Мастер- класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Черемнова Ольга Викторовна

Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Здравствуйте, гости званые,                                            

Много гостей, много и новостей

А чтоб мастер-класс был веселей

Вы хотите поиграть?             

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

 

Это был вариант игры «Да-нет» с элементами ТРИЗ. И сегодня вашему вниманию предлагается мастер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Здравствуйте, гости званые,        

Много гостей, много и новостей

А чтоб мастер-класс был веселей

Вы хотите поиграть?        

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да-нет» с элементами ТРИЗ. И сегодня вашему вниманию предлагается мастер-класс.

СЛАЙД №1

Тема мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».

СЛАЙД №2

Цель мастер класса:

повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

Задачи:

* Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.

* Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

* Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ в своей педагогической деятельности.

СЛАЙД №3

Этапы мастер – класса:

* Теоретическая часть

* Практическая часть

* Рефлексия (заключительная).

СЛАЙД №4

Актуальность моего мастер-класса состоит в следующем:

Дошкольное образование находится на новом этапе развития. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важным считаю применение методов и приемов ТРИЗ в педагогической деятельности воспитателя!

СЛАЙД №5

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач разработана в СССР в 1946 году Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами.

СЛАЙД №6

Технология ТРИЗ в детском саду способствует развитию, с одной стороны таких качеств как мышления, гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны - поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

СЛАЙД №7

Принципы построения ТРИЗ

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.

- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия

- Обязательная активизация творческого воображения.

- Дать возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивать потребность в познавательной деятельности.

- Дать возможность созидать, творить.

- Способствовать развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

СЛАЙД №8

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

Метод мозгового штурма.

Метод проб и ошибок

Метод Эмпатии

Метод противоречий

- Сравнение живых и неживых объектов

- Прямая аналогия

- Фантастическая аналогия

- Изменение сюжета сказки

СЛАЙД №9

Метод противоречий.

Цель:

• Активизация интереса,

• Систематизация знаний,

• Формирование понятий относительности. (Дождь: почему хорошо, почему плохо)

Метод «эмпатии», который основан в развитие способности представить себя на месте другого человека или предмета. Например: дети собрались мыть руки, спрашиваем их, о чём сейчас думает мыло, боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т. д.

Метод «Сравнение живых и неживых объектов»

Цельвидеть общее и различие; развивать память, мышление, воображение

(Заяц нарисованный и живой. Заяц и стол и т. д.)

СЛАЙД №10

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

СЛАЙД №11

Вместе с вами мы рассмотрим в системном операторе грушу.

СЛАЙД №12

Занятия и игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы. Принцип проведения – от простого к сложному.

СЛАЙД №13

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Например, воспитатель обращается к детям: "давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

     Слайд 14

Игра «Хорошо – плохо» (с 4-х летнего возраста).

В этой игре дети учатся выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Выбирается любой предмет или объект: может выбрать сам педагог, дать вытянуть карточку детям, кинуть кубик. Достать из «чудесного мешочка» и т.д.

1 вариант. Например, съесть конфету – это хорошо. Почему?

Съесть конфету – плохо. Почему?

2 вариант. По цепочке: съесть конфету – хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Сладкая конфета – это плохо. Почему? Потому что могут заболеть зубы. Зубы заболят – это хорошо. Почему? Вовремя обратишься к врачу и зубы вылечат. Обратиться к врачу – это плохо. Почему? В поликлинике большая очередь. Большая очередь – это хорошо. Почему? Можешь познакомиться с новыми друзьями и т.д.

 Слайд 15

Игра «Теремок» (с 5 лет).

Каждый участник получает карточку и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином условного теремка (ковер, стул, детский домик и т.д.), а остальные по очереди подходят к  теремку и просятся в него:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, гитара. А ты кто?

- Я –  удочка . Пусти меня в теремок!

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявив общие признаки и назвать их. Например, и гитара и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна – леска. После этого гость заходит в теремок или просто в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку. И так, пока все карточки не окажутся в теремке.

Можно играть по-другому, все время меняя хозяина теремка.

«Системный оператор» (с 3-х лет).

С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ об объекте.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то….

Это что-то часть чего-то….

Это что-то из чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми,

На экране рассмотри…

Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…

Для чего он  нам нужен (например, автомобиль)? (Он нужен для того, чтобы возить людей,  ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое).

 Это что-то часть чего-то…

Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль – это часть транспорта, это наземный транспорт).

 Это что-то из чего-то…

Какие части есть у легкового автомобиля?

(У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).

 Чем-то было это что-то…

Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).

На чем люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.

 Что-то будет с этим что-то…

Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать…).

Затем один ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».

Образец рассказа ребёнка: Легковой автомобиль – это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.

«Мои друзья» (с 4-х лет).

Воспитатель предварительно раздаёт карточки

В: Мои друзья - это то, что может говорить.

 К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…

 В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть.

 К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

В: Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.

 К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.

 В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.

 К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж.

 В: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).

«Что умеет делать?" (с 3-х лет).

 Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

 Примерный ход:

 В: Телевизор.

 Д: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

 В: Что может мяч?

 Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

«Да–Нет» (с3 лет).

Игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. К примеру:

– Я загадала слово (кошка).

 – Это слово обозначает предмет?

 – Да.

 – Это растение?

 – Нет.

 – Это что-то неживое?

 – Нет.

 – Это животное?

 – Да.

 – Оно белого цвета?

 – Это несущественно.

 И т.д., пока слово не будет угадано.

Метод технологии ТРИЗ «Сенсорный ящик».

В сенсорном ящике спрятан какой-то объект.

Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного ящика. На вопросы детей отвечает воспитатель. Для облегчения формулировки вопроса я детям раскладываю карточки с именами признаков объекта (влажность, температура, рельеф, запах,  цвет, вкус, вес, части размер, количество, форма).

Зрение: Какой он формы? (он овальной формы)

Какого он цвета?  (он желтый)

Какого он размера? (по сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой)

Сколько у него частей? (у него есть кожица, мякоть, семечки, дольки)

Осязание: Какой он на ощупь? (он шероховатый на ощупь)

Слух: Он издает звук? (нет)

Обоняние: Он пахнет? (да)

Какой запах у этого предмета? (у него кисловатый запах)

Вкус: Это съедобный предмет? (да)

Какой он на вкус? (он кислый)

Это лимон. Правильный ответ.

Метод технологии ТРИЗ Круги Луллия «Части. Материал».

1 круг – образцы материалов (дерево, стекло, пластмасса, кожа, велюр, гобелен, металл).

2 круг – картинки с изображением частей объекта (спинка, ножки, сиденье, столешница, подлокотники, дверца).

3 круг – картинки с изображением мебели, сделанной из этих материалов (шкаф, журнальный столик, табурет, кресло, диван, стул)

Ход игры:

Задание 1: раскрутить круги, найти сектор, в котором находиться объект и принадлежащая ему часть, назвать, что это такое.

Например: Это ножка стола. Это спинка дивана. Это дверца шкафа.

Задание 2: ответить бывает ли часть, изображённая на среднем круге у каждого из объектов маленького круга в реальной жизни?

Например: У шкафа не бывает столешницы. У стола не бывает спинки. У стула бывают ножки.

Задание 3: найди материал или материалы, из которого сделан объект и расскажи.

Например: шкаф сделан из дерева – он деревянный; ножки табурета сделаны из  металла – они металлические, а сиденье  табурета сделано из кожи – оно кожаное.

Задание 4: Объясни необычное сочетание (высокий уровень).

Цель: развитие творческого воображения, построение предложений, развитие связной речи.

Например: Шкаф – гобелен. У шкафа сломалась дверца, и хозяева повесили  вместо неё гобелен.

Метод технологии ТРИЗ «Сужение поля поиска» (Игра «Да – Нет»).

На доске в одну линию расставляется  несколько объектов. Воспитатель загадывает 1 объект. Дети отгадывают его, выясняя   с помощью вопросов, с какой стороны от среднего он находится, справа или слева. Логопед отвечает «да» или «нет».

 Вопросы детей:

— это самолет? – нет

— это слева от самолета? – нет

— это справа от самолета? – да (убираются трамвай, вертолет, троллейбус, грузовик и самолет).

— это автобус? – нет

— это левее автобуса? – нет

— это правее автобуса? – да

— это легковой автомобиль? – да.

       

Слайд 17

 Рефлексия

Перед вами дерево. Если вам понравилось и мастер-класс прошёл плодотворно, прикрепите яблоко, если чего-тот не хватило- цветок, а если вам было не интересно-листок.

Если мы рассмотрим что-то...

Это что-то для чего-то...

Это что-то из чего-то...

Это что-то часть чего-то...

Чем-то было это что-то...

Что-то будет с этим что-то...

Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!

"Что-то" автор: М.С.Гафитулин, г.Жуковский

Спасибо!



 

Комментарии

Мелешко Олеся Геннадьевна

Спасибо большое за столь интересный и подробно изложенный материал.