ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
ТЕМА 1: «СОЛНЦА ЛУЧ ЗОЛОТОЙ»
Солнце как источник света, тепла, жизни на Земле.
Блок 1 «Солнце – жизнь»
Работа с детьми | «Наука на дому» (Сотрудничество с родителями) |
- Ежедневная работа с календарем погоды.
- Беседа «Солнце – источник жизни на земле» (презентация)
- Презентация «Глаза – наши помощники»
- Психогимнастика «Выйди к свету»
- Чтение худ.литературы: Ю.Илларионов «Загадки», В.Донникова «Дегенды и сказки о Солнце», Е.Шен «Тень»
- Исследовательская деятельность:
Опыты: «Солнечные зайчики»; «Уличные тени»; «Пятнышко»; «Солнечные часы» «Солнце – источник тепла» - Наблюдения: «Волшебные лучи», «Свет вокруг нас»
- Конструктивная деятельность «Модель частей суток»
| - Изготовление макета «Солнечные часы»;
- Чтение экологической сказки «Заглянет солнышко к нам в окошко»
|
Блок 2 «Свет – цвет»
Работа с детьми | «Наука на дому» (Сотрудничество с родителями) |
- Беседа «День да ночь – сутки прочь»
- Чтение худ.литературы: по выбору
- Познавательная минутка «На свету и в темноте» (активность жизни растений и животных в разное время суток)
- П/И «День – ночь» на умение импровизировать.
- Исследовательская деятельность:
Опыты: «Разноцветные огоньки», «Радуга на стене» - Развлечение: теневой театр «Лиса и заяц» (образование тени предметов, создание образов героев с помощью теней)
- Наблюдение за погодными и атмосферными явлениями. Наблюдение за солнцем с использованием макета «Солнечные часы». Игра – забава «Солнечные лучики»
| - подбор изображений (открыток, фотографий, иллюстраций) животных, ведущих ночной образ жизни (еж, сова, летучая мышь, птица сплюшка)
- просмотр видеофильма «Лучик солнца золотого» о семи цветах спектра.
|
Блок 3 «Свет – тепло»
Работа с детьми | «Наука на дому» (Сотрудничество с родителями) |
- ОД «Где работает огонь?» (история появление огня в жизни человека. Использование огня в наши дни)
- Беседа «Огонь - наш друг, огонь – наш враг» (Правила поведения и обращения с огнем)
«Будь осторожен с огнем» (правила пожарной безопасности) - Игра «Как быть?» (на примере русских народных сказок показать полезное и разрушительное действие огня)
- Исследовательская деятельность:
Опыты: «Волшебный шарик»», «Теплица», «Как увидеть молнию», «Как растения пьют воду?» - Д/И «Что есть, что будет», «Опасные предметы дома»
- Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения 01»
| - Чтение худ.литературы: детские энциклопедии и художественные произведения об электричестве и огне.
- Просмотр мультфильмов «Азбука безопасности со смешариками»
- Рисование экологических плакатов «Берегите природу от пожаров»
|
Блок 4 «Солнце – вода»
Работа с детьми | «Наука на дому» (Сотрудничество с родителями) |
- ОД «Вода – источник жизни»
- Игра «Ходит капелька по кргу»
- Чтение худ.литературы: Адамовская Т. «Сказка о капельке», Р.Талиб «Откуда вода берет силу», И. Эренбург «Шальной дождь», Афганская народная сказка «Две капли воды»
- Исследовательская деятельность:
Опыты: «Откуда берется и куда исчезает вода», «Водяная мельница», «Гидропоника», «Куда тянутся корни» - Оформление альбома «Загадки и пословицы о солнце и воде»
- Изготовление кораблика в технике оригами
| - Домашние «фокусы-покусы».
«Чудеса в бутылке» (растворяемость веществ в воде), «Волшебные превращения» (свойства воды), «Дождь-танцор» (вода льется, имеет вес)
|
ТЕМА 2: «Что у нас под ногами?»
Почва – экосистема. Охрана и защита почвы от разрушений. Знакомство с особенностями песка, глины, камней, сравнение, поиск проявлений свойств этих веществ в повседневной жизни (сочетание экспериментирования, наблюдений, экскурсий)
Блок 1 «Почва – живая природа»
Работа с детьми | «Наука на дому» (Сотрудничество с родителями) |
- Беседа «обитатели подземного царства» (значение почвы для жизни человека, растений и животных).
- Составление коллажа «Мир природы»
- Исследовательская деятельность:
Опыты: С «живой» и «неживой» почвой: определение качества почв по внешнему виду произрастающих на них растений. «Огород на окне» для выявления значения почвы для жизни растений: выращивание лука в воде, почве; «Пузырьки»: сравнить наличие воздуха в комочках почвы, глины и песка; - Наблюдения: «Могут ли растения жить без корней» (мхи, лишайники), «Как листья становятся питанием для растений» (богатство почвы зависит от количества перегнивших растений)
- Макет «Состав земли»
| - Экскурсия в лес
- Оформление картинок «Подарки зимы»
|
Блок 2 «Камни, песок, глина»
Работа с детьми | «Наука на дому» (Сотрудничество с родителями) |
- ОД «Кладовая земли» (внутреннее содержание Земли. Природные ресурсы. Бережное отношение к Земле и ее богатствам)
- Загадки о земле и глине В.Мирясова
- Исследовательская деятельность:
Опыты: «Фильтрация воды (сравнение свойств песка и глины), «Вода двигает камни», Умная галка», «Посадим дерево», «Запасливые стебли» - Беседа «Рукотворный мир. Для чего человеку камни и глина»
- На прогулке: найти камень необычной формы и цвета для изготовление поделки в группе.
| - Оформление выставки «Поэма о камне»
|
Блок 3 «Мастерим из…»
Работа с детьми | «Наука на дому» (Сотрудничество с родителями) |
- ОД «Путешествуем по пустыне» (приспособляемость живых организмов к жаркому климату)
- Познавательная минутка «А знаете ли вы, что в пустыне…»
- Беседа «Нужен ли песок людям?»
- Театр на ладошке – «Мир пустыни»
- На прогулке: закрепить знание свойств сухого и мокрого песка.
- Д/И «Чьи следы?»
- Игра – забава «Печатки»
- Наблюдение: сравнение песка и камней.
- Презентация о происхождении песка.
| - Оформление альбома «Египет»
|
Блок 4 «Кладовая природы»
Работа с детьми | «Наука на дому» (Сотрудничество с родителями) |
- ОД «Простые и ценные камни в природе» разнообразие, добыча, использование. «Семь чудес света» - каменные постройки древности.
- Чтение худ.литературы: П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебрянное копытце», Ю.Сорочкин «Путешествие Никельки»
- Исследовательская деятельность:
Опыты «Рисование песком» , «Лунный пейзаж», «Плавающие глиняные фигурки» - Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (придумывание рекламных роликов для отдела «Бижутерии»
- Альбом «История в камне» (иллюстрации, картинки о памятниках старины, архитектурных сооружениях.
| - Мини-музей камней.
|
ТЕМА 3: «Мир вокруг нас»
Взаимосвязь живой и неживой природы. Влияние человека на окружающее пространство.
Блок 1 «Водная стихия»
Работа с детьми | «Наука на дому» (Сотрудничество с родителями) |
- Интерактивное занятие «Тайны морских глубин» (закрепить знания детей о древних обитателях морей и океанов)
- Игра-путешествие «По дну океана вместе с Русалочкой»
- Творческое задание «Мир морей» (отгадывание кроссворда о глубоководных обитателях)
- Исследовательская деятельность: Опыты «Вкус и цвет», «Больше-меньше», «Росинка», «Как с гуся вода», «Джунгли»
- Практикум «Бесценная и всем необходимая вода» (использование и охрана человеком воды)
- Аппликация «Золотая рыбка»
- П/И «Море волнуется раз», «Ручеек»
- Наблюдение «Тучи-облака»
| - Составление рассказа «Рыбка плавает в водице»
- Изготовление поделки «Дождемер» («Снегомер»)
|
Блок 2 «Первые шаги в космос»
Работа с детьми | «Наука на дому» (Сотрудничество с родителями) |
- ОД «Световой луч и тень»
- Игра-путешествие «Дети солнца»
- Чтение худ.литературы о космосе.
- Досуг «Звездолет»
- Исследовательская деятельность: опыт «Бумажное тесто»
- Макет планет Солнечной системы
- Наблюдение за небом, появление луны, звезд. И/упражнение «День-ночь».
- П/И «Совушка-сова»
| - Разучивание считалки «Звездочет»
- Выставка рисунков «Вечернее и ночное небо»
|
Блок 3 «Космос»
Работа с детьми | «Наука на дому» (Сотрудничество с родителями) |
- ОД «Земля – космическое чудо»
- Викторина «Знатоки природы»
- Игра-путешествие «Космическая круглосветка»
- Исследовательская деятельность: опыт «Звездное окно» (отражение ночного неба)
- Нстольная игра – лото «Звездное небо»
- Наблюдение за ночным небом
- Игра «Сосчитай-ка!»
- П/И «Я – Земля, а ты – планета»
|
|