Статья " Психология крика "
статья

Панасенко Ирина Юрьевна

Каким должен быть хороший педагог? Классическая педагогика считает: он должен любить детей, знать детскую психологию, владеть методикой преподавания. Но оказывается, дети ценят учителей за другие достоинства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psihologiya_krika.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Психология крика

Опираясь на научные исследования доктора педагогических наук Валентина Петрушина,  я хотела бы узнать………….

Каким должен быть хороший педагог? Классическая педагогика считает: он должен любить детей, знать детскую психологию, владеть методикой преподавания. Но оказывается, дети ценят учителей за другие достоинства

В мире зверей и в мире людей

В одном исследовании опрашивались дети разных регионов России, у какого учителя они хотели бы учиться. И дети разных возрастов чаще всего отвечали: «У такого, который бы не кричал».

В наших школах сегодня действительно очень много крика. Учитель кричит, ребенок глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться. Но тогда почему учитель кричит? Большинство читателей могут сразу ответить: потому что учитель осознает свою неспособность повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Крик – очень сильное психологическое оружие, он вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг не может выполнять точные дифференцировки. А эта операция – одна из важнейших сторон учения с точки зрения физиологии.

В животном мире крик – показатель превосходства одного животного над другим. Африканские львы устрашают друг друга на брачных ристалищах мощными душераздирающими криками. То же самое делают гориллы и шимпанзе. В человеческом обществе такое самоутверждение через крик тоже не редкость. Кричать на детей – значит разрушать их психику.

Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика?

Почему они кричат?

Причин, почему педагог прибегает к такому воздействию, как крик, может быть несколько.

Психолого-педагогические причины

Одна из главных здесь – недостаток педагогического мастерства и общей культуры, неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось.

Пример: учитель что-то говорит ребенку, но тот не выполняет его требований. Согласно обыденной логике, учитель прикладывает больше усилий, следовательно, повышает и голос. И повышает до тех пор, пока ребенок не выполняет требование... Или не убегает от своего наставника, с тем чтобы как можно реже попадаться ему на глаза.

Социально-психологические причины

Многие взрослые любят показывать свое превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Начальственный тон высказываний, внушающий и угрожающий – кто не видел и не слышал его у разного рода начальников, учителей и директоров?

Спросите детей, кто в школе самый главный. Подавляющее большинство, особенно в младших и средних классах, ответят: «директор» или «учитель». И только старшеклассники, может быть, смогут сказать, что главный-то в школе все-таки ученик, а не учитель. И будут совершенно правы. Но многие учителя думают совсем наоборот. И потому считают себя вправе показывать главенство и превосходство силой своего голоса.

В авторитарной педагогике недавнего прошлого крики и угрозы были привычным делом. В сегодняшней личностно-ориентированной парадигме преподавания педагогический крик становится анахронизмом, но пройдет, наверное, еще немало времени, прежде чем он будет окончательно изжит в наших школах.

Для многих учителей возможность покричать на своих подопечных – проверенный и надежный способ нормализации психического состояния. Еще Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю. Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать ее. Когда писателю не нравится его книга, он может ее сжечь. Когда ученик не выполняет требование, учитель в ярости может накричать на него. Поскольку наказание в нашей школе запрещено законом, в сложной ситуации многие учителя просто кричат на своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент физического наказания.

Учитель во многих случаях может кричать на своего ученика и из-за своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, да и просто из-за семейных неурядиц. По некоторым данным, невротизация среди учителей достигает 70%. В крике присутствует также некоторый момент страха оказаться несостоятельным в глазах коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности.

Физиологические причины

Не последнюю роль в педагогическом крике может занимать сексуальная неудовлетворенность учителя. Физиологи установили, что голосовой аппарат человека имеет тесную связь с половыми органами. Это можно наблюдать на примере мутации голоса в пубертатном периоде, особенно у мальчиков.

Во время критических дней у женщин физиологи наблюдают гиперемию как гортани, так и голосовых связок. Фониаторы в такие дни запрещают певицам много разговаривать и петь – можно основательно подпортить голос. Так что связь голоса с состоянием половых органов очевидна.

Не секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых семейная жизнь, а, значит, в определенной мере и сексуальная, не сложилась. Сексуальное напряжение выходит в виде крика. Покричав, а то и поорав на своих учеников, некоторые педагоги испытывают приятное успокоение и расслабление, отдаленно напоминающее то, чего им недостает в семейной жизни. В этом случае ученик становится для учителя средством решения его внутриличностных проблем.

Крик – это конфликт

Ситуация, в которой учитель срывается на крик, в той или иной мере конфликтна. Наши видные отечественные специалисты в области конфликтологии Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк установили, что работа протекает тем более успешно и менее конфликтно, чем более сбалансирована структура рабочего места, которую исследователи представляют следующим образом:

Функции

Средства

Обязанности

Права

Ответственность

Власть

Сбалансированность рабочего места означает, что ему не должна приписываться функция, не обеспеченная средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может реализоваться без определенной обязанности. Ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью, а власть должна обеспечиваться ответственностью. Сбалансированность означает также, что обязанности должны быть связаны только с данной совокупностью функций; ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной совокупности функций, а совокупность прав и власти гарантируется только данными средствами.

Если бы учителя знали основные положения конфликтологии и стремились в своей работе руководствоваться ими, то конфликтов у них в отношениях с учащимися было бы гораздо меньше, а значит – меньше и крика.

Например, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это значит, что тот на своем рабочем месте учащегося не несет ответственности за возложенные на него функции ученика и не соблюдает при этом своих обязанностей. Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми средствами для решения этой задачи. Но это уже проблема самого учителя. Поэтому как можно более точное понимание и учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав и обязанностей способствует установлению в школе хорошего рабочего климата.

Все эти положения можно прописать в уставе школы, школа может заключить с каждым учащимся договор о взаимном соблюдении принятых на себя обеими сторонами обязательств. В случае их нарушения каждая сторона может воспользоваться данными ей правами и властью для использования соответствующих санкций, которые заранее оговариваются каждой из сторон.

Могут возразить, что все это хорошо в теории, а на практике сотни разных обстоятельств могут помешать реализации этих положений. Пусть так, но для достижения позитивных результатов всегда надо прикладывать какие-то усилия, если мы хотим сдвинуть решение проблемы с мертвой точки.

Опыт поведенческой терапии

Психологи-консультанты, занимающиеся модификацией поведения, связанного с излишней раздражительностью, тревожностью, страхом и беспокойством, разработали целый ряд приемов, которые помогают их снимать. Тому, кто кричит на своих учеников, прежде всего надо осознать проблему и признаться самому себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать на своих учеников». Дальше надо попытаться найти способы преодоления этой негативной привычки.

Прежде всего надо понять, что происходит, когда учитель срывается на крик. Чаще всего происходит пристройка к учащемуся по типу «сверху вниз», в которой учитель ощущает себя главным и командующим лицом. По Эрику Берну, такая пристройка автоматически означает: «Я – хороший, ты – плохой». Те, кто считает себя вправе сердиться, преувеличивают отрицательные качества своих оппонентов и тем самым подкрепляют свои установки, выводящие их из себя. Такое поведение, в свою очередь, вызывает аналогичные реакции у других, что превращает имеющиеся установки в своего рода сбывающиеся пророчества. Далее следует непроизвольное мышечное напряжение, находящее свое естественное продолжение в повышенном тоне и крике. Поэтому контроль за мышечным напряжением способен снимать излишнюю нервно-психическую напряженность. Психологи учат своих клиентов расслаблять мышцы, контролировать и предотвращать напряжение в теле, и это позволяет человеку оставаться спокойным в трудных жизненных ситуациях. Прием получил название «десенсибилизация», что означает понижение чувствительности к тем обстоятельствам, которые вызывают раздражение, тревогу и беспокойство. Мышечное расслабление способно затормозить и снять эти реакции.

Методика прогрессивной мышечной релаксации, разработанная в 1929 году американским психологом Эдмундом Джекобсоном, является и сегодня одним из наиболее эффективных методов улучшения неэффективного поведения. Процесс обучения состоит из ряда последовательных этапов и включает в себя: а) фокусировку внимания на определенной группе мышц; б) напряжение этой группы мышц; в) фиксацию напряженности в течение пяти–семи секунд; г) освобождение от напряженности в данной группе мышц; д) релаксацию, фокусировку внимания на снижении напряженности и дальнейшей релаксации данной группы мышц.

В состоянии расслабления рекомендуется многократно проигрывать сложные ситуации в воображении до полного исчезновения раздражения, беспокойства или тревоги. Приобретенный таким образом опыт воображаемого поведения положительно влияет на поведение в реальной жизненной ситуации.

Методика систематической десенсибилизации, разработанная американским психологом Вольпе, включает в себя три важнейших элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих негативные реакции; в) представление в воображении объектов из иерархий, вызывающих неприятные эмоции. Например, при снятии экзаменационного волнения выстраивается шкала эмоционального состояния: от 0 баллов – полного спокойствия до 100 баллов, которыми определяются аффект или паника. Промежуточные состояния: 5 баллов – размышление об экзамене за три месяца до него; 25 баллов – мысли об экзамене накануне вечером; 80 баллов – за миг до начала экзамена перед экзаменационной комиссией. Важно, чтобы шаг от одной ситуации до другой не превышал 10 баллов. После этого испытуемых просят расслабиться и вообразить ситуацию, в которой они испытывают раздражение или тревогу. По мере устранения беспокойства в простой ситуации испытуемый переходит к более сложным.

Можно использовать ключевые слова: «покой», «отдых», специальные команды: «успокойся», «сбрось напряжение», которые ассоциируются с состоянием расслабления. Особенно важны эти рекомендации для учителей с холерическим темпераментом, у которых существует природная предрасположенность к проявлениям гнева, а следовательно, и к крику.

Большое значение в поведенческой терапии придается развитию навыков самонаблюдения. Психологи рекомендуют вести дневниковые записи, чтобы контролировать свое поведение. Когда люди в течение длительного времени наблюдают за собой, они начинают ставить перед собой цели, связанные с самосовершенствованием.

Тому учителю, который захочет избавиться от дурной привычки проявлять ненужный гнев, повышать голос и кричать на своих учеников, можно порекомендовать программы самоподкрепления и самонаказания. Сдержав себя в ситуации, в которой он раньше срывался на крик, учитель может поощрить себя похвалой типа «Молодец, не сорвался!» или «Как хорошо, что оставался спокойным с помощью контроля за мышцами!»; подарить себе, любимому, книгу, о которой давно мечтал; просто разрешить себе лишний раз поболтать по телефону с приятелем или послушать хорошую музыку.

Можно также в своем воображении представить ужасную картину последствий своего неадекватного и непродуманного поведения. Например, что вследствие крика на ребенка у него может случиться нервный шок, ребенок станет инвалидом, а бедолагу-учителя начнут таскать по судам. Такие страшные картины могут заставить учителя быть более осторожным в использовании «кричащих» воздействий.

Большое внимание во всей этой работе по самовоспитанию надо уделять повышению самооценки и формированию внутреннего контроля. Высокая самооценка и вера в себя помогают быстро восстанавливаться при неудачах и прилагать большие усилия для достижения поставленных целей.

Голос – драгоценный дар природы

Не секрет, что многие учителя не владеют своим голосом так, как им могут владеть певцы и актеры. Но этого настоятельно требует их профессия. При неумении правильно использовать головные, грудные и брюшные резонаторы длительное говорение только на работе приводит к преждевременному износу голосовых связок и рефлекторному переходу на крик со всеми вытекающими отсюда последствиями. Постановке голоса и умению с ним грамотно обращаться в наших педагогических вузах (за редким исключением) не учат. А между тем резонаторная теория голосообразования, разрабатываемая в наши дни профессором В.П. Морозовым, дает правильные советы, как надо пользоваться голосом много говорящему человеку, и прежде всего – учителю. Его замечательная работа «Тайны вокальной речи» должна быть настольной книгой каждого педагога.

Куда и как направить энергию крика

Крик – естественный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах – это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно канализировать, направлять в позитивное русло, или, как говорят психоаналитики, сублимировать.

Энергия крика может трансформироваться в энергию певческого звука. В школе облагораживающим ее окружающую среду средством может и должно стать пение детей вместе со своими учителями в хоре. Пение даст всем участникам хора необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет у них умение пользоваться своим голосом.

В школах, где учащиеся поют вместе с учителями, возникает особая атмосфера положительных вибраций, животворящая аура, которая благотворно действует на психику как учащихся, так и учителей.

Медитативное упражнение для управления своим психоэмоциональным состоянием

Мой спокойный красивый голос

  • Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии.
  • Мне дышится легко, приятно и спокойно.
  • Все мышцы моего тела приятно расслаблены.
  • Я совершенно спокоен.
  • Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены.
  • Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.
  • Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.
  • Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.
  • Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным.
  • Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать.
  • Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя.
  • Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.
  • Все мышцы моего тела остаются расслабленными.
  • Мое дыхание ровное и спокойное.
  • Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня из себя.
  • За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз – куплю книгу, о которой давно мечтал(а).
  • А если я все-таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюханием нашатырного спирта или лишить себя приятного удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону.
  • Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно.
  • Даю себе обещание, что в реальной жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и стараться без нужды их не напрягать, особенно в трудных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Психология педагогической деятельности"

В статье описаны психологические требования, которые предъявляются к личности педагога, раскрыты общие и специальные возможности и индивидуалбный стиль педагогической деятельности....

статья: "Психология готовности ребёнка к школе"

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

статьи психолога

Статьи психолога в раннем возрасте...

Статья "Психология эмоций"

В чем разница между инстинктами, эмоциями, чувствами и состояниями...

Статья "Психолог в детском саду: роскошь или необходимость?"

Статья "Психолог в детском саду: роскошь или небходимость?"...

Консультация для педагогов и родителей ПСИХОЛОГИЯ КРИКА.

Как часто вы задумываетесь о том, как ваш голос и его интонации влияют на окружающих? А как дети воспринимают взрослых , которые много кричат? Как понять . что есть проблема и как с ней бороться? В да...

Статья «Психология детского рисунка - все, что не сказано вслух»

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых- редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики....