Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"
материал (подготовительная группа)

Светлана Ринадовна Слаутина

Индивидуальная консультация для родителей "Готовность ребенка к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.d.r_podgotovka_k_shkole.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

индивидуальной консультации для родителей «Подготовка ребенка к школе»

Тема консультации: «Подготовка ребенка к школе»

Цель консультации: оказание помощи родителям в разрешении проблемы – готовность ребенка к школе.

Задачи:

1.Определить причины затруднений в подготовке к школе.

2. Расширить знания родителей о критериях готовности ребенка к школе.

3. Подобрать рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе.

1. Вопросы к родителям:

- Как вы считаете ваш ребенок готов к школе?

- Какой конкретно критерий готовности на ваш взгляд западает?

- В чем основная причина затруднений?

2. Специалисты выделяют 4 критерия готовность к школе:

  • физический
  • нравственный
  • психологический
  • мыслительный

Физическая готовность:

  • Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
  • Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность:

  • Умение строить отношения с взрослым человеком.
  • Умение общаться со сверстниками.
  • Вежливость, сдержанность, послушание.
  • Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
  • Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность:

  • Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
  • Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
  • Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Мыслительная готовность:

  • Наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи.
  • Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
  • Учить ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса.

Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать. 

«Речевая готовность к школе ребенка с ТНР»

Готовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка устная речь ко времени поступления в школу, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения  и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

Обязательной проверке подлежит следующее:

  1. Речевая коммуникация.
  2. Правильность произношения звуков.
  3. Умение различать звуки на слух.
  4. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
  5. Состояние словарного запаса.
  6. Сформированность грамматического строя.
  7. Владение связной речью.

РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ

До начала обучения грамоте ребенок должен научиться отчётливо произносить все звуки речи как в отдельных словах, так и во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Особенно недопустимо наличие в его речи полных ЗВУКОВЫХ замен (типа СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, если ребенок  не различает на слух звуки Б и П, он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БУЛКА или в слове ПОТОЛОК.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющий его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступны детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т.п.), которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет. К семи годам ребенок должен уметь:

- называть предметы, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);

- находить общие названия (обобщающие слова) для группы однородных предметов;

- подбирать признаки к определенному предмету;

- подбирать возможные действия к предмету;

- подбирать предметы к заданному действию;

- подбирать синонимы (слова, близкие по значению): пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун

- подбирать антонимы (слова с противоположным значением): грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т.д..

СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т.д) без изменения при этом основного значения слова. Например, слова СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, по стол при этом так и остается столом. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, - образуются так называемые однокоренные слова. Так, слова СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.

Навыками словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования - лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны.

Наличие у ребенка сформированного грамматического строя важно потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. Для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности.

ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания – рассказы и пересказы, которые позволяют ребенку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому об ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

По форме рассказы могут быть описательными, и сюжетными. Описательный рассказ заключается в простом описании реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: «Медвежонок маленький, неуклюжий, лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост…» В сюжетном рассказе имеются завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента), и завершение «происшествия», или так называемая развязка; события здесь должны передаваться в определенной временной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.

К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (т.е последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).

Рекомендации родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Рефлексия: ответы на вопросы родителей. Дополнительные рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Готов ли ребенок к школе"

Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно....

Консультация "Речевая готовность ребенка к школе"

К  моменту поступления в школу словарный запас ребенка достигает 5000-6000 слов, и он правильно употребляет их в речи....

Консультация "Психологическая готовность ребенка к школе"

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». (Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер)...

Консультация "КАК подготовить ребенка в школу "

Данным материалом  могут воспользоваться воспитатели детских садов...

Консультация. Речевая готовность ребенка к школе.

Речевые навыки и умения, которыми должен  овладеть ребенок к школе....

Консультация "Готов ли ребенок в школу?"

Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет та...