«Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), её применение на практике»
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология
«Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ),
её применение на практике»
Выполнила Сметанкина Т. В.
- Понятие «педагогическая технология».
Педагогическая технология – это научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующих успех педагогических процессов. Педагогический процесс в педтехнологии – это ключевое понятие, гарантированность успеха, то есть достижения цели. Научное проектирование и точность воспроизведения пед. процесса который проектируется – главные специфические признаки пед. технологии. Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели. Говоря о технологии, мы имеем в виду только технологию обучения. Для нее характерны следующие особенности:
- Неопределенность результата, отсутствие методов и средств, дающих сразу после одного цикла взаимодействия (обучения) 100-процентный результат;
- Периодическое проведение контроля по совершенствуемому параметру;
- Выявление и отбор неуспевающих;
- Дополнительная работа с отобранными, то есть проведение повторного цикла обучения;
- Вторичное проведение контроля после дополнительной работы;
- В случае устойчивого непонимания учащимся нового материала диагностика его причин.
Таким образом, педтехнология – это дидактико-методическая система, которую можно наложить на любой предмет, так как она конкретна. Примером педтехнологии могут служить:
- деловая игра;
- педагогический тренинг;
- позиционное обучение (Вераксы);
- ТРИЗ;
- техника коллажа;
- технология театральных этюдов.
Любая из них может использоваться в зависимости от целей и задач обучения. Рассмотрим подробнее такую технологию, как ТРИЗ.
2. ТРИЗ, его цель.
Разработка теории решения изобретательских задач была начата в 1945 году. Автором идеи ТРИЗа являлся Г. С. Альтшуллер. Дальнейшей разработкой технологии занимались его ученики, в частности, М. Шустерман. Она разрабатывалась как научная технология творчества, способная определить отличие талантливого мышления от обычного. Тризовцы считают, что неразумно ждать «озарение», а нужно развивать умение направлять мысль в нужное русло. Сначала теория использовалась в работе с детьми на станции юных техников, где позднее возникла и стала развиваться вторая часть ТРИЗ – творческая педагогика. Значительно позже появляется ее новый раздел – теория развития творческой личности.
В 70 – 80 годы ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах.
В детский сад ТРИЗ пришла в 1987 году совершенно случайно. В городе Находке участники семинара для инженерно-технических работников попросили показать им занятие по программе «ТРИЗ» с детьми в школе, но по ошибке были привезены в детский сад. Это недоразумение помогло тризовцам открыть для себя мир дошкольного детства и решило одну из главных проблем – когда, с какого возраста можно начинать приобщение ребенка к решению изобретательских задач.
Цель «ТРИЗ» - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитывать у детей качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходное положение тризовской концепции – принцип природосообразности обучения (обучая ребенка педагог должен идти от его природы).
Тризовская концепция опирается на положение Л. С. Выготского, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Программа «ТРИЗ» для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями. Однако ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
Принципиальная позиция тризовцев: каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта!
3. Методы работы с детьми по обучению решению творческих задач.
Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину. Он должен научить ребенка ее находить, то есть не надо тут же давать готовый ответ на вопрос, а спросить ребенка:
- А как ты думаешь? Пригласить его к рассуждению, наводящими вопросами подводя к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ, то есть, занятия проводятся как поиск истины и сути.
Следующий этап – это так называемая «тайна двойного» или выделение противоречий в объекте, явлении. От противоречий не следует уходить, надо научить ребенка их разрешать. Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Рассуждения строятся таким образом, раз нельзя просто перенести, нужно изменить какой-то из объектов… Основная задача: научить детей искать и находить свои решения.
Существует еще один способ, названный «метод фокальных объектов». Термин «фокальный» используется для объекта, находящегося в фокусе, то есть в центре внимания. При этом ставятся следующие задачи:
- Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;
- Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;
- Составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
- Проанализировать художественное произведение или картину.
Для работы с детьми используется так же прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого, «превращаются». Например:
- А что если ты превратился в кустик?
- О чем ты думаешь?
- О чем шепчутся твои листочки? И так далее.
Дети фантазируют исходя из своего личного опыта и полученных знаний.
Наиболее известный метод, позволяющий снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, называется «мозговой штурм» (автор – А. Страунинг).
Особенность в проведении «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.
Следующий метод получил название «синектика» - в переводе с греческого синектика означает «объединение разнородных элементов».
По Гордону существует 2 вида процессов творчества:
- Неоперативный (неуправляемый) – интуиция, вдохновение;
- Оперативный (управляемый) – использование различного вида аналогий.
Существует несколько видов аналогий:
- Прямая аналогия –
- по форме;
- компонентная (структурная);
- функциональная;
- по цвету;
- по ситуации;
- по свойствам;
- комплексная.
- Фантастическая аналогия – придумывание чего-то несуществующего, например, сказочный детский сад (дети интуитивно высказывают свои потаенные мысли и заветные желания).
В работе с детьми по ТРИЗ нужно придерживаться следующих правил:
- Организовывать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
- в конце занятий подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлекторного анализа (Чем занимались? Что нового узнали? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», Доскажи предложение», обсуждение планов на будущее, продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ.
- иметь специальную Игрушку – героя занятий, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно высказывает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, а порой ошибается и не понимает. Основное требование при выборе игрушки – необычность и оригинальность. Это может быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик, «головоног», «кубарик», «лошарик» и тому подобное. После подведения итогов дети расстаются с Игрушкой до следующего занятия;
- проводить на втором году обучения не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале;
- быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, генерировать различные варианты решения задач.
Приведем несколько вариантов игр и способов их проведения.
Игра «Хорошо – плохо».
Цель обучения: способствовать воспитанию детей материального мировоззрения, осознанию ими объективного существования мира. Подвести их к пониманию первичности материи и вторичности субъективного мышления. Игра затрагивает категории:
- противоречие,
- качество и количество,
- возможность и действительность.
Через игру формируется особенность системного мышления.
Игра имеет несколько вариантов:
1 вариант – для игры выбирается предмет (объект), безразличный для ребенка, не вызывающий эмоций и не связанный с конкретными людьми. Ребенок должен проанализировать данный предмет (объект), назвать его качества с точки зрения его плюсов и минусов.
2 вариант – берется предмет (объект), имеющий значение, вызывающий положительные или отрицательные эмоции. Анализируется с точки зрения «хорошо» и «плохо».
3 вариант – игра «Цепочка», когда выявление противоречивых свойств перестает вызывать у детей трудности. Выявленное свойство снова рассматривается со стороны «хорошо» - «плохо».
4 вариант – переход количественного в качественное.
Например, мороженое если одно – хорошо, а целый ящик – будем снеговиками.
5 вариант – закон перехода в противоположность.
Например, «игра в снежки» - и хорошо, и плохо.
«лекарство» - и лечение, и яд.
Игра «Ресурсный подход».
Цель: научить детей выделять и использовать ресурсы системы, ее возможности.
Для этого берется любой предмет и называется как можно больше применений для данной системы или дается сказочная ситуация.
Система – совокупность элементов, обладающая свойствами не присущими каждому из компонентов изделия.
Подсистема – это составные части системы, каждая из которых имеет свои свойства.
Надсистема – это та часть, чем является система при условии рассмотрения функциональных взаимосвязей, то есть это система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.
Системный оператор – способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем. Системный оператор можно изобразить в виде схемы (из 9 или 5 экранов). Каждый экран заполняется в определенной последовательности.
Объект рассматривается в разных состояниях, на разных уровнях. Данные заносятся в таблицу.
Любую из этих игр можно использовать в работе с детьми. Только нужно помнить, что ТРИЗ, как и любая наука, может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями.
«девятиэкранки»
«пятиэкранки»
Литература.
- Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2-е изд. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина». – 2004. -112 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студентов высш. и сред. учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 512 с.
- Белобрыкина О., Дружинина Ю. Возможности ТРИЗ в организации детского досуга // Дошкольное воспитание, 1998. -№ 3 – с. 45-49.
- Белобрыкина О. Почему ТРИЗ «буксует» в детских садах? // Дошкольное воспитание, 1997. - № 2 – с. 2-5.
Приложение.
Использование ТРИЗ в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
- Игра «Да – нетка».
Цель: Закрепить знания детей о музыкальных инструментах, систематизировать представления о свойствах объектов.
Музыкальный руководитель кладет в черный ящик инструмент (трещетка) и предлагает детям задавать вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет» отгадать его.
- Из дерева?
- Да.
- Есть струны?
- Нет.
- Им можно есть?
- Нет.
- В него дуют?
- Нет.
- Это трещетки!
- Игра «Системный оператор».
Цель: Развивать умение системного анализа объекта, формировать диалектическое мышление.
I вариант. Оборудование: «Девятиэкранка», инструмент (балалайка).
Дерево | Инструмент | Муз. экспонат, игрушка. |
Береза, клен | Балалайка | Балалайка |
Корни, ствол, ветки. | Корпус, струны, колки. | Только корпус |
II вариант. Оборудование: «Девятиэкранка», понятие – «песня».
Идея, замысел автора | Музыкальное произведение | Запись: аудио, нотная |
Мотив, слова | песня | Кассета, диск, нотная тетрадь |
Текст, ноты | вступление, запев, припев, заключение. | Магнитная лента, центр, нотный стан, знаки. |
- Игра «Проверка памяти».
Цель: формировать аналитические умения, развивать память.
Прослушать короткий отрывок знакомого музыкального произведения, предложить вспомнить:
- Как называется?
- Кто автор?
- К какому жанру относится?
- В какой форме написано?
- В каком темпе исполняется?
- Какие инструменты звучат?
- В каком характере?
Можно использовать вопросы с ловушками:
- Двух или трехчастное произведение? (а оно написано в форме рондо);
- Скрипки звучат в конце или в начале произведения? (а они вообще не звучали);
- Как фамилия композитора? (а звучала народная музыка) и так далее.
4. Упражнение «Назови этаж».
Цель: Закреплять умение пользоваться моделью «системный лифт».
Музыкальный руководитель предлагает покататься на лифте, для этого они должны показывать этажи: «третий» - «руки вверх», «второй» - «руки в стороны», «первый» - «руки вниз».
Примерные объекты для игры:
- Песня, куплет, припев;
- Музыка, жанр, полька;
- Скрипка, корпус, струны;
- Танец, фигура, движение;
- Балет, Щелкунчик, Вальс цветов;
- Сен – Санс, Карнавал животных, Лебедь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Теория Решения Изобретательских...
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Теория Решения Изобретательских...
Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).
С понятия «противоречия» начиналась диалектика. Это слово придумал греческий философ Сократ. Так он назвал искусство вести беседу, спор, направленный на выявление исти...
Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).
Ознакомление детей с одним из методов ТРИЗа - методом противоречия....
Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»
Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....
Педагогическая технология «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), её применение на практике»
Педагогическая технология – это научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующих успех педагогических процессов. Педагогический процесс в педтехнологии – это ключевое понятие...
Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ курс-перезагрузка
Современное общество нуждается в людях активных,креативных, эрудированных.Эти качества закладываются нами, воспитателями в детском саду.Процесс познания дошкольниками сложен и многообразен.Воспитатель...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Мы с детьми любим играть в
Мы с детьми любим играть в Триз-игру " Ты мой кусочек" Цель игры: упражнять детей в умении выделять части из целого. Например воспитатель говорит " Я бабалайка, а ты мой кусочек" Ребёнок называет какую-либо деталь инструмента, например струна. Таким образом, дети лучше запомнят название инструмента, его деталей и как он выглядит. Легко сможет его отличить от других.
Это у Вас что-то близкое к
Это у Вас что-то близкое к Системному оператору. Мои любят играть в "Да-нетку", отгадывают музыкальные инструменты. Соревнуются между собой, кто за меньшее количество вопросов угадает. В приложении есть варианты нескольких игр.
Да, Тамара Васильевна, это
Да, Тамара Васильевна, это одна из игр подготовительного этапа при знакомстве детей с системным оператором.
Всё понятно. Молодцы!
Всё понятно. Молодцы!