Педагогическая деятельность по организации сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками
статья (старшая группа)

Помыткина Татьяна Владимировна

Организация сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Педагогическая деятельность по организации сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками

Элементы современных технологий сюжетно-ролевых игр были заложены крупными учёными отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой еще» 30-х годах. Среди авторов современных педагогических технологий также выделяются: Н.Я. Михайленко; Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина Н.Ф. Тарловская, В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова и т.д. Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.

В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка.

В сюжетно-ролевой игре объективной основой взаимоотношения являются содержание игры и роли, избираемые детьми. Основное назначение роли в совокупности с игровыми действиями заключается в отражении социального опыта окружающих взрослых. Беря на себя роль, ребенок тем самым в меру своего понимания входит в положение взрослого.

От содержания игры зависят мысли и чувства играющих, их поведение, отношение друг к другу. Если сюжет игры глубоко затрагивает их интересы и чувства, то в такой игре особенно ярко проявляется изобретательность, фантазия.

Беря на себя роль взрослого, ребенок тем самым начинает следовать определенному способу поведения, присущему этому взрослому.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей, один из них включает следующие компоненты:

– обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

– обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

– своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

– активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

– умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Иной подход к руководству играми в исследованиях Н.Я. Михайленко, Н. А. Коротковой. Они развивают мысль о том, что сами дети становятся естественными носителями игровой культуры, то есть овладевают игровой деятельностью. Ввиду того, что этот процесс проходит стихийно, без сознательно поставленных педагогических целей, он производит впечатление спонтанного процесса. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет игрой, а не действием по инструкции, когда они почувствуют не давление воспитателя, а умеющего играть партнера. Роль взрослого, замещающего ребенка-партнера, усиливается тем, что в условиях естественной передачи игровой культуры происходит «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а в условиях совместной игры взрослый строит игру особым образом так, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети ставились перед необходимостью использовать новый более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала открывают способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельною игру с различным содержанием.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова обращают внимание на то, что целью педагогических воздействий по обогащению сюжетно-ролевой игры должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях [25, с.75].

Авторами выделяется следующие способы построения игры:

– последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;

– ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действия, используя речь, предметы;

– сюжетосложение, посредствам которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

Первым способом построения игры – предметно-игровыми действиями, дети овладевают в совместной со взрослым деятельности. Два других способа (ролевое поведение, сюжетосложение) при стихийном развитии игры могут сформироваться неполноценно, на примитивном уровне. Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.

Таким образом, изучив и определив факторы, способствующие обогащению сюжетно-ролевой игры педагогом, можно сделать следующие выводы:

– сюжетно-ролевая игра формируется под воздействием окружающей жизни, влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы.

– современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми рассматривают его как процесс постепенной передачи детям усложняющихся способов построения игры.

– в связи с тем педагоги нуждаются в методической помощи, а именно: в обогащении знаний о природе сюжетно-ролевой игры, о механизмах ее развития, о способах формирования у детей игровых действий, ролевого поведения, сюжетосложения.

Согласно теории выдающегося отечественного психолога Д.Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка.

Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.

Перед педагогом неизменно должна стоять задача: с помощью игры воспитывать ребенка.

Самое сложное и важное для педагога - обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу так и к отдельным детям.

Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с сюжетом.

Рассмотрим особенности руководства и планирования сюжетно-ролевой игрой в старшей и подготовительной к школе группах.

Планируется:

– в процессе непосредственно-образовательной деятельности в форме индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, в парной и малой группе (1 час 40 минут);

– в ходе режимных моментов (45-50 минут);

– в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и совместной со сверстниками игре.

Роль педагога:

– учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр;

– объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность;

– включает в игру застенчивых детей, способствует поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре;

– способствует овладению детьми более новым сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Роль педагога в игре – второстепенная.

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакте. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети очень чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и за помощью.

Чтобы направить игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке.

Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие ее сюжета.

В старшем дошкольном возрасте идея новой игры может возникнуть в результате словесного напоминания, беседы. Но здесь допустим лишь совет, который будит инициативу детей. Если воспитатель поддерживает удачное предложение, с уважением относится к интересной выдумке, то и дети начинают прислушиваться к мнению друг друга. Иногда игру начинают двое-трое детей, а затем и у остальных начинает появляться желание принять в ней участие.

Устанавливается правило: к игре можно примкнуть только с общего согласия участников. Иногда по общей договоренности в игру принимает ее организатор.

В старшей группе важно научить детей самостоятельно обдумывать содержание игры, распределять роли. Задача воспитателя – следить за тем, чтобы одни дети не подавляли других, чтобы каждому была обеспечена активная роль в игре.

Когда старшие дошкольники до начала игры обсуждают ее содержание, примерный ход развития сюжета, воспитатель выступает как рядовой участник игры, поддерживает удачные предложения, дает советы, помогает в решении спорных вопросов. Иногда распределение ролей становится предметом коллективного обсуждения с участием воспитателя, который своим примером учит детей быть справедливыми, доброжелательными, заботливыми.

Воспитатель приучает детей обдумывать, что для игры потребуется: соорудить постройки, подобрать игрушки, костюмы, самим изготовить необходимый инвентарь.

Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно, и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление.

Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ.

Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. 

Иногда воспитатель становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль, часто второстепенную, эпизодическую, но в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее. Например, в роли зрителя в театре он спрашивает, где продаются билеты, и таким образом наводит на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине он спрашивает о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.

Руководя игрой, воспитатель всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры.

Участие педагога в сюжетно-ролевых играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, педагог должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре.

Из приемов руководства игрой следует исключить принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:

– организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.

– продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.

– руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.

– следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.

– проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой.

Руководство развитием игры требует, чтобы воспитатель помог детям обогатить игру высоконравственным содержанием, максимально насытить ее соответствующими действиями, при распределении ролей по возможности всех удовлетворить и вместе с тем поставить каждого ребенка в позицию, наиболее благоприятную для формирования его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация сюжетно-ролевых игр как средство ознакомления дошкольников с профессиями взрослых"

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

laquo;Игра в конденсированном виде  содержит в себе, как в фокусе  увеличительного стекла, всетенденции развития ребенка»  Л.С.Выготский   ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬС...

Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь

В картотеке представлены сюжетно-ролевые игры для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь. Цель сюжетно-ролевых игр: развитие творческих и коммуник...

Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь

В картотеке представлены сюжетно-ролевые игры для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь. Цель сюжетно-ролевых игр: развитие творческих и коммуник...

Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь

Цель сюжетно-ролевой игры: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свой выбор...