"Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста посредством технологий эффективной социализации"
статья (средняя группа)

В статье описаны приёмы, которые направлены на развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста с помощью технлогий эффективной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Изменения в социальной жизни России повлекли за собой тенденции в развитии дошкольного образования. Изменились потребности родителей, изменились требования школы к будущему первокласснику, появилось огромное количество программ обучения и воспитания дошколят. Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребёнка в ДОО должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Решить поставленную задачу нам помогает технологии эффективной социализации. Данным технологиям  принадлежит ведущая роль в формировании саморегуляции поведения детей, поскольку они позволяют если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.

 Организуя деятельность детей в детском саду, мы решаем следующие задачи: помочь овладеть умением справляться со своими чувствами, поясняя эти чувства для осознания их ребёнком; научить детей взаимодействовать друг с другом, при этом не давая ребёнку готовых рецептов; научить детей самостоятельно решать возникшие конфликты, используя правила жизни группы, разработанные совместно. Рассмотрим подробно, каким образом в нашей группе решаются поставленные задачи.

 Выявить эмоциональное состояние ребёнка в начале дня нам помогает так называемое «Дерево настроения». Приходя в группу, дети вместе с родителями или воспитателем определяют своё чувство, которое они испытывают, и в виде условного обозначения- смайлик – обозначают его на дереве в кармашке со своей фотографией.

На протяжении всего дня ребёнок подкладывает смайлики со своим настроением, если оно поменялось. Таким образом, родители могут прийти и посмотреть, как менялось настроение ребёнка, расспросить «почему». Хочется заметить, что это пособие для воспитателя выполняет диагностическую функцию, что позволяет своевременно помочь кому-то улучшить состояние.

 Если не удалось повлиять на ситуацию вовремя, и обычная  утренняя грусть постепенно перешла в злость и гнев, ребёнок может воспользоваться «Ковриком  злости». Это пособие появилось в группе спонтанно. На одном из рефлексивных кругов мы обсуждали «что можно сделать, чтобы избавиться от злости»».  Обобщив разные предложения детей, мы пришли к выводу, что безопаснее всего потопать ногами. Вместе попробовали это сделать и назвали это упражнение  «Больше не сержусь», Так и появился «Коврик злости». Теперь дети знают, как выплеснуть свой гнев на этом коврике.  

К сожалению, в течение дня случаются стрессовые моменты, например:

- утреннее расставание с родителями;

-большое количество детей в группе;

-регламентированный  и насыщенный распорядок;

-необходимость подчиняться требованиям и указаниям;

-низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков. Постепенно создаётся внутри некоторое напряжение, которое необходимо своевременно выплеснуть. Для этого мы предлагаем  покричать в стакан или постучать подушку. Некоторым детям, хочется наоборот порелаксировать и для этого у нас есть различные красивые предметы для созерцания и мягкие игрушки- антистресс.

Дети среднего дошкольного возраста ещё отличаются достаточной импульсивностью. Они ещё не в полной мере осознают себя членом коллектива и поэтому им трудно регулировать привычные спонтанные действия (выкрикнуть, выбежать и другое). На наш взгляд, технология рефлексивный круг является наиболее эффективной формой формирования процессов саморегуляции в общении со сверстниками. Это  форма специально организованного общения, где обсуждаются, анализируются, оцениваются действия и состояния ребёнка.

Данная технология позволяет овладеть умением слушать собеседника и свободно выражать свои мысли. Он может проводиться по плану, по итогам свободной деятельности, без плана, когда в течение дня неожиданно появляется необходимость обсудить какое-то событие или ситуацию. Правила на рефлексивном круге создаются педагогом и детьми  совместно. Дошкольники не сразу научились работать в рефлексивном круге. Многие испытывали трудности в умение выражать словами свои мысли, не всегда понимали вопросы и задания, не умели выслушивать мнения других ребят, перебивали друг друга. Постепенно они привыкают терпеливо выслушивать то, о чём рассказывают другие, и не бояться говорить о себе.

 Наряду с рефлексивным кругом для формирования саморегуляции мы уделяем большое внимание играм и творческим задания с правилами. В этих играх правило открыто, то есть адресовано самому ребёнку. Играя, дети овладевают навыками самоконтроля. Первоначально дошкольники контролируют действия других детей, отмечая правильные и неправильные моменты, и лишь после этого начинают контролировать своё собственное поведение в игре.

Если всё-таки эмоции взяли верх, что естественно для данного возраста, то ребёнок поступает естественным для себя образом и нарушает принятые в группе правила. Помочь осознать произошедшее ему помогает специально организованные условия. Мы назвали обычный стульчик в уголке эмоциональной разгрузки «стульчиком для размышлений». В течение 5 минут (1 минута на год жизни) ребёнок осмысливает поступок. и успокаивает свои эмоции, затем воспитатель помогает ему сделать правильный вывод.

Конфликты – неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы учимся разрешать их в детстве, обуславливает стратегии нашего поведения и во взрослой жизни. Есть ли смысл обучать детей детсадовского возраста самостоятельному решению конфликтов или же не этом этапе развития достаточно вмешательства воспитателя или родителей? Следующие факты говорят в пользу обучения.

Во-первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает взрослого.

Во-вторых, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь, ведёт к большей самостоятельности, а значит, к развитию саморегуляции поведения.

В-третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом.

В-четвёртых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищённости ребёнка растёт.

Так в нашей группе есть ещё одно эффективное пособие для конструктивного решения конфликтов – это так называемый «Коврик дружбы».

Замечательные психологи А. Фабер и Э. Мазпиш в своей книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлагают следующий алгоритм решения конфликта. Главной сутью этого метода является возможность, с одной стороны, осмыслить и проговорить свои чувства, с другой стороны, услышать и принять чувства другого человека, и только после этого появляется прощение и желание дальше взаимодействовать.  

Методы воспитания, предложенные технологиями эффективной социализации Г.П. Гришаевой, имеют колоссальное значение для развития у детей навыков коммуникации.

Мы, внедряя некоторые из них в течение года, уже можем отметить значительные изменения в эмоциональной сфере общения и взаимодействия наших  воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов релаксации для развития саморегуляции у детей дошкольного возраста.

 Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, повышения общего жизненного тонуса, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизиологического здоровья, необхо...

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...

Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста посредством музыкально- игровой деятельности .

Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и ...