Главные вкладки

    Консультация "Речевая готовность ребенка к школе"
    консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Рузанова Лилия Алиевна

    К  моменту поступления в школу словарный запас ребенка достигает 5000-6000 слов, и он правильно употребляет их в речи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx26.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Российская Федерация

    Департамент образования города Москвы

    Юго-Восточное окружное управление образования

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

    средняя общеобразовательная школа № 2092 имени И.Н. Кожедуба

    Дошкольное подразделение «Поколение» по адресу:

    109559, г. Москва, ул. Маршала Кожедуба, д.16, к.2

    тел.:    (495)658-72-84;факс 658-84-84

    e-mail:  doy1417@bk.ru

                                                         

                                                                                 

      Консультация родителям

    «Речевая готовность ребенка к школе».

                                                               Подготовила

    учитель-логопед Рузанова Л.А.

    Москва 2015 год

    Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей.

    А.А.Люблинская

    И вот вашему ребёнку исполнилось шесть лет – совсем большой и в школу скоро. К  моменту поступления в школу словарный запас ребенка достигает 5000-6000 слов, и он правильно употребляет их в речи. Он активно пользуется обобщающими понятиями. Совершенствуется произношение слов. Становится доступно произношение слов сложной слоговой структуры. Он уже не допускает пропусков, замен и перестановки слогов.

    Звукопроизношение приближается к норме. В этом возрасте дети уже готовы к правильному восприятию и воспроизведению звуков речи. Лишь иногда недостаточно чётко могут произноситься шипящие звуки, звук р заменяется звуком л. Дети 6-7 лет чаще пользуются  не только простыми распространенными предложениями, но и сложносочиненными, а также сложноподчиненными предложениями. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

    Происходит увеличение объёма простых предложений в связи с грамматическим оформлением их главных и второстепенных членов, а также за счет употребления групп слов, выступающих в роли однородных членов предложения.

    Дети старше шести лет, высказывая развернутые суждения, испытывают все меньше затруднений в грамматической форме изложения.

    Обобщая наиболее важные достижения психического развития старшего дошкольника, можно сказать, что в этом возрасте у него достаточно развитое мышление, расчленённое восприятие, смысловое запоминание. Активно развивается у него произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник может согласовывать свои действия принятыми нормами поведения. Он способен к достаточно адекватной оценке себя и своих возможностей. И теперь у вашего ребенка впереди новый этап его жизни – школа.

    Возраст от пяти до семи лет психологи считают «переходным» между дошкольным и школьным. У родителей, наверняка, возникает масса вопросов, например: «Что значит готов к школе?».

    Готовность к школе – это личностная, интеллектуальная готовность, уровень развития зрительно-моторной координации, а также уровень развития речевых навыков. Готовность ребенка к школе определяется и состоянием его здоровья. Все эти качества развиваются не одновременно. Например, интеллектуальная готовность необязательно сочетается со способностью ребенка к систематическим занятиям. С серьезным отношением к учёбе. Поэтому нельзя требовать от несозревшего организма слишком многого. Знание своего ребенка, его интересы, возможности и ограничения всегда должны оставаться главными для родителей.           По данным американских исследователей около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения.

    К моменту поступления в школу словарный запас ребенка очень богат. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами, ребенок достиг определенного уровня физической, нервно-психической и интеллектуальной зрелости.

    Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а письма – дисграфией.

    У взрослого человека процесс чтения и письма автоматизирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из зрительного восприятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структуры слова. Определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и наконец, воспроизведение с помощью руки – зрительного образа буквы.

    Можно ли помочь ребенку овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего – и как можно раньше – родители должны начать исправлять нарушения у него произношения, уточнять артикуляцию отдельных звуков, так как даже те дети, которые до школы занимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответствующей ему буквой.

    Чтобы совершенствовать семантику и стилистику речи ребенка, а также его грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ним – о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка, цирка, детского сада. Слушайте его внимательно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только после того, как ребенок закончил свой рассказ.

    Подготовкой к грамотному письму может послужить совершенствование пространственно-временнных представлений ребенка: справ – слева, наверху – внизу, впереди – позади; ориентация во временах года, времени суток. Как правило, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также в беседе.

    Развитию мелкой моторики рук способствует лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка, рисование, вышивание.

    Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» пальцем на спине, в воздухе, ощупыванием объемных пластиковых букв. Работа с магнитной доской позволяет расширить «поле зрения» ребенка, научит его соотносить звук и букву, различать согласные и гласные звуки и буквы, соединять их в слоги и читать. Совершенствует навыки узнавания букв и моделирование букв из палочек и карандашей; восстанавливание их недостающих элементов. Решение этих задач поможет вам подготовить ребенка к овладению школьными знаниями.

    Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация педагога-психолога для родителей детей подготовительной к школе группы "Готовность ребенка к школе"

    Данную консультацию для родителей я разработала  для того, чтобы объяснить им, что подготовка детей к школе заключается не только в обучении их письму, чтению, счету, но и в формировании у них пс...

    Консультация учителя-логопеда для родителей подготовительных к школе групп по теме: «Речевая готовность ребенка к школе».

    Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и пов...

    Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

    Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

    Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

    Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

    РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

    Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

    "Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

    Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

    Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

    Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....