Консультация
консультация

Гусева (Чупрунова) Светлана Владимировна

Патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание старших дошкольников»https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1619816445_13-phonoteka_org-p-fon-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-17.jpg

В старшем дошкольном возрасте содержание работы по нравственному и патриотическому воспитанию включает в себя:

1. Семья – отношения между ее членами, связь поколений, традиции.

2. Детский сад – воспитание любви к нему и его сотрудникам, уважение к их труду, посвященному воспитанию детей.

3.  Природа и экология.

4. Труд взрослых, ознакомление с профессиями.

5. Художественная литература.

6. Устное народное творчество и прикладное искусство.

7. Родная страна: город (село), Москва – столица нашей Родины, государственная символика, космонавтика, армия.

8. Государственные праздники: День Защитника Отечества, 8-е Марта, день Космонавтики, День Победы.

9. Толерантность – знакомство с людьми разных национальностей и принятие этого факта как данности.

10. Народные и православные праздники: Масленица, Пасха, Рождество.

При определении содержания нравственного и патриотического воспитания, необходимо выбрать средства их реализации, формы работы и методику проведения каждого мероприятия.

Средствами формирования патриотического воспитания должны быть: устное народное творчество, художественная литература, природа, окружающий природный мир, музыка, изобразительное искусство, самостоятельная творческая деятельность, игры, развлечения и праздники.

К формам работы относятся: индивидуальные беседы на определенную тему, заучивание стихов, коллективные занятия с детьми (или подгруппой). Наблюдения и экскурсии, игры, развлечения, культурно - досуговая деятельность детей.

Методика учит – как надо, почему именно так, а не иначе. Правильный выбор методов обучения и их содержание (словесные, наглядные, практические), приемы и алгоритм их применения помогают достичь желаемого результата. Важна и структура, т.е. четкое построение всего мероприятия от начала до конца.https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1619816445_13-phonoteka_org-p-fon-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-17.jpg

В индивидуальных беседах педагог выясняет объем знаний ребенка той или иной теме, например, о семье, городе, труде взрослых, об армии, природе и др. Он может предложить ребенку рассмотреть иллюстрации  в книгах, выучить стихотворение или посоветовать прочитать нужный рассказ, послушать рассказы самого ребенка из его личного опыта. В дальнейшем это помогает детям принимать активное участие во всех коллективных занятиях.

Наблюдения и экскурсии просто необходимы для ознакомления с окружающим миром.  Они должны быть хорошо продуманы и организованы не только по содержанию, но и в смысле безопасности их проведения. Можно чтобы данные экскурсии проводили родители так, чтобы потом ребенок смог рассказать об этом в детском саду.

Коллективные сюжетно-ролевые игры в «Семью», «Мы строим дом», «Моряки», «Путешествие в Москву», «Наш Север» и другие активизируют детей на решение образовательных задач патриотического характера. Полученные знания и впечатления, использованные в них и пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности будущего патриота.

Патриотическое воспитание создает предпосылки гражданского поведения: появление чувства ответственности, чувства собственного достоинства, толерантности и чувства сопричастности к жизни и семье, в городе, стране, к родной природе, к культурному и историческому наследию своей Родины.

У подвижных игр своя, особая роль, в патриотическом воспитании, особенно у тех, что передаются из поколения в поколение: лапта, прятки, жмурки, игры с мячом и другие. Хороводные игры «Каравай», «Пузырь». Хороводы с пением или хороводы русской народной музыки: « Плетень», «Выйду ль я на реченьку», «Во поле береза стояла», «Во саду ли,  в огороде» и многие другие. Спортивные игры (особенно командные),  сплачивают детей и рождают чувства дружбы, команды и взаимовыручки, что очень важно для воспитания гражданских чувств. (Затулина, Г.Я. Россия – Родина моя. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации/ Г.Я. Затулина. – М.: Центр педагогического образования, 2017.-80с.)

В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1619816445_13-phonoteka_org-p-fon-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-17.jpg

Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Одной из основных задач образовательной области «Познавательное развитие» является, ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. (От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. -368с.)

В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор в число любимых детьми игр относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и другие. В них много весёлых шуток, юмора, и в тоже время они требуют от детей напряжённой умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1619816445_13-phonoteka_org-p-fon-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-17.jpg

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные интересы. Дидактические игры – игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес дошкольников к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

(Федорова, И.Ю. Роль дидактических игр в обучении детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика/  И.Ю. Федорова,  В.И.Гришанова.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/192/Action192-14622.pdf  (07.06.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....