Мастер-класс «Коммуникативные игры в совместной деятельности педагога с детьми".
консультация

Щербакова Ольга Викторовна

В данном материале представлен опыт работы  по развитию коммуникативных навыков у дошкольников посредством игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Коммуникативные игры в совместной деятельности педагога с детьми.

Подготовила:

педагог-психолог

Щербакова О.В.

            Цель: представление опыта работы  по развитию коммуникативных навыков у дошкольников посредством игры.

    Задачи:

 - познакомить участников мастер – класса с  играми коммуникативного характера, способствующих развитию дошкольников;

- повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер – класса по формированию коммуникативных навыков посредством игр и упражнений;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование коммуникативных игр в совместной деятельности  с дошкольниками.

     Актуальность: по прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, на пороге, которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить решения в любых жизненных ситуациях.

    Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка, когда закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

  Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

       В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу.   21 век – век современных технологий: появились компьютеры, ноутбуки и т.п. И дети вместо того чтобы играть со сверстниками, все больше времени проводят за компьютерными играми.  И в результате в последнее время часто приходится наблюдать, что  дети, не все, конечно, не умеют играть друг с другом.

Наличие речевых расстройств, приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

У детей с нарушением речи возникают специфические черты характера, такие как: замкнутость, робость, нерешительность, застенчивость, импульсивность, эмоциональность, агрессивность и прочие. Это в свою очередь порождает особые черты речевого поведения: отсутствие инициативы общения, ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу и вслушиваться в речь собеседника, отсутствие умения договариваться о чем-либо, трудности в понимании смысла речи собеседника и многие другие.

         Секрет успешного общения – в развитии коммуникативных способностей детей в дошкольном возрасте. А поможет в этом, конечно же, игра.  Во – первых, игра – ведущая деятельность дошкольника.  Во – вторых, коммуникативные игры – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся на равных, стараются учитывать интересы и способности друг друга. В третьих  - можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.  

Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть и познакомиться с первой игрой, которая поможет настроить на доброжелательное отношение друг к другу и создаст хороший эмоциональный настрой

       Игра  «Приветствие».

Цель: снятие эмоционального напряжения и настрой на дальнейшую работу. Расширение словарного запаса, согласование прилагательного с существительным в роде, числе, определение первого звука.

Предлагаю подобрать по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня. Итак, я общительная Ольга.

     В своей работе с детьми мы часто используем коммуникативные игры.  Детское переживание радости вместе со сверстниками в дальнейшем превращаются в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.  

Подобранные и адаптированные игры можно условно разделить на четыре блока:

- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать и действовать сообща;

 - игры и упражнения на развитие доверительных отношений;

 - игры и упражнения на развитие умения активно слушать;

 - игры и упражнения на развитие умения  перерабатывать информацию.

Игра «Рассказ по кругу»

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.  Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей (использование в речи простых и распространенных предложений, согласование слов в предложении, правильное построение предложений), их воображения, фантазий,

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

 Игра «Конкурс хвастунов»

Вопрос аудитории: Какие задачи помогает решить эта игра?

Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам  нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств.

Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос —  но нам важно мнение ребенка)!

Хотя эта коммуникативная игра предназначена для детей, в нее очень хорошо поиграть в коллективе сотрудников на работе!  Так приятно  похвалить коллег и услышать слова их поддержки в свой адрес.

От уровня коммуникабельности зависит и успешность профессиональной деятельности, соответствие занимаемой должности, взаимоотношения с детьми и коллегами.

На сегодняшний день тест В.Ф. Ряховского - это простая оценка уровня общительности, которую может получить любой человек, проведя самостоятельную диагностику по тексту опросника. В результате будет определен ваш уровень общительности и способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме этого, тест позволяет выявить слабые стороны вашего характера и укажет, над чем стоит поработать.

        Таким образом, игры вносят огромный вклад в развитие личности ребенка, во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Поэтому, играйте вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие как форма организации совместной деятельности педагога с детьми (мастер - класс) ".

Цель: формирование элементарных представлений о тесной взаимосвязи в природе: солнцу рады все и люди, и звери....

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель мастер класса:повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ  в совместной деятельности педагога с детьми....

Мастер-класс для воспитателей «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Необычный метод Триз, с помощью которого можно развить все необходимое для жизни ребенка...

Логико-математические игры в совместной деятельности педагога с детьми

То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро ...

Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической  технологии «Дети волонтёры»....

Мастер- класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».

Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Ул...