Мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность в ДОУ»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Романова Наталья Викторовна

Мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность в ДОУ» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_deyat_master_21.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Театральная деятельность в ДОУ»

Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и предоставлю возможность  превратиться в артистов .

Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации. Я представлю вашему вниманию новые виды театров.

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи:

  1. Познакомить воспитателей с разными видами театров.
  2. Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.
  3. Дать возможность воспитателям и родителям самостоятельно изготавливать персонажей из подручного материала.
  4. Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.

Участники: воспитатели.

Результат: освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду, формирование умения изготавливать театральных персонажей из подручного материала.

-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вместе с вами окунуться в волшебный мир театра. Для этого нужно совсем немного: желание и хорошее настроение. Свое выступление хочу начать со слов великих людей:

Театр – один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием воображения, самостоятельности, инициативности и. т. д.

Среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте особое место занимают театрализованные игры, т.к. игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Театрализованные игры  способствуют развитию фантазии, памяти, воображения, учат сопереживанию; через мимику, жесты ребенок передает эмоциональное состояние героя. Обогащается словарный запас ребенка, формируется звуковая культура речи, навыки связной, диалоговой речи. Театрализованная игра дает возможность спрятаться за маску, костюм, решить какую - то проблемную ситуацию, а также является средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.

В работе с детьми я использую разнообразные методы и приёмы: упражнения для губ и языка, настольный и пальчиковый театр, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, игры на развитие эмоций, звукоподражание, инсценировка сказок, театрализованные игры. С некоторыми сейчас познакомлю вас в своём мастер-классе.

 Цель, которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

Огромны воспитательные возможности театрализованной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы.

Режиссерские игры

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет сколько видов игр-драматизаций дошкольников…

Игры-драматизации

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях. На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей.

- Уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами перейдем от теоретической части нашей встречи к практической. Упражнение "Сходства" - Предлагаю вам разбиться на  2 группы по 5 человек. Постарайтесь выбрать себе в группу тех, у кого есть что – то общее с вами, например, совпадает цвет одежды или волос.

Как я уже говорила, что театрализованное представление помогает развивать музыкально-творческие способности дошкольников. Чтобы научить красиво говорить, петь, выразительно читать стихотворения, драматизировать, надо долго удерживать дыхание, изменять темп, использовать динамику голоса, изменять интонацию и т.д. Для этого есть специальные упражнения, игры, тренинги, упражнения на развитие мимики, пантомимики.

 - Давайте представим, что мы с вами пришли в театральную студию.

- Хотите быть артистами и выступать на сцене? (Ответ).

- А артисты могут в кого превращаться? (Ответы).

- А что они могут делать?

Сегодня мы тоже постараемся быть артистами! А чтобы выступать на сцене артисты проводят разминку.

Давайте согреем наше горлышко  и сделаем зарядку для губ и язычка.

Чоки-чоки-чоки- чок!

Поработай  язычок!

Шарик.

Надуть щёки, сдуть щёки.

Часики.

Улыбнуться, открыть рот и  переводить язык из одного уголка рта в другой.

Индюк.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится звук, похожий на БЛ-БЛ-БЛ…

Чтобы достойно сыграть свою роль, актер должен громко и выразительно проговаривать свои слова. Для этого нужно сделать разминку. Прочитать стихотворение А. Барто "Идет бычок качается не так, как вы обычно читаете - с выражением, а словно:

 вы оправдываетесь перед товарищем;

 вы хвастаетесь перед кем-то;

  вы испугались собаку;

 как робот;

 со скоростью улитки

  как будто вы страшно замерзли;

  как будто у вас во рту горячая картошка.

- Получилось здорово! Давайте похлопаем друг другу.

Мимическая игра «Угадай, что изображаю» (участникам раздать листочки с заданиями. Одна команда показывает, другая отгадывает).

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1 к. Ем лимон.

2к. Сердитый дедушка.

1 к. Тепло-холодно.

2 к. Встретили хорошего знакомого.

1 к. Обиделись.

2 к. Удивились.

1 к. Получить подарок.

2 к. Мне грустно.

Игра-пантомима .

1 к. Показать (руками или пальцами):

Стой на месте!

Идём со мной!

До свидания!

Давай, помиримся.

Я тебя люблю!

Я боюсь.

2 к.Показать частями тела:

как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;

как твой палец говорит: «Иди сюда!»

как твои глаза говорят: «Нет»;

как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится.»

- Итак, мы с Вами поиграли в театральные игры. Показали замечательные актерские способности. Теперь мы перейдем к практическому заданию.

У меня есть волшебный мешочек, в нем находятся атрибуты к сказке, а сказка спряталась в загадку. Ну-ка попробуйте отгадать загадки, быстро руку поднимай-ка и в сказку попадай – ка. Кто отгадает загадку, тот будет играть роль в сказке.

 1.Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).

2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).

 3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).

4. У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса).

5. Кто зимой холодной , ходит злой голодный? (Волк)

6. Хозяин леса неуклюжий, наступает всем на уши? ( Медведь)

- Сказку мы все очень ждали. Сказку в гости приглашали? Сказка здесь уже, друзья. Сказка к нам пришла сюда! А как называется она друзья? Все вместе отгадайте.

Стоит избушка, резная верхушка, тесом покрыта, щелком прошита, Что это? (Теремок). Правильно молодцы. Стоит в поле теремок (бубен). Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить (колокольчик).

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? (удары деревянными ложками). - Я, мышка-норушка! А ты кто? (колокольчик) - А я лягушка-квакушка (ложки). - Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить (колокольчик).

Бежит мимо зайчик- побегайчик, остановился и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет?(треугольник) - Я, мышка-норушка (колокольчик). - А я лягушка-квакушка (ложки) . А ты кто? - А я зайчик- побегайчик (треугольник). - Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить (треугольник)

 Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? (бубенцы) - Я, мышка-норушка (колокольчик). - А я лягушка-квакушка (ложки). - А я зайчик- побегайчик. А ты кто? (треугольник) . -А я лисичка-сестричка! - Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить (бубенцы).

Прибежал волчок- серый бочок, заглянул в теремок и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? (трещотка) - Я, мышка-норушка (колокольчик). - А я лягушка-квакушка (ложки). - А я зайчик-побегайчик. (треугольник) . -А я лисичка-сестричка! А ты кто? - Иди к нам жить! Забралась волчок серый бочок в теремок. Стали они в пятером жить (играют на своих инструментах).

 Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал звуки музыки, остановился и заревел во всю мочь: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? ( удары по барабану) - Я, мышка-норушка (колокольчик). - А я лягушка-квакушка (ложки). - А я зайчик- побегайчик. (треугольник) . -А я лисичка-сестричка!(бубенцы) - А я волчок серый бочок (трещотка) А ты кто? - Иди к нам жить! Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит: — А я лучше у вас на крыше буду жить. (удары по барабану) Влез медведь на крышу и только уселся — ба-бах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик- побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. ( Все играют на  своих инструментах).

Рефлексия (самоанализ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей по театральной студии «Сказка лучший друг детей»

На современном этапе требования ФГОС, особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь включать разнообразные виды художественной твор...

Мастер-класс для родителей «Изготовление театральных кукол на СD - диске».

Цель мастер-класса: заинтересовать и побудить родителей к изготовлению кукол для театра, с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей младшего  дошкольного возраста....

Мастер-класс «Коммуникативные игры в совместной деятельности педагога с детьми".

В данном материале представлен опыт работы  по развитию коммуникативных навыков у дошкольников посредством игры....

Мастер – класс для родителей. «Изготовление театральных кукол. Использование театрализованной деятельности в детском саду»

Краткая аннотация мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании....