«Как создать этнокультурную ситуацию развития в ДОО?»
консультация (младшая группа)

Исакова Мария Михайловна

Позитивная социализация ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл этнокультурная среда20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Как создать этнокультурную ситуацию развития в ДОО?»

Выполнил:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №119»

Приокского  района

Исакова М.М.

Н. Новгород

2021 г.

    В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.

В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.

На мой взгляд, этнокультурная и социокультурная ситуации неразрывно связаны между собой.  Задачи приобщения детей дошкольного возраста  к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.

По-моему, особое внимание необходимо уделять традиционным направлениям деятельности педагогов  — нравственное, гражданское, патриотическое воспитание  дошкольников. Все это будет способствовать позитивной социализации ребёнка, творческому освоению этнокультурных ценностей.

  В результате  будет происходить формирование важных личностных характеристик дошкольника — этнокультурного самосознания и самоидентичности.

  Я считаю, при разработке содержания в образовательной программы  ДОО необходимо учитывать этнокультурную  ситуацию  развития детей. Для реализации  программы нужно  создать условия для реального приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края.

В  требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

По-моему, для  создания этнокультурной  и социокультурной  ситуации  в ДОО необходимо :

  • Изменить предметно-пространственную среду таким образом, чтобы вызвать у детей устойчивый интерес к русским народным сказкам, обычаям, традициям, художественному творчеству и культуре народа в целом;
  • приобщать детей к историческому, культурному, народному наследию
  • воспитывать любовь к малой Родине через приобщение к традициям, праздникам своего народа;
  • воспитывать уважение к своей семье, своим близким, и обществу в целом;
  • создавать ситуации для формирования  гуманности, милосердия,  для укрепления культуры мыслей и поведения, и в конечном счете поступков ребенка ;
  • вести просветительскую работу среди родителей по вопросам возрастной психологии и духовно-нравственного воспитания детей.

   Дети – наше будущее!

 Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов и системы ценностей, которые мы заложим в сознание наших  детей. Освоение культурного пространства через приобщение к народным традициям - это социально оправданный путь творческого развития личности ребенка. Для нравственного развития в этом возрасте важна  позиция значимого взрослого.  Для того, чтобы  родители  приобщали  своих  детей к  истокам: корням  наших предков, обрядам, традициям, обычаям и прочее , которые долгое время были в забвении.

   На мой взгляд, необходимо  обратиться к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа. В последнее время нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, считаю необходимым возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

  К сожалению, каждый день я наблюдаю игры детей с игрушками – персонажами зарубежных мультсериалов. В сюжетно-ролевых играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине. Поэтому, считаю необходимым исключить те предметы, которые могли бы вызывать у детей агрессию. Ребенок, окруженный пластмассовыми куклами Барби, Монстер Хай, Винкс, роботами для боёв, трансформерами, представляют собой человека, зараженного энергиями западного общества. Если ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть навсегда. Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу: учить добру и красоте, мудрости и радости. Дети почти не играют с игрушками отечественного производства, так как их почти нет в продаже. Я вижу, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью.  Взгляды на современную игрушку и на приобретение ее для ребенка сегодня различны, но самое главное, чтобы выбранная для ребенка игрушка способствовала воспитанию в нем положительных качеств, развитию умственных, познавательных способностей, будила любознательность, интерес, бережное отношение ко всему, что окружает малыша.

   Думаю, что окружение ребёнка предметами национального характера помогут детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.  Уверенна, что народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Духовный, творческий патриотизм - чувство любови к Родине, надо прививать с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность.  Но подобно любому другому чувству, патриотизм воспитывают педагоги, родители и переживаются детьми индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Именно в этом возрасте надо побуждать, а не навязывать эти чувства, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение ребёнка.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта оценки педагогической компетентности воспитателя по созданию социальной ситуации развития детей

Шпаргалка для воспитателей в виде диагностического инструментария. чо позволит внедрить в свою педагогическую деятельность ФГОС. Воспитатель  просмотрев критерии педагогической компетентности най...

консультация «Социальная ситуация развития, взаимоотношения детей и взрослых».

«Социальная  ситуация развития, взаимоотношения детей и взрослых».Дошкольный возраст-это период активного освоения социального пространства. Ребёнок постигает особенности человеческих отнош...

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Знакомить детей с театрализованной деятельностью надо начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят спектакли, которые показывают воспитатели, старшие дошкольники. Встреча с театром помогает д...

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...

Тема: Поможем узнать сороке о зимующих птицах Цель: создание социальной ситуации развития посредством речевого развития

Задачи: создать условия для:·                    стимулирования самостоятельного выбора партнеров и матер...