Главные вкладки

    Консультация (старшая, подготовительная группа) по теме:
    «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), её применение на практике»

    Сметанкина Тамара Васильевна

    В материале даны основные признаки педагогической технологии, коротко рассказано об истории прихода ТРИЗ в детские сады, перечислены примеры методов работы по ТРИЗ и использование её в  музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

    На главную страницу

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ТРИЗ и её применение на практике102.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогическая технология

    «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ),

    её применение на практике»

    Выполнила Сметанкина Т. В.

                                                                             

    1. Понятие «педагогическая технология».

               

                 Педагогическая технология – это научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующих успех педагогических процессов. Педагогический процесс в педтехнологии – это ключевое понятие, гарантированность успеха, то есть достижения цели. Научное проектирование и точность воспроизведения пед. процесса который проектируется – главные специфические признаки пед. технологии. Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели. Говоря о технологии, мы имеем в виду только технологию обучения. Для нее характерны следующие особенности:

    • Неопределенность результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия (обучения) 100-процентный результат;
    • Периодическое проведение контроля по совершенствуемому параметру;
    • Выявление и отбор неуспевающих;
    • Дополнительная работа с отобранными, то есть проведение повторного цикла обучения;
    • Вторичное проведение контроля после дополнительной работы;
    • В случае устойчивого непонимания учащимся нового материала диагностика его причин.

       Таким образом, педтехнология – это дидактико-методическая система, которую можно наложить на любой предмет, так как она конкретна. Примером педтехнологии могут служить:

    - деловая игра;

    - педагогический тренинг;

    - позиционное обучение (Вераксы);

    - ТРИЗ;

    - техника коллажа;

    - технология театральных этюдов.

    Любая из них может использоваться в зависимости от целей и задач обучения. Рассмотрим подробнее такую технологию, как ТРИЗ.

             

              2. ТРИЗ, его цель.

           

                Разработка теории решения изобретательских задач была начата в 1945 году. Автором идеи ТРИЗа являлся Г. С. Альтшуллер. Дальнейшей разработкой технологии занимались его ученики, в частности, М. Шустерман. Она разрабатывалась как научная технология творчества, способная определить отличие талантливого мышления от обычного. Тризовцы считают, что неразумно ждать «озарение», а нужно развивать умение направлять мысль в нужное русло. Сначала теория использовалась в работе с детьми на станции юных техников, где позднее возникла и стала развиваться вторая часть ТРИЗ – творческая педагогика. Значительно позже появляется ее новый раздел – теория развития творческой личности.

             В 70 – 80 годы ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах.

             В детский сад ТРИЗ пришла в 1987 году совершенно случайно. В городе Находке участники семинара для инженерно-технических работников попросили показать им занятие по программе «ТРИЗ» с детьми в школе, но по ошибке были привезены в детский сад. Это недоразумение помогло тризовцам  открыть для себя мир дошкольного детства и решило одну из главных проблем – когда, с какого возраста можно начинать приобщение ребенка к решению изобретательских задач.

            Цель «ТРИЗ» - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитывать у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. 

            Исходное положение тризовской концепции – принцип природосообразности обучения (обучая ребенка педагог должен идти от его природы).

             Тризовская концепция опирается на положение Л. С. Выготского, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. 

              Программа «ТРИЗ» для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями. Однако ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

              Принципиальная позиция тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта!

       3. Методы работы с детьми по обучению решению творческих задач.

             

             Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину. Он должен научить ребенка ее находить, то есть не надо тут же давать готовый ответ на вопрос, а спросить ребенка:

    - А как ты думаешь? Пригласить его к рассуждению, наводящими вопросами подводя к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ, то есть, занятия проводятся как поиск истины и сути.

            Следующий этап – это  так называемая «тайна двойного» или выделение противоречий в объекте, явлении. От противоречий не следует уходить, надо научить ребенка их разрешать. Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Рассуждения строятся таким образом, раз нельзя просто перенести, нужно изменить какой-то из объектов… Основная задача: научить детей искать и находить свои решения.  

             Существует еще один способ, названный «метод фокальных объектов». Термин «фокальный» используется для объекта, находящегося в фокусе, то есть в центре внимания. При этом  ставятся следующие задачи:

    • Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;
    • Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;
    • Составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
    • Проанализировать художественное произведение или картину.

          Для работы с детьми используется так же прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого, «превращаются». Например:

    - А что если ты превратился в кустик?

    - О чем ты думаешь?

    - О чем шепчутся твои листочки? И так далее.

    Дети фантазируют исходя из своего личного опыта и полученных знаний.

                Наиболее известный метод, позволяющий снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, называется «мозговой штурм» (автор – А. Страунинг).

              Особенность в  проведении «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

             Следующий метод получил название «синектика» - в переводе с греческого синектика означает «объединение разнородных элементов».

               По Гордону существует 2 вида процессов творчества:

    • Неоперативный (неуправляемый) – интуиция, вдохновение;
    • Оперативный (управляемый) – использование различного вида аналогий.

    Существует несколько видов аналогий:

    1. Прямая аналогия –
    • по форме;
    • компонентная (структурная);
    • функциональная;
    • по цвету;
    • по ситуации;
    • по свойствам;
    • комплексная.
    1. Фантастическая аналогия – придумывание чего-то несуществующего, например, сказочный детский сад (дети интуитивно высказывают свои потаенные мысли и заветные желания).

     

                  В работе с детьми по ТРИЗ нужно придерживаться следующих правил:

    1. Организовывать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
    2. в конце занятий подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлекторного анализа (Чем занимались? Что нового узнали? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», Доскажи предложение», обсуждение планов на будущее, продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ.
    3. иметь специальную Игрушку – героя занятий, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно высказывает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, а порой ошибается и не понимает. Основное требование при выборе игрушки – необычность и оригинальность. Это может быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик, «головоног», «кубарик», «лошарик» и тому подобное. После подведения итогов дети расстаются с Игрушкой до следующего занятия;
    4. проводить на втором году обучения не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале;
    5. быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, генерировать различные варианты решения задач.

                      Приведем несколько вариантов игр и способов их проведения.

    Игра «Хорошо – плохо».

           Цель обучения: способствовать воспитанию детей материального мировоззрения, осознанию ими объективного существования мира. Подвести их к пониманию первичности материи и вторичности субъективного мышления. Игра затрагивает категории:

    • противоречие,
    • качество и количество,
    • возможность и действительность.

      Через игру формируется особенность системного мышления.

          Игра имеет несколько вариантов:

    1 вариант – для игры выбирается предмет (объект), безразличный для ребенка, не вызывающий эмоций и не связанный с конкретными людьми. Ребенок должен проанализировать данный предмет (объект), назвать его качества с точки зрения его плюсов и минусов.

    2 вариант – берется предмет (объект), имеющий значение, вызывающий положительные или отрицательные эмоции. Анализируется с точки зрения «хорошо» и «плохо».

    3 вариант – игра «Цепочка», когда выявление противоречивых свойств перестает вызывать у детей трудности. Выявленное свойство снова рассматривается со стороны «хорошо» - «плохо».

    4 вариант – переход количественного в качественное.

     Например, мороженое если одно – хорошо, а целый ящик – будем снеговиками.

    5 вариант – закон перехода в противоположность.

    Например, «игра в снежки» - и хорошо, и плохо.

                       «лекарство» - и лечение, и яд.

         

          Игра «Ресурсный подход».

    Цель: научить детей выделять и использовать ресурсы системы, ее возможности.

             Для этого берется любой предмет и называется как можно больше применений для данной системы или дается сказочная ситуация.

            Система – совокупность элементов, обладающая свойствами не присущими каждому из компонентов изделия.

           Подсистема – это составные части системы, каждая из которых имеет свои свойства.

           Надсистема – это та часть, чем является система при условии рассмотрения функциональных взаимосвязей, то есть это система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.

           Системный оператор – способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем. Системный оператор можно изобразить в виде схемы (из 9 или 5 экранов). Каждый экран заполняется  в определенной последовательности.  

           Объект рассматривается в разных состояниях, на разных уровнях. Данные заносятся в таблицу.        

                    Любую из этих игр можно использовать в работе с детьми. Только нужно помнить, что ТРИЗ, как и любая наука, может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями.  

       

     «девятиэкранки»

            «пятиэкранки»

                                          Литература.

    1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2-е изд. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина». – 2004. -112 с.
    2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студентов высш. и сред. учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 512 с.
    3. Белобрыкина О., Дружинина Ю. Возможности ТРИЗ в организации детского досуга // Дошкольное воспитание, 1998. -№ 3 – с. 45-49.
    4. Белобрыкина О. Почему ТРИЗ «буксует» в детских садах? // Дошкольное воспитание, 1997. - № 2 – с. 2-5.

                                      Приложение.

                           

               Использование ТРИЗ в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

    1. Игра «Да – нетка».

    Цель: Закрепить знания детей о музыкальных инструментах, систематизировать представления о свойствах объектов.

                 Музыкальный руководитель кладет в черный ящик инструмент (трещетка) и предлагает детям задавать вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет» отгадать его.

     - Из дерева?

    - Да.

    - Есть струны?

    - Нет.

    - Им можно есть?

    - Нет.

    - В него дуют?

    - Нет.

    - Это трещетки!

             

    1. Игра «Системный оператор».

    Цель: Развивать умение системного анализа объекта, формировать диалектическое мышление.

             I вариант. Оборудование: «Девятиэкранка», инструмент (балалайка).

     

    Дерево

    Инструмент

    Муз. экспонат, игрушка.

    Береза, клен

    Балалайка

    Балалайка

    Корни, ствол, ветки.

    Корпус, струны, колки.

    Только корпус

     II вариант.  Оборудование: «Девятиэкранка», понятие – «песня».

    Идея, замысел автора

    Музыкальное произведение

    Запись: аудио, нотная

    Мотив, слова

    песня

    Кассета, диск, нотная тетрадь

    Текст, ноты

    вступление, запев, припев, заключение.

    Магнитная лента, центр, нотный стан, знаки.

    1. Игра «Проверка памяти».

    Цель: формировать аналитические умения, развивать память.

       Прослушать короткий отрывок знакомого музыкального произведения, предложить вспомнить:

    1. Как называется?
    2. Кто автор?
    3. К какому жанру относится?
    4. В какой форме написано?
    5. В каком темпе исполняется?
    6. Какие инструменты звучат?
    7. В каком характере?

    Можно использовать вопросы с ловушками:

    -  Двух или трехчастное произведение? (а оно написано в форме рондо);

    - Скрипки звучат в конце или в начале произведения? (а они вообще не звучали);

    -  Как фамилия композитора? (а звучала народная музыка) и так далее.

    4.  Упражнение «Назови этаж».

     Цель: Закреплять умение пользоваться моделью «системный лифт».

             Музыкальный руководитель предлагает покататься на лифте, для этого они должны показывать этажи: «третий» - «руки вверх», «второй» - «руки в стороны», «первый» - «руки вниз».

          Примерные объекты для игры:

    • Песня, куплет, припев;
    • Музыка, жанр, полька;
    • Скрипка, корпус, струны;
    • Танец, фигура, движение;
    • Балет, Щелкунчик, Вальс цветов;
    • Сен – Санс, Карнавал животных, Лебедь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач

    В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического пл...

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

    Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

    Теория решения изобретательских задач. Занятия в детском саду

    "Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немноги...

    Консультация для воспитателей ДОУ: « ТРИЗ – теория решения изобретательских задач»

    Статья отражает теоретический минимум, который поможет педагогам внедрить в работу с детьми  технологию ТРИЗ....

    Презентация "Теория решения изобретательских задач или развитие творческого воображения"

    научить детей системно мыслить, направлять мыслительные действия дошкольников на поиск новых, не шаблонных решений....

    План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

       Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Р...

    Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»

    Проблема экологического  образования  и воспитания  детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен  ярко выраженный интерес к окружающей...


     

    Комментарии

    Корниенко Елена Николаевна

    Мы с детьми любим играть в Триз-игру " Ты мой кусочек" Цель игры: упражнять детей в умении выделять части из целого. Например воспитатель говорит " Я бабалайка, а ты мой кусочек" Ребёнок называет какую-либо деталь инструмента, например струна. Таким образом, дети лучше запомнят название инструмента, его деталей и как он выглядит. Легко сможет его отличить от других.

    Сметанкина Тамара Васильевна

    Это у Вас что-то близкое к Системному оператору. Мои любят играть в "Да-нетку", отгадывают музыкальные инструменты. Соревнуются между собой, кто за меньшее количество вопросов угадает. В приложении есть варианты нескольких игр.

    Корниенко Елена Николаевна

    Да, Тамара Васильевна, это одна из игр подготовительного этапа при знакомстве детей с системным оператором.

    Сметанкина Тамара Васильевна

    Всё понятно. Молодцы!