Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»
материал

Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netecha_e.v._master-klass.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области"

Мастер-класс:

«Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»

Подготовила и провела:

Нетеча Елена Васильевна,

воспитатель

п. Ровеньки,

2020

- Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в современной деятельности педагога». Сегодня мы немного поговорим с вами о ТРИЗ - педагогике.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.

Из всего многообразия педагогических технологий, один из лучших способов развивать творческую личность – это использование ТРИЗ-технологии.  То есть это педагогическое направление, цель которого – сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность.

Обратите, пожалуйста, внимание на эту картину. Сколько человеческих лиц вы сможете отыскать на ней? (стимулировать к ответу). Я думаю,  не ошибусь, если скажу, что у автора этой картины нестандартное, творческое мышление. И  если вам удалось разглядеть то, что спрятал художник, вы тоже не лишены нестандартности в мышлении.

Цель проведения мастер-класса:

  • Повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам использования методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми.
  3. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование технологий ТРИЗ в своей педагогической деятельности.

Этапы проведения мастер-класса:

  1. Актуализация.
  2. Теоретическая часть.
  3. Имитационная игра.
  4. Моделирование.
  5. Рефлексия.
  1. Актуализация.

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

В основе воспитания дошкольников лежит развитие творческих способностей,  мышления – в этом и заключается идеал системы образования. Технология  ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

  1. Теоретическая часть.

Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Создал эту удивительную технологию изобретатель, ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

Приемы и методы ТРИЗ  используются  для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника.

Используя в  своей работе методику ТРИЗ я составила:

-Картотеку игр на формирование системного мышления для детей старшего дошкольного возраста.

-Дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей.

- Игровые пособия, которые применяю во всех видах образовательной деятельности (познавательном развитии, речевом развитии, художественно-эстетическом, социально-коммуникативном, физическом развитии), а также в совместных и самостоятельных играх, в режимных моментах.

Занятия и игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы. Принцип проведения – от простого к сложному.

Познакомимся с некоторыми методами ТРИЗ-технологии, которые и позволяют превратить образовательную деятельность в увлекательное путешествие.

  1. Метод «Мозгового штурма».
  2. Метод проб и ошибок.
  3. Метод противоречий
  4. Метод «Синектика».
  5. Метод фокальных объектов.
  6. Метод маленьких человечков.
  7. Системный оператор.
  8. Морфологический анализ.

Эти методы реализуются поэтапно, в зависимости от степени подготовленности детей:

1 этап – педагог сам рассказывает и показывает, что делает (с помощью Игрушки-помощницы);

2 этап – действия взрослого дополняются детьми;

3 этап – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей;

4 этап – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую информацию, а учит ее находить.  ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Используя в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

  1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
  2. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
  3. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
  4. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
  5. Принцип деятельности — в любое творческое    задание нужно включать практическую деятельность.
  6. Принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость  воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить всё!» И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать друг другу, педагогу, но аргументированно, предлагая что-то в замен или доказывая.

  1. Иммитационная игра.

– Уважаемые коллеги, сегодня я более подробно познакомлю вас с некоторыми методами и приемами, которые применяю с дошкольниками в решении изобретательских задач (ТРИЗ).

  1. Метод «Мозгового штурма».

Суть мозгового штурма – дать свободный выход мыслям из подсознания, создавать условия расковывающие ребенка.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темы мозгового штурма могут быть разнообразными. Некоторые из них представлены на слайде:

-как не промокнуть под дождем;

-как выгнать лису из заячьей избушки;

-как сделать разноцветную льдинку;

- как потушить пожар, если в доме нет воды;

- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

- как оставить кусочек лета в зиму.

- Итак, предлагаю Вам сейчас поучаствовать в «Мозговом штурме» на тему «Как оставить кусочек лета в зиму?»:

  1. Метод проб и ошибок.

     - Этот метод еще называют методом перебора вариантов. В шутку говорят: «Перебор вариантов еще не самое худшее, хуже, когда предлагается всего один вариант!» Метод, наиболее хорошо развивающий умение анализировать ситуацию и выбирать наиболее успешную из предложенных. В данном методе наиболее распространены такие наводящие вопросы как: «А что если?», «Возможно ли такое?» и т.п.

     - Итак, предлагаю Вам сейчас решить задачу. Анаграммами «дороглеб» и «совкма» зашифрованы названия двух известных городов. Попробуйте определить,  что это за города? Правильно, это Белгород и Москва.

    - Решая задачу, Вы перебирали слоги и буквы. Это и есть метод проб и ошибок.

  1. Метод «Синектика» («объединение разнородных предметов»).

 - Развитие творческих способностей человека - аналогии.

Предлагаю Вам назвать прямую аналогию данного объекта, которая основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний:

- вертолет  (аналогия стрекозы);

- подводная лодка (аналогия рыбы).

- Дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.

  1. Метод фокальных объектов.

   - Данный метод позволяет развивать фантазию и воображение ребенка путем «отражения» свойств одного объекта на другой. Наиболее распространенный пример использования данного метода - это «Кольца Луллия».

Пособие используется как индивидуально, так и подгруппой детей в различных видах деятельности.

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Я предлагаю вам сыграть в игру «Ассоциации». Эту игру можно использовать при изучении свойства предмета. На малом круге представлены материалы, на среднем круге – предметы, сделанные из этого материала, на большом круге – картинки, где используются эти предметы.

Ваша задача составить логическую цепочку из предметов, относящихся друг к другу по характерным признакам.

  1. Метод маленьких человечков.

- Цель: расширение представлений о физических состояниях веществ (твердый, жидкий, газообразный); развитие воображения, моделирование.

 - Сущность метода в представлении о том, что все предметы состоят из множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам, зависит состояние вещества. Предлагаю вам превратиться в маленьких человечков. Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить, нужно приложить усилия. Человечки жидкого вещества стоят рядом, не держась за руки, поэтому их легко разделить. Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать. Самая приятная и интересная игра для детей: самим превратиться в таких человечков — жидких, твердых или газообразных.

Посмотрите на эту модель и ответьте на вопрос: «Что это такое может быть?».

1-я схема: Что-то жидкое на чем-то твердом (лужа на асфальте, разлитая вода на столе / на полу и т.д.);

2-я схема: Что-то жидкое в чем-то твердом (вода в кастрюле / в банке) Что нужно изменить, чтобы в кастрюле была кипящая вода? (добавить газообразных человечков).

  1. Системный оператор. («Волшебный экран»)

- Все предметы, объекты, явления, с которыми сталкивается человек в своей жизни, являются системой. Системой может быть стул, стол, игрушка, заяц, человек, болото, космос и т. д.

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

 - Использование данного метода позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве, формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление». Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует замечательное стихотворение Марата Гафитулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

- Как же работает системный оператор?

- Итак, предлагаю Вам на примере сказки «Колобок»  составить таблицу системного оператора, чтобы понять, как работает данный прием.

- Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет деткам любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике каждый день.

  1. Морфологический анализ.

Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект. Комбинируя варианты элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.

Творческое задание на тему «Фантазийный дом». Выставляем параметры рисунка по вертикали: форма, цвет.

Затем размещаем варианты частей дома по горизонтали: окна, двери, дымоход.

Произвольно выбираем из каждого ряда по одной характеристике и комбинируем. В результате получаются необычные, фантастические дома, с круглым жёлтым окном, с зелёной дверью в виде ромба, треугольной трубой красного цвета.

  1. Моделирование.

- Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю Вам окунуться в данную технологию. Для этого разделитесь на две группы. Первая группа будет работать над методом:

Задание №1. Метод «Морфологический анализ».

 - Предлагаю Вашему вниманию таблицу с заданными параметрами и формула, пользуясь которой нарисуйте ракету.

Вторая группа – над методом:

Задание №2. Системный оператор.

- На примере темы «Зима» (сезонные изменения в природе) составьте таблицу системного оператора.

 – Какое сейчас время года? (Зима)

– Что вы видите на экране? (Дерево зимой).

– Для чего нужно дерево? (значение дерева: это столовая для животных, это жилище насекомых и птиц, это место для постройки гнезда, дерево для человека – это чистый воздух)
– Из каких частей состоит дерево?
– Где можно встретить дерево, частью чего оно является?
– Каким дерево было раньше?
– Каким оно станет в будущем?

- Чем оно может стать в будущем?

  1. Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию был представлен мастер-класс на тему «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в современной деятельности педагога».

Я благодарю Вас за участие в мастер-классе и предлагаю оценить его игрой «А напоследок я скажу…».  (стать в круг и выбрать любую карточку, затем прочитать вопрос и варианты ответов). Выбираете тот ответ, который, по вашему мнению, наиболее подходит к вопросу или предлагаете свой вариант ответа:

1. Что мне понравилось в работе мастер-класса?

  • Презентация опыта работы мастера.
  • Сам творческий процесс.
  • Мне было не интересно.

2. Как вы оцениваете работу мастер-класса?

  • Мастер творчески с увлечением подготовил мастер-класс.
  • Много было ненужной информации.
  • Свой мастер-класс я подготовила бы лучше.

3. Такая форма общения как мастер-класс актуальна в наше время?

  • Да, она актуальна, помогает пополнить багаж моих знаний.
  • Да, я возьму в свою педагогическую копилку некоторые моменты мастер-класса.
  • Она не актуальна.

4. С какими чувствами вы уходите с мастер-класса?

  • Я в восторге.
  • Я в диком восторге.
  • Скука смертная.

5. Что вы пожелаете педагогу?

  • Встречаться почаще на мастер-классах.
  • Меньше теории, больше практики.
  • Не высовываться.

6. Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

  • Каша в голове.
  • Ни в зуб ногой.
  • Намотать на ус.
  • Светлая голова.

Сложим пазлы (сердце). Эти сердца мы отдаём нашим детям. Как мы знаем, сердце символизирует любовь: к детям, к родителям, к Родине, к природе… И до тех пор, пока мы задаём себе вопросы и находим на них ответы, решаем поставленные перед собой задачи, наши сердца не угасают. Значит – мы развиваемся. Как только мы  начинаем довольствоваться достигнутым – прекращается наш профессиональный рост.

Я благодарю вас за участие в мастер-классе и на память о нашей встрече хочу подарить вам эти сердца. Если вам было интересно, вы получили полезную информацию – возьмите красное сердце. Если вам было что-то не понятно и у вас остались вопросы – возьмите зелёное сердце. А если вы считаете, что это бесполезная информация и время потрачено зря – возьмите синее сердце.  

Уважаемые коллеги! В заключении нашей встречи хочется пожелать вам полёта фантазии, красоты образов, создаваемых вами на занятиях, душевного равновесия. И пусть ваши сердца бьются в унисон с вашими воспитанниками.

1. Что мне понравилось в работе мастер-класса?

  • Презентация опыта работы педагога.

  • Сам творческий процесс.

  • Мне было не интересно.

2. Как вы оцениваете работу мастер-класса?

  • Педагог творчески с увлечением подготовил мастер-класс.

  • Много было ненужной информации.

 

  • Свой мастер-класс я подготовила бы лучше.

  1. Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

  • Намотать на ус.

  • Светлая голова.

  • Каша в голове.

  • Ни в зуб ногой.

  1. С какими чувствами вы уходите с мастер-класса?

  • Я в восторге.

  • Я в диком восторге.

  • Скука смертная.

  1. Что вы пожелаете педагогу?

  • Встречаться почаще на мастер-

классах.

  • Меньше теории, больше практики.

  • Не высовываться.

3. Такая форма общения как мастер-класс актуальна в наше время?

  • Да, она актуальна, помогает пополнить багаж моих знаний.

  • Да, я возьму в свою педагогическую копилку некоторые моменты мастер-класса.

  • Она не актуальна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), её применение на практике»

В материале даны основные признаки педагогической технологии, коротко рассказано об истории прихода ТРИЗ в детские сады, перечислены примеры методов работы по ТРИЗ и использование её в  музыкальн...

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Теория Решения Изобретательских...

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Теория Решения Изобретательских...

Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).

    С понятия «противоречия» начиналась диалектика. Это слово придумал греческий философ Сократ. Так он назвал искусство вести беседу, спор, направленный на выявление исти...

Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).

Ознакомление детей с одним из методов ТРИЗа - методом противоречия....

Педагогическая технология «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), её применение на практике»

Педагогическая технология – это научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующих успех педагогических процессов. Педагогический процесс в педтехнологии – это ключевое понятие...