«Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
материал

Сильченко Ирина Васильевна

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_22.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 «РЯБИНКА» г.ГРЯЗИ

ГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

«Применение методов

ТРИЗ

в совместной деятельности

педагога с детьми»

Подготовил:

воспитатель первой квалификационной категории

Сильченко Ирина Васильевна

Грязи 2022

Эта аббревиатура расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Что она собой представляет? Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Кто он такой? Это писатель-фантаст и изобретатель-инженер в одном лице. Этот человек вывел теорию, а потом и подтвердил ее на практике, что если взглянуть на любую проблему, то решение к ней можно найти одним и тем же способом. То есть, совершая одинаковый алгоритм действий, можно решить все задачи

Зачем была создана ТРИЗ?

Основная цель теории решения изобретательских задач – это найти одно-единственное решение. Для многих пиарщиков и креативщиков это может показаться странным. Всего одно решение? Но, как известно, самая лучшая идея - всегда самая простая и лежит на поверхности. До того как была разработана теория ТРИЗ, люди считали, что для нахождения оптимального решения нужно обследовать проблему вдоль и поперек, провести мозговой штурм и найти 100500 различных вариантов решения. Но ведь если подумать, то в итоге всегда оставляли один вариант, причем тот, для реализации которого потребуется наименьшее количество затрат, как физических, так и материальных.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Что меня с подвигло к тому, что я решила попробовать поработать с этой темой, да скорей всего не что, а кто. Конечно наши дети. Наблюдая за ними я поняла, что ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Для достижения данной цели я определила следующие задачи:

1. Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное, производить аналитические действия.

2. Побуждать детей к самостоятельным рассуждениям по отношению к объекту, как к единому целому, имеющему определенное назначение, состоящему из взаимосвязанных частей, функционирующему в какой – либо среде и имеющему прошлое и будущее.

3. Формировать умение самостоятельно использовать разные виды моделей для записи условий задачи и возможных вариантов решений, работа со схемами, на полоске, на морфологической таблице.

4. Совершенствовать умение сужать поле поиска в играх «Да – нет» разного варианта.

5. Продолжать побуждать детей самостоятельно играть в игры по сужению поля поиска.

5 слайд

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Используются нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Итак:ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей;

ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию;

ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами;

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Работу я строила в несколько этапов:

Знакомство с признаками и схематичным их изображением.

Модель «признаков объектов» разработала Т. А. Сидарчук. Эта схела помогает детям изучать предметы и явления окружающего мира. Перечислим признаки объекта: форма, цвет, размер (высота, длинна, ширина, температура, материал, место, структура (части, ориентация в пространстве, количество, запах, звук. Вес, влажность, действие, рельеф (фактура)

У каждого признака есть имя и значение. Например : имя признака «Форма»

Значение признака «форма» могут быть «овальная», «прямоугольная»….

В группе имеется уголок ТРИЗ. В центре находится терем признавков. Знакомство с признаками происходило поэтапно. На изучение каждого признака отводится определённое количество времени

.Для ознакомления с признаками использую Игрушку- героя. Щенок ТРИЗор,От лица Тризора задаю проблемные вопросы, с ним производятся обучающие диалоги по теме.

Большое место отводится играм по ТРИЗ методам. Игры изготавливаю самостоятельно. Знакомит с играми ребят ТРИЗор и играет с ними.

На учебный год был составлен план, для систематизации работы.

Календарно тематическое планирование по работе с детьми 5-6 лет на 1919-20 учебный год по ознакомлению с играми с использованием метода ТРИЗ технологий

Месяц Неделя ИГРА

октябрь 1 неделя Числовая «ДА-НЕТКА»

2 неделя Пространственная «ДА-НЕТКА»

3 неделя «ДА-НЕТКА» на загаданное слово

4 неделя «ДА-НЕТКА» по неизвестному слову

ноябрь 1 неделя «Да – Нет» - Сужение поля поиска

2 неделя «Составление загадок»(Игрушки)

3 неделя «Составление загадок»(Животные)

4 неделя «Составление загадок»(Осень)

декабрь 1 неделя «Системный оператор»(транспорт)

2 неделя «Системный оператор»(посуда)

3 неделя «Системный оператор»(птицы)

4 неделя «Системный оператор»(Одежда)

январь 3 неделя Кольца Луллия» Предмет- признак»

4 неделя Кольца Луллия (звуковой анализ слова)

февраль 1 неделя Кольца Луллия (дразнилки)

2 неделя «Паравоз»

3 неделя «Теремок»(игрушки)

4 неделя «Теремок»(предметы)

март 1 неделя «Маша- растеряша)

2 неделя «Красная шапочка»

3 неделя «Подбери признаки»

4 неделя «Четвёртый лишний»

апрель 1 неделя «Раз, два, три ко мне беги»

2 неделя «Волшебный светофор»(При рассмотрении картины).

3 неделя «Волшебный светофор (Живая, неживая системы)

4 неделя «Волшебный светофор»(Ознакомление с природой)

Май 1 неделя Классификация животного мира.

2 неделя «Карусель»

3 неделя Игры по желанию

4 неделя Игры по желанию

(в приложении можно ознакомится с некоторыми играми. На диске презентация по играм)

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок и историй с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи.

Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.

На прогулках с детьми использую различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Использую различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.

Например, обращаюсь к детям: " давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

Очень нравится детям игра с облаками «На что похоже облако»

Родители, так же не остаются в стороне,На каждом собрании они получают информацию, что нового дети узнали, в какие игры играют. И даже сами приняли участие и поиграли в игры на семинаре- практикуме по Триз играм. Так же принимают участие в изготовление игр.

Регулярно получают консультации на заднную тему

.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации. Дети начинают интересоваться окружающим миром и пытаться решить парадоксы. И это стремление похвально.

А что можно получить от тренинга ТРИЗ? Способность взглянуть на проблемы под другим углом и находить решение там, где раньше его не было видно. Причем больше не потребуется тратить часы на коллективный мозговой штурм, один человек благодаря своей силе воображения вполне способен справиться даже с самой сложной задачей.

я планирую дальше продолжать осваивать технологию ТРИЗ во всех видах деятельности с детьми. Ведь такой подход ведёт к формированию смысла представляемой информации, её расширению и к загрузки памяти.

если вы хотите идти на работу как на праздник;

если вам нравится, когда глаза детей блестят;

если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;

если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;

если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству, займитесь ТРИЗом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель мастер класса:повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ  в совместной деятельности педагога с детьми....

Мастер-класс для воспитателей «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Необычный метод Триз, с помощью которого можно развить все необходимое для жизни ребенка...

Презентация для педагогов Мастер - класс "Применение метод Триз в совместной деятельности детей с педагогом"

Презентация к мастер-классу "Применение метод Триз в совместной деятельности детей с педагогом"...

Мастер- класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».

Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Ул...

«Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»...

Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми»

       Актуальность: воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.    ...