Мастер-класс для воспитателей «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
методическая разработка на тему

Необычный метод Триз, с помощью которого можно развить все необходимое для жизни ребенка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon master-_klasprimenenie_metodov_triz.zip13.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс
«Применение методов ТРИЗ
в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель мастер-класса:

повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ  в совместной деятельности педагога с детьми.

 Задачи:

  • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.
  • Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
  • Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ.

Этапы мастер – класса:

  •  Теоретическая часть
  •  Практическая часть
  •  Рефлексия (заключительная).

Актуальность

Дошкольное образование находится на новом этапе развития. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важным считаю применение методов и приёмов ТРИЗ.

Ход мастер-класса

Педагог: Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, мои желанные

Много гостей, много и новостей

А чтоб мастер-класс был веселей

Вы хотите поиграть?

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да-нет» с элементами ТРИЗ. И сегодня вашему вниманию предлагается Мастер – класс  по теме:
«Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Что такое ТРИЗ – это теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗА – способствовать преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Принципы построения ТРИЗ

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Т.к в наше время обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого, то такими стать поможет именно этот метод ТРИЗ.

 Ну что уважаемые педагоги я немного ввела Вас в экскурс ТРИЗ – педагогики, и сейчас нам предстоит путешествие на планету ТРИЗ! А на чем же мы с Вами отправимся на планету ТРИЗ?

Педагоги: на космическом корабле!

А где же этот космический корабль? Его нет! Что нам делать? Как быть?

Педагоги: Нам нужно его создать!

А поможет нам в создании космического корабля морфологическая таблица (предлагаю двум – трём педагогам создать на мольберте космический корабль)

1 2 3 4

А «Нос ракеты»

Б Корпус ракеты

В Форма иллюминаторов

Г Количество крыльев 2 3 4 6

Задание: Построить космический корабль по комбинации А(2, Б(3, В(4, Г(1).

(Педагоги строят космический корабль)

Ну что вот такой у нас получился космический корабль! Теперь отправляемся в полёт, но что – то не хватает на корабле, пассажиры на месте, чего же не хватает?

Педагоги: капитана!

Правильно, а капитаном буду я! Считаем от 5 до 0. 5, 4.3.2.1 ПУСК! Мы с Вами прилетели на планету ТРИЗ!

 И первая остановка в городе «Противоречий» и ТРИЗовские жители хотят с нами поиграть в игру:

 «Много - мало»

Цель этой игры: формировать понимание относительности количества. (Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку).

Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)

Одно ведро воды - для муравья?

Одно ведро воды - для слона?

Одно солнце в небе?

Один дом - для всех людей?

Одна нога у человека?

Одна ножка у гриба?

Ну что побывали мы с вами в городе «Противоречий», а теперь мы отправимся в город «Ассоциаций» и жители города «Ассоциаций» очень любят играть в игру, «На что похоже»

"На что похоже" (с 3-летнего возраста).

Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Правила игры:

Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?

Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

В: На что похожа улыбка?

Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: на что похож гриб?

В: На что похож ёж?

В: На что похожа шляпа?

Молодцы! У Вас отлично получилось!

В городе «Ассоциаций» тризовские  жители любят играть в игру «Хорошо-плохо»

 Игра "Хорошо-плохо".

 Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.                                                                                                                                                        Ход игры. 1 вариант:

 В: Съесть конфету – хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету – плохо. Почему?  

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?", "что-то плохо – почему?". 

Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

Огонь - это плохо. Почему?

Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Дождь -это хорошо?

Он поливает растения. Плохо потому, что

будет мокрая одежда.

Капитан космического корабля начинает отсчёт: Считаем все вместе 0, 1,2,3,4,5 ПУСК! Ну что уважаемые педагоги мы с Вами побывали на ТРИЗ – планете лишь в небольших городках таких как город «Противоречий» и «Ассоциации», я познакомила лишь с некоторыми играми ТРИЗ.

Мы с вами побывали в удивительной стране, которая называется ТРИЗ Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть в совместной деятельности с детьми.

                         

Уважаемые педагоги!


если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом! 

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов

Мастер – класс
«Применение методов ТРИЗ
в совместной деятельности педагога с детьми»

Подготовила:

воспитатель Чикова Н.С

МДОУ «Детский сад «Солнышко»

2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель мастер класса:повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ  в совместной деятельности педагога с детьми....

Мастер- класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».

Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Ул...

«Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»...

Мастер-класс для воспитателей: «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников....

Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....