Конспект ООД на тему: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСПЕШНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
статья (средняя группа)

Панфилова Яна Юрьевна

Семья – является первой общественной ступенью в жизни человека.  C раннего возраста, семья направляет сознание, волю, чувства детей. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния, вторая причина – ее разносторонность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_uspeshnogo_roditelstva_statya.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСПЕШНОГО РОДИТЕЛЬСТВА

Панфилова Я.Ю.

Воспитатель дошкольного муниципального образовательного учреждения №14  “Красная шапочка”  в г. Котовске, Тамбовской области.

Истинная сущность воспитательной работы….заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

А.С.Макаренко

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольной организации, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей. В процессе развития детей важность семейного воспитания определяется важностью взаимодействия семьи и дошкольной организации. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы взаимодействия, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

 Семья – является первой общественной ступенью в жизни человека.  C раннего возраста, семья направляет сознание, волю, чувства детей. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния, вторая причина – ее разносторонность.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Условия правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим жизни в семье.

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередования труда и отдыха детей. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию .

 Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Начинается все с того, что дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, очень переживают за их дефицит. Когда ребенок живет в семье, он должен быть уверен, что его кто-то очень любит, и он тоже кого-то любит очень сильно. Именно такая любовь создает чувство защищенности и душевного комфорта. При этом человек лучше постигает мир, свободно овладевает знаниями. У него лучше раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни и выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

Однако, любовь родителей может быть разной – от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности.

 Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Здесь авторитет родителей – то влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают. Без авторитета нельзя воспитывать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

 Разрушает авторитет чаще всего использование родителями двойной морали: одной – для окружающих, другой – для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни. Но ребенок дошкольного возраста наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки. Их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться, что детей они наказывают только справедливо. В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми – вот основа родительского авторитета .

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка. Единые согласованные требования семьи и дошкольной образовательной организации – одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществляется воспитательная работа.

Особого внимания семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания педагога, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно поговорить с педагогом об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений со сверстниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценить собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что педагог прав…», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п.

Постепенно у ребенка формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей его рассказы, они должны сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разбираться в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то они могут не рассчитывать впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно заострять внимание на детских переживаниях, показывая свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

 При выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают индивидуальные особенности ребенка, не вникают в причины того или иного поступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, и это приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.

Педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый стиль характеризует вседозволенность и безразличие в отношении детей. Второй характеризует жесткую авторитарность, диктат в отношениях с детьми. Третий – сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений.

     Потребность в общении – первая социальная потребность ребенка. Общение взрослых и детей всегда происходит на эмоциональной основе, для него характерно сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более чутким к переживаниям других людей, более восприимчивым к влиянию взрослых. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребенка с членами семьи, тем богаче его личность .

К сожалению, современный напряженный темп жизни, изменение условий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми, но и между родными внутри семьи. Беседы с детьми подтверждают, что их потребность во внутрисемейном общении не уменьшается. Организация содержательного и насыщенного общения с детьми – необходимое условие их воспитания в любом возрасте.

Однако с течением времени изменяется содержание общения – то, что ищет в нем ребенок. Дошкольник не только стремится удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей личности, самоутвердиться, осознать себя.

Стремление родителей поддерживать общение – диалог с детьми, предполагает уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, будет способствовать созданию демократического стиля взаимоотношений в семье.

Такой стиль, признающий ребенка полноправным членом семьи, ценность его внутреннего мира, воспитывает у него чувство собственного достоинства, помогает правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может понять, как это будет переживать другой.

 Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают их положительно или отрицательно. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении.

Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, нередко допускают крайности – злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Сравнение неудач ребенка с успехами других детей может вызвать реакцию, обратную желаемой: вместо того, чтобы побудить к достижению таких же успехов, поселит в нем неуверенность в себе, зависть, недоброжелательность.

Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков.

Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Он боится обмануть их доверие, потерять уважение, стремится оправдать их хорошее мнение о себе. Напротив, при часто повторяемых отрицательных характеристиках, таких как «недотепа», «бестолковый» ребенок теряет чувствительность к ним, и затронуть его сердце и вызвать угрызение совести становится все труднее. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать ребенка.

Нередко случается, что взрослые даже вежливости пытаются учить детей грубостью. В общении с детьми преобладает приказной тон, замечания, порицание, отрицательные характеристики и т. п.

Гораздо реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме, и очень редко используются шутка, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех по поводу собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки в смешном свете. Конечно, бывают случаи, когда нужно категорически, резко, немедленно пресечь непозволительное поведение ребенка. Но такое случается не часто .

 Главными условиями являются эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка. С утверждением, что ребенок – это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют ввиду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность – уже построенное здание, а его строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии. Изучение малолетних правонарушителей показало, что они страдали от недостатка любви в семье.

Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если что-то не нравится в ребенке, его 16 нравственном облике, то нужно помнить: ребенок в какой-то степени является нашим зеркальным отражением.

         Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раздражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это не всегда может понять и почувствовать малыш, его потребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удовлетворяется, что может нанести ему серьезную душевную травму, вызвать в будущем проблемы в отношениях с отцом и матерью. Большое значение также имеет реакция взрослых на различные жизненные ситуации. Важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему.

Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

         Позиция взрослых по отношению к старшему дошкольнику как к существу, мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила – все на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений и требований. Но возможно и другое: постепенно будут зреть протест, несогласие, отторжение от семьи.

         Дружба родителей и детей – это особые отношения, которые требуют, в первую очередь, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. Лучший путь – постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир.    

           Важно также показывать свое доверие к детям. Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Нужно спросить, что случилось, как он сам оценивает свое поведение.

При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости хотят помочь. Основы дружбы с родителями зарождаются из доверия ребенка ко взрослому, понимания взрослым детских переживаний, мыслей, устремлений, из умения взрослых поставить себя на место ребенка.

Таким образом, можно сказать о многообразии функций семьи. Семья является главной опорой для своего собственного ребенка, она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую, эмоционально-волевую и т.д.

 Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для дошкольника, спутник жизни ребенка, выстраивающая линию воспитания в соответствии со своими желаниями и интересами. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребенка в этом возрасте, учитывать особенности их протекания, условия, в которых находится их малыш, какие эмоции, переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что затрагивает, чем он живет.

 Родители не просто могут, они должны и обязаны выстраивать воспитание ребенка так, чтобы он шел по линии, вектору постепенного развития. Слишком усердствующие занятия способствуют негативному влиянию на развитие и позитивное воспитание ребенка. Ребенок обязан при этом быть активным субъектом этого взаимовлияющего процесса развития и воспитания, принимать «услуги», которые предлагают родители, стремящиеся к достижению наибольшего результата в развитии и воспитании своего ребенка .

К сожалению, на практике не всегда семья действует по намеченному плану или схеме. Она предпочитает перекладывать вину в сторону работы, проблем, которые навалились на их плечи и которым некогда заниматься воспитанием ребенка в этот период старшего дошкольного возраста. Все невзгоды и тяготы, задевающие ребенка, ему приходится иногда решать без помощи родителей. Достаточно остро встает данная проблема в этих случаях, где ребенку не оказывается подмога со стороны родителей, исходя из этого, он рука об руку с самим собой берет на себя этот тяжелый психологический груз, а родителям, как это принято, некогда смотреть на эти мелочи. Бывают случаи, когда семья просто не понимает своей важнейшей функциональной значимости в воспитании ребенка.         

Главное, что нужно это глубокое понимание родителями своей функциональной значимости в воспитании ребенка. Семья формирует, воспитывает и развивает те качества и особенности личности в соответствии своим нуждам и потребностям. Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять их и самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

 Главные основания, которых родителям необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним, как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Взаимодействие – личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

Основные принципы взаимодействия ДОО с семьей:

1) открытость детского сада для семьи;

2) сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

3) создание развивающей среды, которая обеспечивает единые подходы к развитию ребенка в семье и среди детей в ДОО;

4) диагностика проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Так же неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

От участия родителей в работе дошкольной организации выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, потому что во главе стояла задача научить родителей, как надо воспитывать детей.

Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени обучение велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Взаимодействие детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда – поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.)

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через приобщение родителей к педагогическому процессу; расширении круга участия родителей в организации жизни образовательной организации; пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не  игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и образовательной организации.

Используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Форма – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Формы взаимодействия с семьей – это способы организации совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Формы работы с родителями – это беседы, консультации, посещение семей и т.п

К традиционным формам относятся коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Посещение семьи ребенка – много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также  определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая дошкольной организацией или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы – проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можно помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений;  помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").

Родительские собрания – проводятся групповые и общие. Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Но традиционные родительские собрания и консультации не всегда дают нужный эффект. Родители принимают в них лишь формальное участие. Получается, что семья и педагоги, воспитывая одного и того же ребенка, изолированы друг от друга. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют и выступают в роли судейской, а не партнерской. Все это отталкивает родителей, а итог один – детский сад и  родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. Следовательно, можно сделать вывод, что традиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей не всегда дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, а в этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Поэтому нужны инновационные, нетрадиционные формы, методы, технологии.

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей.

 Информационно-аналитические формы. Их цель направлена на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. К ним относятся социологические опросы, социологические срезы, тесты, анкетирование, почтовый ящик, информационные корзины.

Досуговые формы – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Семейные театры» и различные выставки.

Познавательные формы – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что? Где? Когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия». Наглядно-информационные формы, информационно ознакомительная форма, информационно-просветительская форма. Ознакомление родителей с дошкольной организацией, особенностями ее работы, особенностями воспитания детей, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОО. К ним относят дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выставки детских работ, выставки совместных работ детей и родителей, информационные проспекты для родителей, видеоролики о жизни ДОО, выпуск газет, организация мини библиотек, использование современных технологий – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольной организации, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного взаимодействия с их родителями.

Досуговые формы организации взаимодействия призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся такие совместные праздники в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я – дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации взаимодействия педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам взаимодействия, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся взаимодействия на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Познавательные формы организации взаимодействия педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а, следовательно, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.

Список использованной литературы

Котырло В.К. Молодой семье о воспитании детей- М. 1981

Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей//Пед.соч.:Т.4. 1984

Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети.- М., 1988

Островская Л.Ф. Педагогические знания-родителям.- М. 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме : ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме :” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”. ...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект логопедического занятия по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в Простоквашено». Дифференциация звуков Р – Рь ».

Методическая разработка логопедического занятия  может использоваться логопедами в работе по коррекции звукопроизношения как на подрупповых так и на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошк...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме : ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.

1.Анкетирование родителей.  Вопросы анкеты направлены на выявление степени обладания навыками самообслуживания у ребенка . 2.Оформление группы. Оформление стенгазеты :” Я  умею сам !!!”. (Вк...

Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей средствами художественной литературы «Наш дом дружбы».

Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей средствами художественной литературы «Наш дом дружбы». Занятие по формированию навыков успешного взаимодействия детей ср...

Справка от 23.02.2022 № 58787, о том, что публикация «Конспект занятия на тему: формирование навыков здорового питания «Русской каши нет полезней» получила положительную экспертную оценку

Справка от 23.02.2022 № 58787, о том, что публикация «Конспект занятия на тему: формирование навыков здорового питания «Русской каши нет полезней» получила положительную экспертную о...