Мастер – класс для педагогов ДОУ «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми»
учебно-методический материал

Тюлина Юлия Николаевна

         Актуальность: воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

         Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления.

      Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогики сотрудничества. Я отношу себя к умеренным инноваторам, который совершенствует свой прежний опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов ДОУ

Тема: «Применение методов ТРИЗ

в совместной деятельности с детьми»

Краткий рассказ о предстоящем мероприятии.

Цель: создать условия для практического освоения технологии ТРИЗ.

Актуальность: воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления.

Обоснование мастер-класса.

Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогики сотрудничества. Я отношу себя к умеренным инноваторам, который совершенствует свой прежний опыт.

Уважаемые коллеги, прежде чем перейти непосредственно к практической части и пригласить участников, возможно у вас возникли вопросы что же такое ТРИЗ. Предлагаю, вам, кратко познакомится с технологией через презентацию.

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов разить творческую личность!

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.

 Они учат детей:

  • Выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
  • Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

1 этап обучения - занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч- как можно использовать предмет?

2 этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо».

3 этап – разрешение противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»

4 этап – изобретательство. Основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Например: придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

5 этап - это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

6 этап - опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы.

Основные функции ТРИЗ

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

3. Развитие качеств творческой личности.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.

  • Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  • Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.
  • Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  • Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
  • Обязательная активизация творческого воображения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Что дает творчество ребенку?

- Дает возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивает потребность в познавательной деятельности.

- Дает возможность созидать, творить.

- Способствует развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.    Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

  • У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
  • ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
  • ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Практическая часть.

Проведение мастер-класса.

Уважаемые коллеги, для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть, но для начала возьмите со стола листочки и нарисуйте два квадрата размером 4 x 4 клеточки. В одном квадрате нарисуйте самого маленького, а во втором самого большого зайца. На втором листочке нарисуйте дом. Обратимся к вашим рисункам, сравним изображения. Что вы заметили? (изображения похожи). Вот наглядный пример психологической инерции, феномен обученной беспомощности. Порой мы очень хотим решить какую-либо задачу (проблему), используем разные способы, но ответа не достигаем. Все дело в том, что мы привыкли к стереотипам, к которым нас приучили с детства. Если дом, то обязательно с крышей и трубой, хотя дом можно изобразить в виде норки для животного. Это в нас срабатывает психологическая инерция, и человек идет по стандартному, наиболее привычному пути. Для того, чтобы начать работу по овладению технологией ТРИЗ, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Методов ТРИЗ очень много, сегодня мы остановимся на некоторых из них.

А теперь уважаемые коллеги, я предлагаю Вам поиграть.

Методика составления загадок по технологии «ТРИЗ»

В основе работы по сочинению загадок лежит метод синектики (аналогии).

Модели составления загадок: 

Объект   Свойства Аналогичные свойства у других объектов.

Данные заносим в таблицу. Допустим, сочиняем загадку о цыпленке.

        

Какой?

Что такое же?

желтый

солнышко

пушистый

мех

легкий

пух

Разделив каждую пару выражениями «но не» или «как» получаем фразы сравнения с

элементом загадки:

«Желтый, но не солнышко»,

«Пушистый, но не мех»,

«Легкий, но не пух».

Или же:

«Желтый, как солнышко»,

«Пушистый, как мех» и т.д.

II. Модель работы по прямой аналогии.

Объект Описание функции Прямой перенос их на объект.

Рассматриваемый объект – мяч.

Что делает?

Чем такое же?

Скачет

Кенгуру

Катится

Колесо

Летит

Птица

Получаем:

«Скачет, но не кенгуру,

Катится, но не колесо,

Летит, но не птица».

После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между

строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений.

III. Возможен другой вариант, когда объект сравнивается с другими предметами и при этом указываются отличия.

Модель: Объект Схожий объект Отличия

Например, рассматриваем объект – мяч.

На что похож?

Чем отличается?

Земля

Маленький

Воздушный шарик

Прочный

Яблоко

Несъедобный

Получилась загадка:

«Как Земля, но маленький,

Как воздушный шарик, но прочный,

Как яблоко, но несъедобный»

Сочинение загадок и использованием элементов ТРИЗ хорошо развивает не только речевое творчество и креативность мышления детей, но и способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

Практическое задание:

Каждая команда, используя таблицу, придумывает загадку и загадывает ее второй команде.

Игра «Создание лимерика»

Ли́мерик — форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.

 Форма лимериков была строго закреплена: они состояли из пяти строк. В первой, довольно длинной строке, обычно описывается, кто и где жил да был; вторая, тоже довольно длинная строка, знакомит с какой-то интересной особенностью героя; третья и четвертая строки – короткие, они повествуют о неожиданных, а подчас невероятных событиях; пятая строка – довольно длинная и самая смешная (иногда она похожа на первую). Рифма в лимериках строго фиксирована: первая и вторая строки рифмуются с пятой строкой, а третья – с четвертой (схема – аабба).

 Как правило, лимерика начинается со слов “There was a …”, что соответствует русскому фольклорному зачину “Жил-был”.

Однажды увидел чудак

Во сне, что он ест свой башмак

Он вмиг пробудился

И убедился,

Что это действительно так.

(Перевод С.Я. Маршака)

Жил-был старичок у причала,

Которого жизнь удручала.

Ему дали салату

И сыграли сонату

И немного ему полегчало.

(Перевод С. Я. Маршак)

Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами своими как крыльями махал)

Четвертая строчка – что из этого получилось (всех птичек напугал)

Пятая строчка – реакция на этот поступок (вот так он отдыхал)

Жила – была рыжая кошка

Мокрая, как ладошка.

В поле за мышкой бежала,

А потом с щенком играла.

Вот какая озорная кошка.

Задание подгруппам.  В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но, чтобы рифма сохранялась.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

Метод каталога

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:

  • наличие положительного и отрицательного героев;
  • зло, причинённое отрицательным героем;
  • борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства.

Последовательность вопросов может быть следующей:

- О ком сочиняем сказку?

- Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?

- С кем он дружил?

- Кто им мешал? Каким образом?

- Как добрый герой боролся со злом?

- Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки:

1. Жил-был…

2. И был он какой?

3. Умел делать что?

4. Делал он это, потому что…

5. Но в это время жила-была…

6. Она была…

7. Однажды между ними случилось…

8. Им помогла…

9. Сделала она это, чтобы… и т.д.

«Мозговой штурм»

Правила мозгового штурма – это исключение всякой критики, проведение совместного анализа идей, поощрение самых невероятных идей, большое количество ответов и предложений, а также улучшение чужих идей. Суть мозгового штурма – дать свободный выход мыслям из подсознания, создавать условия, расковывающие ребенка. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темами мозгового штурма могут быть:

-как не промокнуть под дождем;

-как выгнать лису из заячьей избушки;

-как сделать разноцветную льдинку;

-как достать сосульку и т. д.

Предлагаю вам с помощью мозгового штурма решать следующую задачу: вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Давайте определим, что есть в условии задачи? (Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи).

Варианты решений:

- Добавить холодную воду.

- Налить в большую миску.

- Добавить много варенья или сахара.

- Переливать через воронку.

- Погружать холодные ложки.

- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

Задачи

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

2. Как можно определить время, если нет часов?

3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?

4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?

5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?

Ответы на задачи

1. Надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы.

Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.

2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку) ...

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал.

4. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете? Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение материков...

Дети с развитым воображением, творческим мышлением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Развитие творческого воображения - главный залог формирования у ребенка полноценной психологической готовности к школе.

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам оценить значимость проведенного мастер-класса. Возьмите каждый по одной фишке и положите в кармашек, который соответствует вашему мнению.

Вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – все, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина - мне это не нужно, выброшу.

Спасибо за внимание! Желаем вам успехов в использовании ТРИЗ-технологии в развитии творческого воображения у ваших воспитанников! Спасибо за участие!

Анализ проведенного мероприятия.

Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации  творческих способностей. Для лучшего видения возможностей применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада я приготовила для вас практический материал (картотеку игр в соответствии с возрастом детей, картотеку сказок). Спасибо.

Вопросы-ответы.

Список использованных источников

1. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009

2. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003

3.Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений)

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.

5. Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995

6. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008

7. Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

8. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006

9. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010

10. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003

11. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008

12. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003

13. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии. СПб.: Детство-Пресс, 2003

14. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006

15. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007

16. Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.