«Особенности проектирования и реализации программы воспитательной работы ДОУ в современных условиях»
статья

Помыткина Татьяна Владимировна

Аннотация: Статья освещает особенности проектирования и реализации программы воспитательной работы ДОУ, приводятся конкретные сведения о составлении программы по разделам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности проектирования и реализации программы воспитательной работы ДОУ в современных условиях»

Существенные изменения, происходящие в системе образования в настоящее время, демократизация и гуманизация этой социальной отрасли повлекли за собой возникновение нового подхода к организации воспитательно - образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Следует отметить, что в системе общественного дошкольного воспитания произошли радикальные изменения: типовая, унифицированная программа сменилась вариативными, привычный нам «детский сад» сменился на модернизированное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). В связи с этим возникла необходимость нового подхода в управлении образовательными процессами в ДОУ и процессами, их обеспечивающими. Для обеспечения стабильности деятельности учреждения и прогнозирования его развития потребовалась тщательная разработка и реализация образовательной программы ДОУ. Отныне дошкольные образовательные организации в обязательном порядке самостоятельно разрабатывают и утверждают рабочие программы воспитания.

В основу разработки собственной программы воспитания ложится примерная рабочая программа воспитания, которую выступает своеобразным конструктором для создания индивидуальной рабочей программы воспитания. Благодаря этому каждое дошкольное образовательное учреждение имеет возможность корректировать содержание основных разделов программы: например, дополнить или исключить те или иные материалы, получая именно ту программу, которая бы соответствовала реальной деятельности дошкольной организации в области развития и воспитания детей.

Рассмотрим разделы программы воспитательной работы ДОУ.

В первом разделе целесообразно разместить информацию о самом ДОУ: отразить специфику его расположения, особенности его социального окружения, описать источники положительного или отрицательного влияния на воспитанников, указать имеющихся партнеров учреждения, поделиться оригинальными воспитательными находками учреждения, его принципами и традициями воспитания и обучения детей.

Во втором разделе необходимо сформулировать цель, которую ставит перед собой ДОУ, и ряд частных задач для ее достижения. Как правило, содержание данного раздела заимствуется из примерной программы воспитания, однако каждое дошкольное образовательное учреждение имеет право уточнить и скорректировать реализуемые задачи. Это зависит от особенностей ООП и контингента детей, посещающих учреждение.

В разделе «Виды, формы и содержание деятельности» указываются способы реализации поставленных целей и задач воспитания. Для удобства данный раздел целесообразно разделить на тематические модули. Также необходимо представить виды, формы и содержание работы как на уровне образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, так и на уровне группы и в индивидуальной работе с дошкольниками.

В четвертом разделе должен быть представлен самоанализ воспитательной работы в ДОУ.

Стоит отметить, что желательно привлечь к разработке программы воспитания родительскую общественность, используя при этом все многообразие форм взаимодействия. После составления проекта программы воспитания нужно представить их на рассмотрение родителям воспитанников, при этом учитывая их мнение и по необходимости внося корректировки.

Отметим, что грамотно составленная программа воспитания должна быть короткой и ясной и содержать только конкретное описание работы с воспитанниками.

В заключение хочется отметить, что каждая программа воспитания должна быть единственной и уникальной в своем роде, объясняется это тем, что образовательная и развивающая среда каждого ДОУ также уникальна и своеобразна.

Список информационных ресурсов:

1.        Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1 , п.4;

2.        Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3.        Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

4.        Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования УУД у дошкольников при реализации программы «Разговор о правильном питании» в условиях УДО

Описание системы работы по дополнительной общеобразовательной программе "Разговор о правильном питании" для детей старшего дошкольного возраста, посещающих учреждение дополнительного образования ...

Особенности планирования работы воспитателя в современных условиях

Основой образовательного процесса является планирование. План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование – это научно обоснованная организация пед...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье даны рекомендации по проведению мероприятий и использованию форм работы по экологическому воспитанию с воспитанниками и родителями....

"Особенности взаимодействия инструктора ипо физической культуре и воспитателя в современных условиях ДОУ"

Реализацию процеса невозможно представить без взаимодействия всего педагогического колектива. От активного участия воспитателя,его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культур...

Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального маршрута воспитанников

  ИОМ маршруты были разработаны для всех 10 воспитанников. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и специалистами ДОУ. Работа проводилась по...