Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Главное отличие ТРИЗ мышления от других типов мышления - это сознательное управление процессом мышления. Основными понятиями ТРИЗ являются: понятие системы, противоречие, ресурсы, алгоритм решения изобретательских задач.Данная методика обучения развивает творческое мышление, системное и ассоциативное мышление, умственные способности детей; воспитывает творческую личность, способную решать сложные и неординарные задачи в различной сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_resheniya_izobretatelskih_zadach_triz.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

как педагогическая технология

Многие приемы мышления, которыми мы привыкли пользоваться, являются частью системы ТРИЗ – «Теория решения изобретательских задач». Она была разработана российским ученым и инженером Генрихом Альтшуллером, который изучил около 400 000 патентов на технологии, и из них вывел определенные закономерности и основные закономерности, которые управляли процессом решения проблем, создания новых идей и инноваций.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Поэтому нужно знать, как найти выход из той или иной ситуации. Теория решения изобретательских задач содержит множество концепций и способов, с помощью которых можно достичь цели воспитания и образования.

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Главное отличие ТРИЗ мышления от других типов мышления - это сознательное управление процессом мышления (это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам).

ТРИЗ имеет значительное преимущество перед другими методами, применяемыми для решения проблем, такими как мозговой штурм, картирование разума, латеральное мышление, морфологический анализ и т. д., которые не указывают четко на пути решения проблем или выделяют правильные решения. Эти методы, как правило, обладают способностью выявлять или выявлять проблему и ее первопричину, но не имеют возможности реально решить эти проблемы. С другой стороны, ТРИЗ предлагает поставку систематических инноваций, ускорение решения проблем творческими способами, уверенность в том, что все возможности новых решений были покрыты, и разбивает умственные ингибиторы на инновации и изобретательское решение проблем.

Основными понятиями ТРИЗ являются: понятие системы, противоречие, ресурсы, алгоритм решения изобретательских задач.

Развитие ТРИЗ коренится в технологических системах. Предпосылки и основы этой техники найдены в систематическом изучении техник и их функций. Техники существуют в простых иерархиях, так что техника будет состоять из подсистем и является частью другой системы, называемой суперсистемой. Подсистемы техники определяются природой или составом техники, в то время как природа суперсистемы зависит от контекста, в котором техника воспринимается решателем проблемы.

Другое основное понятие-противоречие. Каждая проблема или задача имеет противоречие. Противоречие - это борьба противоположных интересов, желаний или потребностей, когда одно из них исключает другое. В обычной жизни часто приходится разрешать противоречия, в технологии ТРИЗ их тоже нужно правильно формулировать. Правильная формулировка противоречия - это частично решенная задача.

Признание и мобилизация соответствующих ресурсов является важным аспектом ТРИЗ, и эти ресурсы могут включать любой аспект системы и ее среды, который помогает обеспечить необходимые функции.

Алгоритм решения изобретательских задач используется для решения более сложных задач, особенно на старшем этапе. Это предполагает четкую последовательность действий при решении. Тем не менее, этот алгоритм не заменяет мышление, он только организует более эффективное действие, только показывает направление. Вы сознательно управляете ходом своей мысли во время анализа проблемы. Работая шаг за шагом, вы вырезаете нерелевантные детали и гораздо быстрее уходите в область небольшого числа решений.

Импровизация, игра и мистификация являются основными технологиями ТРИЗ для развития речевых навыков детей. Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать насыщенность его речи. И от этих данных зависит его общее умственное развитие и будущие успехи в школе. Именно поэтому основное внимание уделяется этому направлению в ТРИЗ – педагогике. Способности ребенка к общению, познанию мира, планированию действий формируются в процессе его речевого развития.

В технологии ТРИЗ существует множество методов, которые широко используются в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение - уменьшение, деление -объединение, преобразование признаков времени, оживление - окаменение, специализация - универсализация, наоборот.

 В заключение, данная методика обучения развивает творческое мышление, системное и ассоциативное мышление, умственные способности детей; воспитывает творческую личность, способную решать сложные и неординарные задачи в различной сфере. ТРИЗ основана не на пробах и ошибках, а на установленных принципах.  Благодаря этой методике обучения педагоги могут развивать трудолюбивые личности, развивать воображение и фантазию детей, разговорные навыки, нестандартное мышление, способы решения проблем, развивать функциональную грамотность нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), её применение на практике»

В материале даны основные признаки педагогической технологии, коротко рассказано об истории прихода ТРИЗ в детские сады, перечислены примеры методов работы по ТРИЗ и использование её в  музыкальн...

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Теория Решения Изобретательских...

Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).

    С понятия «противоречия» начиналась диалектика. Это слово придумал греческий философ Сократ. Так он назвал искусство вести беседу, спор, направленный на выявление исти...

Противоречия как метод развития творческого мышления в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗе).

Ознакомление детей с одним из методов ТРИЗа - методом противоречия....

Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....

Педагогическая технология «Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), её применение на практике»

Педагогическая технология – это научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующих успех педагогических процессов. Педагогический процесс в педтехнологии – это ключевое понятие...

Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ курс-перезагрузка

Современное общество нуждается в людях активных,креативных, эрудированных.Эти качества закладываются нами, воспитателями в детском саду.Процесс познания дошкольниками сложен и многообразен.Воспитатель...