Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»
материал

Якимова Лола Иззатилловна

Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy1_otchet_po_samoobrazovaniyu_2021.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 149 города Тюмени

Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема:

«Использование песочной терапии в работе воспитателя»

                                  Воспитатель: Якимова Лола Иззатилловна

Тюмень, 2021

На начало 2020 учебного года я составила план самообразования по теме: «Использование песочной терапии в работе воспитателя».

Еще философ Карл Густав Юнг, в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов.

И на мой взгляд, песок – это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он, например, плохо говорит и не может рассказать о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая рисунок из песка, ребенок раскрывается, и я получаю возможность увидеть внутренний мир ребенка – в ходе песочной терапии она обязательно «высыплется» на песчаную поверхность.

 Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает ребенка позитивными эмоциями.

Также песочная терапия хороша тем, что при создании детьми тех или иных композиций на песке не требуются художественные навыки, как, например, в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии ребята раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми среднего дошкольного возраста, через использование метода песочной терапии.

  Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно - методическую литературу по теме песочная терапия;
  2. Изучить необходимое оборудование для песочной терапии;
  3. Создать необходимую предметно - развивающую среду. Подобрать разнообразный мелкий материал (игрушки, фигурки, камни, ракушки, крышки и т. д.).
  4. Создать и разместить серии тематических консультаций для родителей по теме песочная терапия на личном сайте nsportal. ru.
  5. Провести серию групповых тематических выставок детских работ, выполненных в технике рисования цветным песком;
  6. Создать групповой альбом детских творческих работ, так же работ, выполненных цветным песком.

С сентября по октябрь мною была изучена литература по данной теме, из которой я узнала, что такое песочная терапия, какое необходимо оборудование для песочной терапии, правила работы с песком, выбрала приемы песочной терапии, подходящие для детей среднего дошкольного возраста.

Особенно много полезного я узнала из книги О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников».

В пособии раскрыта история песочной терапии, описаны этапы занятия песочной терапии, приводятся примерные планы - конспекты занятий, разработанные и апробированные в практике работы с детьми.

Мною была организована отдельная зона, где стоят контейнеры с песком и бросовый материал: камешки марблс, ракушки, макароны, миниатюрные фигурки животных.

 Для соблюдения правил безопасности, на видном месте размещены правила игры с песком в картинках, которые дети уже знают и соблюдают.

А также мною была изготовлена картотека игр с использованием песка. В картотеку вошли следующие игры:

А еще мы с детьми освоили рисование цветным песком по трафаретам (это необычное искусство создания картин с помощью цветного песка).

Для родителей подготовила консультации:

  • «Что такое песочная терапия?»
  • «Рисование цветным песком»
  • Как проводится «терапия» песком?
  • «Игры с песком в детском саду»
  • Папка – передвижка: «Песочная терапия дома: 7 интересных и полезных игр с песком».

В октябре 2019 года я провела открытое занятие для педагогов по песочной терапии «Солнце на песке».

А также в период с декабря по февраль я участвовала в конкурсе городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов «Разбуди талант!» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста», и заняла в конкурсе II место.

Мною в начале и в конце учебного года была проведена диагностика Диагностика по развитию творческих способностей детей и Диагностика развития коммуникативных навыков дошкольников.

Диагностика по развитию творческих способностей детей

Результаты показали, что если на начало учебного года показатели составили:

высокий уровень – 12 человек - 50 %

средний уровень – 9 человек - 38%

низкий уровень – 3 человека - 12%

То к концу года:

высокий уровень – 20 человек - 83 %

средний уровень – 4 человека - 17%

низкий уровень – 0 человек - 0%

Таким образом, уровень развития творческих способностей детей к концу года стал гораздо выше.

Диагностика развития коммуникативных навыков дошкольников

Для оценки эффективности развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами песочной терапии при организации диагностики, я использовала метод педагогического наблюдения за свободной игровой деятельностью детей:

  • Наблюдала за характером общения дошкольников со сверстниками в группе детского сада в процессе самостоятельной деятельности;
  • Наблюдала за умением договариваться между собой, распределять игровое оборудование, выполнять последовательность действий при взаимодействии с песком;
  • Наблюдала за умением ребят работать в парах и приходить к общему результату работы;
  • Беседовала с детьми.

В процессе наблюдения я обращала внимание на характер общения детей друг с другом, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли, умение договариваться между собой и уступать, учитывала приоритетность выбора детей друг друга в коллективе сверстников, а также умение работать в парах.

В результате изучения темы: «Использование песочной терапии в работе воспитателя», сделала следующие выводы:

  • Страх и напряжение у детей исчезли. Уменьшилось проявление отрицательных эмоций: злость, гнев, обида, агрессия.
  • Увеличилось общее количество детей, способных к концентрации;
  • Увеличился показатель внимательности, усидчивости; ребята стали слышать образовательную задачу, повысилась способность выполнить необходимые действия для получения результата работы;
  • Дети научились выражать свои эмоции в безобидной форме, снизилась конфликтность между детьми; сформировалась доброжелательная атмосфера взаимодействия в детском коллективе.

Я считаю, что цели и задачи по теме самообразования мною достигнуты.

На 2021 – 2022 учебный год я планирую взять тему самообразования:

 «Использование аквагрима в работе воспитателя».

Мне эта тема интересна тем, что аквагрим – искусство изменения внешности, перевоплощения с помощью обезжиренных косметических красок на водной основе, которые не вызывают раздражения и абсолютно безопасны для нежной детской кожи. Краска быстро сохнет, не растекается, позволяет накладывать один слой на другой, легко смывается с кожи водой и легко отстирывается при попадании на одежду, рисунки сохраняются до первого умывания, они получаются яркими и насыщенными.

Аквагрим – уникальная техника, которая сочетает в себе искусство театрального грима, рисования акварельными красками и макияжа. 

Аквагрим – это еще и замечательная альтернатива карнавальному костюму, и прекрасная возможность создания полноценного театрального образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя» 2019-2020 г.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элеме...

План по самообразованию "Использование песочной терапии в работе воспитателя"

План на 2020 - 2021 учебный год по теме самообразования "Использование песочной терапии в работе воспитателя"...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование песочной терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...

План по самообразованию «Использование песочной терапии в работе воспитателя»

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элеме...

Мастер – класс Тема: Использование песочной терапии в работе воспитателя

Мастер – класс "Использование песочной терапии в работе воспитателя" Головачева В. А.- Здравствуйте мои дорогие коллеги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Тема: Использова...

Консультация "Использование песочной терапии в работе воспитателя"

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребе...