Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Журина Ольга Николаевна

Ознакомление детей с одним из методов ТРИЗа - методом противоречия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №27 «Росинка»

г.о.Ступино

(МАДОУ ЦРР - д/с №27 «Росинка»)

Статья: Противоречия как  метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).

Журина Ольга Николаевна,

воспитатель старшей группы,

1-я  квалификационная категория.

2019 г.

Тема: Противоречия как  метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).

      С понятия «противоречия» начиналась диалектика. Это слово придумал греческий философ Сократ. Так он назвал искусство вести беседу, спор, направленный на выявление истины путем противооборота, борьбы противоположных мнений.

        Противоречие – важнейшее понятие науки о закономерностях развития любых систем: от простого зерна до человеческого общества. Противоречий вокруг нас великое множество. Например: яд змеи может лечить, а лекарство отравить человека.

      Существуют противоречия административные (АП): нужно что-то сделать, а как сделать – неизвестно. Такие противоречия констатируют лишь сам факт возникновения изобретательской задачи, точнее изобретательской ситуации. Они автоматически даются вместе с ситуацией, но ни в какой мере не способствуют продвижению к ответу.

     Технические противоречия (ТП) отражают конфликт между частями или свойствами системы (или конфликт системы с надсистемой, системы с подсистемой). Существуют типовые ТП. Типовые технические противоречия преодолеваются типовыми же приемами. Знание приемов необходимо изобретателю, как грамотному человеку – буквы и слоги, приемы – азбука. И владеть ими нужно свободно. Надо только помнить, что приемы сформированы в общем виде, они подобно готовому платью, которое еще надо подогнать  «по фигуре», учитывая индивидуальные особенности задачи. Приемы не избавляют от необходимости думать, они лишь направляют мысль по наиболее перспективному пути (впрочем, как и другие инструменты ТРИЗ).

      Имеется 40 наиболее сильных приемов, дающих эффективные решения.

Например: птицы очень быстро перестают бояться обыкновенных пугал. Как усовершенствовать обычное пугало, используя различные приемы?

Ответ: 

Прием  – принцип вынесения: использовать для отпугивания записанный на магнитофонную пленку птичий  крик опасности.

Прием   - принцип антивеса: парящий воздушный шар отпугнет птиц.

Прием  – принцип копирования: птицы пугаются, увидев свое отражение в зеркале.

Прием  – принцип однородности: птицы боятся чучело хищной птицы, и др. приемы.

      В глубине технических противоречий -  противоречия физические. По своей сути физические противоречия (ФП) предъявляют двойственные требования к объекту: быть подвижным и неподвижным, горячим и холодным и т.д. Неуважительно, что изучение приемов устранения ФП привело к выводу, что должны существовать парные  (двойственные) приемы, более сильные, чем одинарные.

       В окружающем нас мире много противоречий. Познакомить детей с противоречиями мы можем, предложив найти в окружающей обстановке предметы, обладающие противоречивыми свойствами. Например: что может быть одновременно холодным и горячим? (Утюг, сигарета, паяльник). Твердым и жидким? (Мед, сахар, соль…) и т.д.

       Второй способ знакомства с противоречиями: игра «Хорошо-плохо» или ее варианты типа «Удобно – неудобно»,  «Нравится-не нравится» и др. Например, «хорошо, что еж колючий: его не обидит волк, но плохо, что его не погладишь». «Зима нравится тем, что можно кататься на лыжах, но не нравится, что бывают сильные морозы».

        Противоречия можно вместе с детьми найти в пословицах, например : «Мороз не велик, а стоять не велит», «Любишь кататься – люби и саночки возить»; в загадках, например: «Без рук, без ног, а рисовать умеет»,  «Не лает, не кусает, а в дом не пускает».

        Противоречия воспитатель может найти в художественной литературе: сказках, стихах, художественных произведениях.

      Решать противоречия воспитатель вместе с детьми может с помощью гномиков.

        Знакомим ребят с 20 гномиками. Имя каждого гномика отражает его характер, т.е. сочетание типовых приемов решения противоречий. Например, гном Дробилка. Он все целое делит на части, части еще на части, пока не превратит в пыль, или объединяет однородные предметы на определенное время. А гном Торопышка любит все делать заранее (принцип «заранее подложенной подушки», принцип предварительного действия, принцип предварительного антидействия). Дети сами или по совету воспитателя зовут на помощь того или другого гномика, чтобы разрешить противоречие.

     В детском саду детей можно ознакомить со следующими типовыми приемами решения противоречий:

- «Дробилка» (принцип дробления, принцип объединения);

- «Матрешка» (принцип «матрешки»;

- «Торопышка» (принцип предварительного действия, принцип предварительного антидействия, принцип «заранее предложенной подушки»);

-«Попугай» (принцип копирования);

- «Добрый волшебник» (принцип «обратить вред в пользу»);

- «Непоседа» (принцип динамичности);

- «Нехочуха» (принцип «наоборот»).

       Воспитатель наделяет перечисленными свойствами гномиков и знакомит детей с ними: гномик Дробилка, гномик Торопышка, гномик Добрый Волшебник. Эти гномики незримо присутствуют уже в знакомых детям сказках. Разбирая эти сказки, дети усваивают приемы решения противоречий.

Какой гномик помог зверям в сказках:

- «Маша и Медведь»,  «Кощей Бессмертный»;

- «Теремок», «Коза и семеро козлят»;

-«Заяц и Еж»?

       В сказке Маша и Медведь» очень помог гномик Торопышка. Он посоветовал Маше заранее забраться в корзину и так перехитрить Медведя. А в сказке «Волк и семеро козлят» гномик Дробилка объединил козлят, и они все вместе спаслись от волка.

     Воспитатель также может пользоваться сам и обучать детей разрешать противоречия и по данной схеме.

    Строить и решать возникшие противоречия можно, начиная с младшего возраста.

     Хорошо помогает в этом тренировка детей в умении находить общее и отличное в предметах однородных и неоднородных. Например: что общего и чем отличаются платье и сарафан?

(+) общее – одежда, ее носят, для девочек, из цветной ткани, есть карманы и так далее;

(-) отличаются – сарафан только для лета, платье можно носить в любое время года, разный узор, у сарафана нет рукавов, а у платья есть, и так далее.

Пример сравнения неоднородных предметов:

Пальто – листья

(+) общее – одежда для человека и дерева, один цвет, легкие по весу;

(-) отличаются – пальто – одежда, лист – растение, форма разная, назначение разное, и так далее.

    Находить различные противоречия помогает игра «Хорошо-плохо». Например: что хорошего в том, что шуба теплая и толстая, и что в этом плохого?

- хорошо, что теплая, толстая, значит мягкая, сшить можно из толстой ткани, мягко падать.

- плохо, что тяжелая, мешает играть, неуклюжая и  т.д.

    Задача для решения административного противоречия (бесконфликтного). Что нужно сделать, чтобы шуба была тонкой, легкой, но теплой?

    Также может быть составлено противоречие и на конфликте (техническое). Например: шуба должна быть толстой для тепла и не должна быть толстой, потому что тяжела

      Если использовать схему диалектических противоречий, то это выглядит так:

      ПРОТИВОРЕЧИЕ: платье должно быть вечерним и не должно быть, так как есть необходимость носить его днем.

      РЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ: использовать молнии, для того, чтобы можно было убрать рукава, удлиннить или укоротить платье.

        РЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ВО ВРЕМЕНИ: украшать с помощью аксессуаров вечером.

         ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ: при свете ламп платье может сверкать, блестеть, а при дневном свете нет.

        В ПОДСИСТЕМЕ: добавить, вечером украшенные детали платья – съемный воротник, манжеты и так далее.

        РЕШЕНИЕ В НАДСИСТЕМЕ: использовать другие предметы гардероба – пиджак, брюки, шаль.

       Такие упражнения помогут детям в любых ситуациях найти достойное решение.

        ТЕРМИНЫ. Дети пользуются терминами, понимая конкретно, что это обозначает только для них. Под термином «Одежда» они понимают пальто, платье, кофту,  то есть  только то, что носят сами. Для развития  творческого воображения желательно давать более широкое понятие терминов.

         Например: одежда – это то, что мы надеваем для тепла, для красоты, для защиты от повреждения.

- А что является одеждой для животных?

- Одежда животных – шкура, она защищает, предохраняет от холода, тепла, повреждений.

- что является одеждой для трубы? – теплоизоляция.

-Одежда зимой для озера? – Лед.

-Одежда для птиц? – Перья.

Таким образом, ТРИЗ это попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве. Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), её применение на практике»

В материале даны основные признаки педагогической технологии, коротко рассказано об истории прихода ТРИЗ в детские сады, перечислены примеры методов работы по ТРИЗ и использование её в  музыкальн...

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Теория Решения Изобретательских...

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Теория Решения Изобретательских...

Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).

    С понятия «противоречия» начиналась диалектика. Это слово придумал греческий философ Сократ. Так он назвал искусство вести беседу, спор, направленный на выявление исти...

Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....

Педагогическая технология «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), её применение на практике»

Педагогическая технология – это научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующих успех педагогических процессов. Педагогический процесс в педтехнологии – это ключевое понятие...

Использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование инновационной технологии Генриха Сауловича Альтшуллера - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) творчески мыслить. ТРИ...