
  • оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и в освоении разных социальных ролей;

  • в сфере работы с родителями:
  • раскрыть роль семьи в адаптации детей 2-3 лет;
  • познакомить родителей единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
  • создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе.
  • повышать коммуникабельность между родителями.
  • привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.

Средства достижения поставленных задач:

-  применение различных игр, конструирования, чтение художественной литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).

Участники педагогической деятельности:  педагог – психолог, воспитатели, дети 2-3 летнего возраста, родители.

Срок реализации педагогической деятельности в период адаптации:  среднесрочный (3-4 месяца). На сроки адаптации влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Работа с родителями:

  • Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
  • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Работа с детьми:

  •  Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
  •  Развитие культурно-гигиенических навыков.
  •  Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
  •  Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
  •  Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической  компетенции родителей в вопросах воспитания,  обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  •  Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

Актуальность проблемы:

         Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи- все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни- знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения,к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режима дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;

- к новым требованиям в поведении.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.

Этапы педагогической деятельности.

Подготовительный этап

  • Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта.
  • Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.
  • Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.
  • Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений.

  • Основной этап

План реализации педагогической деятельности.

период

Содержание

 

ответственные

Август

- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

- Анкета для родителей

- Карта адаптации

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»;

- Потешки «Для новичков», «При умывании», «При кормлении».

- Подвижные игры:  «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»;

- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка»

- Практическое упражнение « Вымой руки»;

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

Сентябрь

- Консультации «Растим малыша здоровым», «Как одевать ребенка осенью»;

- Мини-лекция «Детская истерика»;

- Памятки для родителей «Десять заповедей родителям», «Режимные моменты в детском саду»,

- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;

- Подвижные игры: «Топ-топ»,  «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит»;

- Чтение стихотворения «Непослушная кукла». «Мой веселый звонкий мяч»;

-Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»

- Пальчиковые игры «Пальчики»,

воспитатели

 

воспитатели

воспитатели 

 

 

воспитатели

 

 воспитатели

 

 

воспитатели

 

 воспитатели

 

воспитатели

воспитатели

Октябрь

- Консультация «Где моя большая ложка?»;

- Привлечение родителей к обустройству участка.

- Игра-забава  «Поймай пузырь».

-  Песенка «Ладушки - ладошки»

- Подвижная игра «Надувайся пузырь», «Мышки и часы»

- Потешки «Скачут мышки, шалунишки», «На сон грядущий»;

-  Игра «Наоборот», «Ладонь на ладонь», «Пропавший малыш»

-  Упражнение «Это- папа – мышь…»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

воспитатели

Ноябрь

- Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка».

3. Потешка «Божья коровка».

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер».

6. Игра «Божья коровка и воробей».

7. Рисование пальчиками «Точки у божьей коровки»;

- Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик», «Найди морковку»;

- Чтение стихотворения А .Барто «Зайка»

- Потешки «Зайка серенький сидит», «Карусель»

- Подвижные игры «Лиса и заяц», «Иди ко мне»

- Практическое упражнение «Собираем игрушки», «Собираемся на прогулку»

 - Пальчиковая гимнастика«Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»

- Рисование «Иголки у ежика»

- Лепка «Крошки для утят».

- цикл стихотворений А. Барто «Мои игрушки», русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»;

- настольный, пальчиковый театры по мотивам русских народных сказок;

- Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха Цокотуха».

-  Чтение сказок В.Сутеева, русских народных сказок «Лиса, заяц и петух», «Волк и козлята»;

- Рисование «Желтые комочки», «Осеннее дерево».

-  Конструктивная деятельность: «Кроватка для матрешки»

- Индивидуальные беседы с родителями «Адаптационный период».

- Диагностика адаптации к ДОУ. 

Воспитатели

Воспитатели

воспитатели

воспитатели

 

 воспитатели

 Воспитатели

Воспитатели

 Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Третий этап «Заключительный»

1. Оформление конспекта.

2. Разработка рекомендаций для воспитателей и помощникам воспитателя по теме проекта.

3. Подведение итога, презентация конспекта.

Беседа с родителями «Адаптация ребенка к детскому саду»

Цель: повышение компетентности родителей по подготовке ребенка к детскому саду, а также в период адаптации.

Задачи:

образовательная:

1. познакомить родителей с понятием “ адаптация”;

2. дать рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду.

• воспитательная:

1. показать различные способы и приемы в воспитании детей раннего возраста.

развивающая:

1. установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями;

2. показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения друг к другу.

Подготовка к беседе: презентация, рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду, подбор стихотворений, анкета «Знакомство».

Форма проведения беседы:  очно с родителями проводится беседа, заочно с применением ИКТ технологии.

Ход беседы.

Индивидуально с каждым родителем проводится ознакомительная беседа.

Родителям дается ссылка на сайт воспитателя для ознакомления с информацией -  https://nsportal.ru/a-s-kolesova .

Воспитатель:

 Здравствуйте уважаемые родители!

Сегодня мы обсудим главный вопрос,

Что делать, чтоб ребенка к детсаду приучить.

Сегодня знаменательное событие, ваш ребенок впервые пришел в детский сад. В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоят долгих пять лет. Станут ли эти годы для вашего ребенка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это во многом зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы.

Какое счастье! Ваш малыш подрос!

И многое умеет сам:

Играет, ходит, размышляет.

Пришла пора ребенка в сад отправить.

Тревожно маме, папе, всей семье,

Переживает даже серый кот –

Малыш сегодня в детский сад идет!

Вздыхает мама: «Как он там один?

Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?

Играет ли с детьми?

А если плачет? Как же быть?

Что делать? Как же все исправить?»

Всех адаптация переживать заставит!

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многое неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую

ситуацию которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.

Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастет в теплые дружеские отношения. Для этого мы познакомимся с вами поближе.

Родителям дается анкета-знакомство.

Анкета для родителей "Давайте познакомимся"

  Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.

 1. Ф. И. О. ребенка _______________________________________________________________

 2. Дата рождения ________________________________________________________________

 3. Домашний адрес, телефон ______________________________________________________

4. Состав семьи__________________ Какой ребенок по счету в семье? ___________________

5. Мать

 Ф. И. О., год рождения ___________________________________________________________

 Образование, специальность ______________________________________________________

Место работы, телефон, рабочий телефон ___________________________________________

 _______________________________________________________________________________

 6. Отец

Ф. И. О., год рождения ____________________________________________________________

Образование, специальность ______________________________________________________

Место работы, телефон,  рабочий телефон ___________________________________________

 _______________________________________________________________________________

7. С кем проживает ребенок _______________________________________________________

________________________________________________________________________________

 8. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании _____________________________________________________________________

9. Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними) ___________________

 _______________________________________________________________________________

10.  Как вы называете своего ребенка (его любимое имя) ______________________________

11.  К кому из членов семьи ребенок больше привязан ________________________________

12. Часто ли ребенок болеет (причина), какие заболевания, травмы перенёс ______________

________________________________________________________________________________

 13. Основные виды игр и занятий дома _____________________________________________

________________________________________________________________________________

 14. Легко ли рассмешить ребенка __________________________________________________

 15. Какие игрушки любит, кто их убирает ____________________________________________

16. Любимая пища _______________________________________________________________

17. Нелюбимая пища _____________________________________________________________

18. Есть ли у ребёнка аллергия (на что)_______________________________________________

19. Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть)

 а) активен, в хорошем настроении       б) с капризами

20. Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц) _____

 _______________________________________________________________________________

21. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения _______

 _______________________________________________________________________________

22. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)

 а) активен, лидер      б) легко присоединяется к играющим     в) испытывает трудности

23. Любимые занятия, интересы:

             а) лепка, рисование, конструирование        б) подвижные игры, физическая активность

             в) книги, познавательные игры              г) другое _________________________________

 24. Часто ли капризничает ваш ребёнок?____________________________________________

25. Что может вызвать гнев у ребёнка?______________________________________________

26. Наказываете вы ребенка? Если да, то как? ________________________________________

27.  Какие меры поощрения вы применяете __________________________________________

 _______________________________________________________________________________

28. Кто  занимается воспитанием  ребёнка?__________________________________

29. Кто гуляет с ребёнком?_________________________________________________________

30. Кто будет забирать ребёнка из детского сада?_____________________________________

________________________________________________________________________________

31. Жилищные условия: квартира, кирпичный дом, деревянный дом, съёмное жильё

32. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.) _______________________________

 _______________________________________________________________________________

33. Что ждёте от детского сада?_____________________________________________________

34. Какую помощь можете оказать группе?___________________________________________

________________________________________________________________________________

35. Какие дополнительные сведения о ребёнке должен знать воспитатель? ______________

________________________________________________________________________________

36.  Ваши пожелания _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Кто заполнял анкету?_____________________________________________________________

Дата заполнения_________________________________   Подпись_______________________

Анализ прохождения адаптационного периода в 1 младшей группе.

Поступление малыша в детский сад-это первый шаг в самостоятельную жизнь, который дается не всем детям легко. В детском саду дети учатся жить по-новому, по режиму т.е: во время вставать, кушать, спать, гулять и так далее. Итак, Вы привели своих детей в детский сад и у нас с Вами одна общая цель, сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т. д.

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Как Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка (упадет) Вот именно, упадет!

Вспомните басню Крылова «Лебедь, рак и щука» где говорится: «Когда в товарищах согласья нет,  на лад их дело не пойдет, выйдет у него не дело, только мука!» Следовательно, нам с Вами нужно объединить усилия для того, чтобы детям было интересно и комфортно в детском саду и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с Вами 5 лет будем жить одной,  надеемся дружной семьей.  

Мы хотим, чтобы Вы все пять лет прошагали рука об руку и стали по- настоящему дружной большой семьей.

Сейчас я расскажу, как проходила у нас адаптация.

Свою работу по адаптации детей к детскому саду мы разделили на три этапа.

I. Подготовительный этап (1 неделя сентября).

На подготовительном этапе, перед набором группы были поставлены следующие задачи:

• подбор и изучение методической литературы по характеристике особенностей детей младшего дошкольного возраста, отбор художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

• пополнение и оформление предметно-развивающей среды группы младшего возраста;

• составление плана работы и подбор методик работы с детьми.

Результат:

Была тщательно изучена литература известных педагогов на тему адаптации детей к ДОО и составлен конспект основных моментов, которые помогут в дальнейшей работе.

Также была создана предметно-развивающая среда в группе, обновлена художественная литература и база развивающих и дидактических игр.

Был составлен план работы по реализации проекта, а также «Рабочая программа для 1 младшей группы», включающая перспективный план на год.

II. Основной этап (сентябрь– октябрь).

Задачами основного этапа стали:

- заполнение родителями «Сведений о семье»;

- анкетирование родителей;

- заполнение карт наблюдений за ребенком;

- ознакомление с каждым ребенком и его семьей, выявление индивидуальных особенностей малыша;

- формирование положительного настроя детей при приходе в детский сад;

- создание доверительных отношений с каждым ребенком;

- адаптационные игры на ознакомление с группой (рассматривание и манипуляция с игрушками; знакомство с помещением группы, использование потешек);

- приучение детей в игровой форме к режимным моментам;

- дидактические игры с детьми на знакомство с каждым ребенком и персоналом сада;

- исследование навыков самообслуживания детей;

- развитие умений играть на территории участка.

Результат:

В нашей группе набор детей начался с 18.08.2021года. С первого же дня родителям было предложено заполнить тетрадь «Сведения о семье» для знакомства с ребенком, его родителями и уточнения контактных данных, а в последующем анкеты для родителей. Прием детей проходил постепенно. В первый месяц дети принимались по 1-3 человек в день, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. К концу первого месяца группа состояла из 12 детей (6 девочек и 6 мальчиков), причем те дети, которые первыми были приняты, полностью прошли адаптацию и уже достаточно уверенно чувствовали себя в группе.

К концу второго месяца группа была сформирована и состояла из 16 человек (8 девочек и 8 мальчиков). Большинство детей уже с интересом играли в группе, были знакомы с их местом за столом, освоились с понятиями «завтрак», «обед», «ужин» и правилами поведения во время приема пищи, с энтузиазмом принимали участие в совместных занятиях и играх, хорошо знали свою игровую площадку на улице и только на территории своего участка.

С детьми  проводились целый ряд дидактических игр, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности. Кроме того, все режимные моменты сопровождались потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказки, загадки, пение.

Теплый осенний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами. Это в значительной мере помогло облегчить процесс адаптации, снизить стрессовое состояние детей.

Постоянно проводились наблюдения в природе и целевые прогулки по территории д/с. Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий.

К середине осеннего сезона  группу уже посещали 17 человек  

( 9 мальчиков и 8 девочек), из них 75 % детей с легкой степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и воспитателем.

19% детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушку принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру,  но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались к воспитателю  за помощью. Сидели у него на коленях.

5% - адаптация еще не завершилась.

1% - дети с тяжелой степенью адаптации.

        В начале учебного года пришли еще новые дети, 2 человека, но к концу октября они тоже успешно прошли адаптацию. В нестоящее время наполняемость группы составляет 17 человека (9 мальчиков и 8 девочек).

Многим родителям помогли консультации воспитателей, а также родительский уголок в группе, где постоянно обновлялась информация

- «Советы для облегчения адаптации детей»

- «Ваш ребенок поступает в детский сад»,

- «Режимные моменты в детском саду»,

- «Как одевать ребенка осенью»,

- «Солнце. Воздух. Закаливание».

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Заключительный этап

- Родительское собрание «Адаптационный период».

2. Особенности образовательной и воспитательной работы в 1 младшей группе: цели и задачи на текущий учебный год.

А теперь пройдемся по программе обучения, чтобы вас немного познакомить с тем , чему дети  должны научиться в течении года.

        В детском саду мы продолжаем укреплять и охранять здоровье детей. Воспитываем культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Формируем  простейшие виды речевых суждений. Развиваем память, внимание детей. Расширяем опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными  сенсорными впечатлениями. Воспитываем внимание и интерес к  явлениям природы и окружающим предметам. Расширяем активный словарь детей, развиваем речевое общение со взрослыми и сверстниками, приучаем понимать речь взрослых. Воспитываем интерес к труду взрослых, желание  помогать им. Формируем предпосылки сюжетно – ролевых игр. Продолжаем эстетическое воспитание. Развиваем художественное восприятие. Воспитываем у детей отзывчивость на музыку, пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.

И кое-чему мы уже успели научиться. В нашей группе проходит 10 занятий в неделю, охватывающие 5 образовательных областей. Это:

- познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений, Развитие познавательно-исследовательской деятельности, Ознакомление с предметным окружением, Ознакомление с социальным миром, Ознакомление с миром природы). Ознакомление с окружающим миром сюда входит: ознакомление с  явлениями общественной жизни (труд взрослых), ознакомление с предметами ближайшего  окружения (игрушки и т. д), ознакомление с природой (растительный мир, животный мир).

К концу года дети должны научиться  знать цвета (красный, зеленый, синий и т. д.), находить большой, маленький предмет, складывать пирамидки и т. д. К концу года дети должны уметь: различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения, различать иназывать части тела животного.

- Речевое развитие (Развитие речи, Приобщение к художественной литературе). Формирование словаря - обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами ( мыть, лечить, стирать и т. д.). Сюда же входит звуковая культура речи. Упражнять детей внятно и не торопясь говорить слова,  учить произносить  звукоподражающие  слова в разном темпе (быстро, медленно), (громко, тихо).Учить детей грамматическому строю речи, связной речи. Все сопровождается чтением художественной литературы.  К концу года дети должны говорить  не торопясь, внятно, отвечать на  несложные вопросы, рассказывать о увиденном в 2-4 предложениях. Многие занятия сопровождаются чтением художественной литературы. И к концу года дети должны уметь воспринимать небольшие потешки, сказки и рассказы наглядного сопровождения.

- Музыка  - на это занятие мы ходим в музыкальный зал. К концу года по музыке дети должны  знать музыкальные инструменты - бубен, погремушка, различать звуки( высоко и низко), двигаться в такт музыки, выполнять танцевальные движения, хлопать в ладоши и  одновременно притопывать ногой, поворачивать кисти рук. Участвовать в развлечениях и праздниках.

- Художественно - эстетическое развитие (рисование, лепка, конструктивная деятельность, здесь дети учатся правильно сидеть, правильно держать карандаш, кисть, знакомим с цветами, изображаем предметы круглой формы. В лепке учимся катать пластилин, делать его круглой формы и раскатывать в колбаску. Учимся лепить на доске.

 К концу года дети должны: знать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый и т. д.), правильно держать карандаш, кисть и правильно пользоваться ими, проводить мазки, горизонтальные, вертикальные округлые линии.

В лепке: скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сворачивать скатанные прямыми движениями столбики, соединять концы, соединять 2-3 знакомые формы.

На конструировании дети знакомятся со строительным материалом. К концу года  мы должны уметь: различать основные формы строительного материала (кубики, кирпичики, пластины); размещать кирпичики по горизонтали, накладывать их один на другой, разбирать постройки и аккуратно складывать детали на место.

- Физическое развитие (Физическая культура (3 раза в неделю), Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.).

 У детей формируются представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

Физическая культура

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами. К концу года дети должны уметь: ходить и бегать не наталкиваясь  друг на друга, прыгать на двух ногах на месте и с продвижением, брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч, ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно лежащее на полу.

- Социально–коммуникативное развитие (Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности.) Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).

Еще бы мне хотелось заострить внимание на играх. Подвижные игры занимают большую часть в жизни детей.Дети очень много играют, много двигаются. Играют на физкультуре, на музыке, на развитие речи, инсценируем сказки, копируем зверей, играем с игрушками, с шариками, играем на развлечениях.

Поэтому все занятия проходят в игровой форме. Дети стали более общительными, начинают учиться играть вместе, делиться игрушками. Все дети знают, где находится их шкафчик, полотенце, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения в группе. Знают, что после того как помыли руки нужно отжать водичку и только потом пойти к своему полотенцу. Практически все дети едят самостоятельно, с небольшой помощью взрослых. Раздеваются. Учимся одеваться. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки.

Как видите, научились мы многому, но еще больше нам предстоит узнать и самое главное научить детей самообслуживанию. И в этом процессе Вы должны принять самое активное участие. Часто бывает так, что ребенок в саду самостоятельно кушает, раздевается и частично одевается, но после некоторого пребывания дома (болезни)  приходит в детский сад и мы снова учим его кушать, одеваться и т. д.   Выясняется, что дома Вы всё делали за него, потому что так быстрее, удобнее, аккуратнее и т. д

Дайте детям возможность быть самостоятельными, разумеется, соответственно их возрасту.

3. Разное

-Участие родителей в жизни группы (помощь, посещение собраний, спортивных мероприятий, досугов)

-Запасные вещи (по сезону)

-Маркировка одежды

-Посещение (справки, заявления, звонить при отсутствии ребёнка)

-Новый год (праздники)

Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка.

  Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий— обязательное условие правильного воспитания ребенка.

        Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

      В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

  У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

            В  первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.        

   Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

    Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.  Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

             Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

              Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

             Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

              Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам).

             По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.

           В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей.

             В выходные ребенок должен нагуляться, выспаться, одним словом – отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.

В заключении  добавлю несколько слов.

Что может быть прекраснее счастливых детских глаз?

Пускай детишки разные, все умиляют нас,

Со щечками, с веснушками, с прическою и без

Кто с мамиными ушками, кто копия - отец.

Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем.        

Машинками играются и прыгают с мячом.

Такие они разные все наши малыши,

Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи….

Все семьи и дети разные, но одно нас объединяет – мы родились и живем в одной стране РОССИИ! С многовековыми традициями и ценностями, с многочисленностью наций и культур.

Дети – это будущее вашей семьи, это наше общее будущее.

Опираясь на данное высказывание, следует, что воспитание «Наших детей», и наше будущее напрямую зависит от нас с вами сегодня.

От того на сколько родители и воспитатель взаимосвязаны, преследуют общие цели и задачи, развитие ребенка становится легче и гармоничнее, сводится к минимуму травматизм детской психики. Мы воспитатели   в индивидуальном порядке открыты к диалогу, любым вопросам, отзывам и пожеланиям, предложениям.  Наша совместная работа, не заставит ждать отличных результатов. И наши с вами дети с легкостью, ступень за ступенью будут входить в будущее - взрослея.

Список используемой литература:

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с.

3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68

4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М.: Эксмо, 2008 г.

5. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.

6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогической деятельности с детьми "Путешествие на паровозике"

План -  конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста«Путешествие на паровозике»(воспитатель - Н.Б.Трубач, МДОУ ЦРР "Детский сад №87 "Журавлик")Обра...

Конспект педагогической деятельности с детьми "Будь здоров!"

План -  конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста(воспитатель - Н.Б.Трубач, МДОУ ЦРР "Детский сад №87 "Журавлик")«Будь здоров!»Образовательная о...

Конспект педагогической деятельности с детьми "Секреты дружбы"

Конспект педагогической деятельности в подготовительной группе«Секреты дружбы»(воспитатель - Н.Б.Трубач, МДОУ ЦРР "Детский сад №87 "Журавлик") Образовательная область: социально-коммуникативное р...

Аналитическая справка по результатам педагогической деятельности за сентябрь – декабрь 2021 – 2022 учебный год

Аналитическая справкапо результатам педагогической деятельностиза сентябрь – декабрь 2021 – 2022 учебный год...

Аналитическая справка по результатам педагогической деятельности за январь - май 2021 – 2022 учебный год Группа № 11 «Улыбка» Воспитатель Дудина С.Н.

Аналитическая справкапо результатам педагогической деятельностиза январь - май 2021 – 2022 учебный годГруппа № 11 «Улыбка»Воспитатель Дудина С.Н....

Аналитическая справка по результатам педагогической деятельности за январь - май 2021 -2022 учебный год

Аналитическая справкапо результатам педагогической деятельностиза январь - май  2021 -2022 учебный год...