Презентация " Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста"
презентация

Ольга Николаевна Редина

Развитие саморегуляции одна из центральных линий развития детей. Саморегуляция-процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а так же поступками.  В период от двух до трех лет  закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развиваются контроль над своими действиями, а нарушение правил поведения уже с 3 лет. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленка», Тамбовская область, г. Кирсанов Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста Семинар – практикум для воспитателей ДОУ подготовила: Педагог-психолог Редина Ольга Николаевна

Слайд 2

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Способности произвольной психорегуляции : Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения.

Слайд 3

Двигательная сфера: Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями: * произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; * различать и сравнивать мышечные ощущения; определять характер ощущений («напряжение-расслабление», « тяжесть-легкость » , др.); характер движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила-слабость » , « резкость-плавность » , темп, ритм); * менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений. Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости. Практические примеры (на уровне артикуляционной, мелкой и крупной моторики). - « Крепкий орешек» (напряжение – расслабление); - «Волшебный сон» (релаксация); - «Делайте вместе со мной», «Делайте наоборот», «Делайте, что я скажу, а не то, что покажу».

Слайд 4

Эмоциональная сфера: Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями: * произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает; * различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.); * одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие; * произвольно и подражательно «воспроизводить » или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Слайд 5

Сфера общения: Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений: * управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; * сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние); * отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения). У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Уровень овладения ребенком элементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.

Слайд 6

Игры с правилами Становлению произвольного поведения ребёнка способствует игра. Я убеждена, что хорошо подобранная и правильно организованная игра, является сильным средством развития детей дошкольного возраста. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребёнок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребёнка непосредственно. В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения. Особенно важна роль игры в младшем дошкольном возрасте, когда серьезные разговоры еще недоступны детям и когда они еще не могут сами ставить перед собой цели и сознательно достигать их. Если правила поведения, которые постоянно декларируют взрослые, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в жизнь малышей, становятся регулятором их поведения. Простые игры содержат ряд условий, облегчающих детям выполнение игровых правил. .

Слайд 7

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ. 1.Горка спичек. Перед ребёнком вываливается коробок спичек в одну кучку. Предлагается по - очереди вытаскивать по одной спичке, чтобы не сдвинулись остальные (в игру могут играть до 6 детей) . 2. Пять спичек. Перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд. ВЕРБАЛЬНЫЕ ИГРЫ . 1. Поздоровайся с « Глобусенком » (Читайте по моим губам») 2. Якалки . Ведущий загадывает лёгкие загадки, дети, отгадав загадку, сигналят ведущему поднятой рукой. Отвечает тот ребёнок, которого назовёт ведущий. Можно усложнить задачу, введя сигнал для ведущего (поднимать руку детям только после сигнала ведущего, например, поднятой карточки) . 3. «Да» и «Нет» не говорите. По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет». 4. Шепотком. Игра в вопросы, ответ на которые дети уже знают Задача дошкольников – ответить на вопрос хором только после сигнала ведущего (поднятая красная карточка) и только шёпотом. 5. Игра "Сохрани слово в секрете". Вы будете называть детям разные слова, а они их четко повторять. Но нужно помнить об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши. Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д. Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое.

Слайд 8

Речь с движением (Ладушки для детей постарше): Играть можно вдвоем, тут возможны разные движения: -две ладони вместе - ладонями попадаем в раскрытые ладони партнера - удары ладонями наискосок - один ставит руки ладонями вверх, второй хлопает сверху по ним - одна рука повернута ладонью, вторая наоборот - накрывает ладонь партнера. - Играть можно по кругу: правая ладонь поверх левой ладони соседа Каждое слово - хлопок своей рукой поверх ладони соседа слева. Ну и на последнее слово руку надо было убрать, а предпоследний, соответственно, должен был прихлопнуть. Если ты получишь 5 - мы пойдем с тобой гулять, Если ты получишь тройку - мы пойдем с тобой на стройку, Если ты получишь 2 - не пойдешь ты никуда, Если ты получишь кол - я впилю тебе укол. А вот эти тексты только для игры по кругу: Летел лебедь По синему небу, Сломал крыло, Сказал число.

Слайд 9

1. Дидактические игры - «Домино», «Мозаика», «Сложи квадрат», «Найди игрушку». 2. Сюжетно - ролевые игры – «Больница», «Почта», «Парикмахерская», « Ателье»,и т. д. 3. Настольно - печатные игры – «Домашние животные», «Зеленый луг», «Сад» и т. д. 4. Словесные игры – «Сделай, как я», «Скажи коротко», «Кто что делает» и т. д. 5. Театрализованные игры – «Кот, петух и лиса», «Гуси - лебеди», «Лиса и волк» и т. д. 6. Творческие игры – «Идем по лесу», «Радость и грусть», «Маша и медведь» и т. д. 7. Подвижные игры – «Гуси - лебеди», «Горелки», «Веселые ребята», «Два Мороза», «Хитрая лиса» и т. д. Воспитатель создаёт такие условия, при которых осуществляется развитие у ребенка способности произвольно воспроизводить образец: постройки из кубиков по образцу, работа с различными конструкторами по образцу, лепка по образцу, игры-соревнования на точное воспроизведение различных образцов.

Слайд 10

Художественная литература и устное народное творчество Если в младшем дошкольном возрасте развитие произвольности ребенка особенно эффективно в игре, то позже, в 5-6 лет, возможны и другие методы. Очень полезны беседы с дошкольником о его настроении, о его действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах взрослый как бы выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя. В ходе бесед, наблюдения социальной жизни, а также преимущественно в процессе знакомства с детской литературой следует познакомить дошкольника с произведениями, в которых подчеркиваются значимость и социальное одобрение таких волевых качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, старательность (например, Е. Пермяк «Птичьи домики»), (Е. Пермяк «Торопливый ножик»). Цель этого знакомства в том, чтобы данные качества стали восприниматься ребенком как ценные, социально одобряемые; за каждой волевой чертой личности у ребенка была сформирована модель соответствующего поведения на образном материале (например, действия литературного персонажа либо определенный поступок конкретного ребенка); слова «целеустремленный», «настойчивый», «терпеливый» вошли в активный словарный запас ребенка; одобряемые качества вошли в «идеальный образ Я» ребенка, т. е. он хотел бы быть таким.

Слайд 11

Во-вторых, следует обогатить представление ребенка о волевых качествах личности с помощью соответствующих пословиц и поговорок. Это могут быть следующие пословицы о целеустремленности, старательности, терпении: «Терпение и труд все перетрут», «Есть терпенье, будет и уменье», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Без терпенья нет уменья», «Поспешишь - людей насмешишь», «Делу -время, потехе -час», «Терпи, казак, атаманом станешь», «Будет и на нашей улице праздник!», «На хотенье есть терпенье». В процессе знакомства с этими пословицами и поговорками целесообразно побеседовать о том, почему так говорится в пословице, обсудить разные ситуаций, в которых можно проявить эти качества, нарисовать рисунки на тему обсуждаемых ситуаций. В-третьих, следует обратить внимание ребенка на то ,что в его характере уже появляются ростки волевых качеств, т. е. целеустремленности, старательности, терпения. Это можно сделать двумя способами. Первый способ: попросить ребенка рассказать, когда ему самому пришлось проявить настойчивость, старательность или терпение (например, терпел, старался, долго учился ровно вести линию по клеточкам). Второй способ: взрослый видит, что ребенок проявляет целеустремленность, настойчивость, старательность или терпение, и говорит об этом, например: «Я вижу, ты сейчас проявляешь старание, терпение... Молодец» или «Да, тебе сейчас приходится быть терпеливым». Если ребенок считает, что целеустремленность, настойчивость, старание и терпение -важные и ценные качества, он хочет ими обладать и уже в определенной степени обладает, то это можно использовать в деле развития саморегуляции дошкольника. Когда ребенок оказывается в ситуации, в которой ему трудно контролировать себя, например, он очень хочет делать то, что сейчас нельзя, или его отвлекают более привлекательные в данную минуту дела, взрослый может ему помочь.

Слайд 12

Приучение к дисциплине и развитие у детей саморегуляции взаимосвязаны. Когда мы хотим добиться дисциплины у детей, необходимо помочь им в первую очередь выработать самодисциплину, то есть разумное управление собственными желаниями, порывами, побуждениями. Другими словами, научить ребенка следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, и в то же время удовлетворять личные запрос без ущерба для общества. Фундамент послушания закладывается в раннем детстве. Чтобы успешно научить ребёнка контролировать свои порывы, приучить к дисциплине, очень важно приучать его к навыкам самоконтроля. Наша задача- добиться, чтобы ребенок все меньше и меньше зависел бы от нас в правлении и контроле своих желаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки

Эта презентация разработана для демонстрации на районном методическом объединении по художественно- эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Использование методов и приемов релаксации для развития саморегуляции у детей дошкольного возраста.

 Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, повышения общего жизненного тонуса, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизиологического здоровья, необхо...

Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста

Саморегуляция–это процесс управления человеком собственными психологическими физиологическими состояниями, а также поступками....

"Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста посредством технологий эффективной социализации"

В статье описаны приёмы, которые направлены на развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста с помощью технлогий эффективной социализации....

Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста посредством музыкально- игровой деятельности .

Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и ...

Консультация для родителей «Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста»

Для гармоничного развития личности очень важно развивать с детства умение управлять собственными психологическими физиологическими состояниями и  поступками.  Задача  взрослых – с...