Мастер – класс для педагогов. Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
методическая разработка

Шевцова Ирина Николаевна

 

Мастер – класс для педагогов.

Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_dlya_pedagogov.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов.

Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ в совместной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

Создать творческую атмосферу.

Ход мероприятия:

Педагог: Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Сегодня я хочу немного поговорить с вами о ТРИЗ - педагогике.

Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся (а лучше бы ещё чаще). И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.

Как появилась ТРИЗ-педагогика

Система появилась в середине XX века, и поначалу она даже не была связана с педагогикой. В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшу́ллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.

За это время она обзавелась новыми алгоритмами, и уже к началу 80-х её стали брать за основу методики преподавания в экспериментальных классах и школах.

Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами. 

Генрих Альтшу́ллер выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много. Метод проб и ошибок — ненадёжный и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует отличный результат. Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов, то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.

ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи. Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с ребенком можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности, то есть примерно с 3 лет.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество игровых приемов, которые хорошо себя зарекомендовали.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ребенком истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Особенно актуальны становятся методы ТРИЗ сегодня, когда каждый день мы вынуждены пропускать через себя гигабайты разнородной информации. Умение ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное — то, чему мы можем научиться сами и научить наших детей. Как утверждают некоторые современные исследователи, именно эти навыки будут востребованы и нужны для жизни уже в самое ближайшее время.

Наша задача как педагогов - помочь детям увидеть этот многогранный мир, научить видеть в нем чудеса, совершенствовать себя, свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Одним из методов ТРИЗ является Метод "Системный анализ”, он помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу.

ПРИМЕР/ИГРА №1:

«Противоречия в погоде»

Цели:

активизировать интерес детей к окружающему миру;

систематизировать знания детей о явлениях природы;

расширить словарный запас.

1. На первом этапе воспитатель предлагает отгадать, что лежит в волшебной коробке, а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя» Игрушку, которая будет помогать вести занятие.

Игрушку следует пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней. 

2. Диалог С Игрушкой о погоде.

В: - Почему ты такая мокрая?

И: - А я очень люблю дождь!

В: - Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!

И: - Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!

В: - Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.

И: -Нет, солнышко плохое! Когда жарко - голова болит и пить хочется, все цветы завянут…

В: - А нашим ребята солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть…

Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.

 

 

3. Подвижная игра «Солнышко и дождь»

Правила игры: когда воспитатель говорит «Солнце», дети играют, бегают, прыгают; когда «Дождь» - приседают, прячутся под зонтиками».

Можно вносить коррективы в игру «Теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «Сильная - сильная жара» (нужно прятаться под зонтик, чтобы не обгореть).

4. Обсуждение с детьми противоречия в погоде.

В: - Ребята, а как, по-вашему, дождь - хороший или плохой?

Дети: - ….

И: - Что хорошего в дожде?

Дети: - ответы (все растет, свежий воздух после дождя…)

И: - А что плохого в дожде?

Дети: - ответы

В: — Значит, получается, что в дожде есть и хорошее, и плохое. Мы говорим, что дождь -это «хорошо» тогда, когда…., и дождь для нас это «плохо», когда…

И: - А солнце какое, хорошее или плохое?

В: - Смотря, когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?

Дети: - …(ответы: оно ласковое, теплое, от него светло…).

И: - А что плохого может быть в солнце?

Дети - …

В: - Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

5. Подведение итогов.

Что понравилось сегодня на занятии? Что узнали нового? Что было самым интересным?

Основная цель при подведении итогов - обучение коллективному рефлексивному анализу и «Официальное» окончание занятия (прощание с Игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжение обсуждения.

ПРИМЕР/ИГРА № 2:

Воспитатель задает вопросы: - "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”

Ответы детей:

будет больше насекомых;

водоемы станут опасными (Головастики помогают контролировать количество водорослей, потому что питаются ими. А это значит, что без лягушек многие водоемы зацветут и станут опасными.)

затормозится наука (Лягушки незаменимы для научных экспериментов и исследований. И дело не только в препарировании несчастных амфибий в учебных целях. Например, геном африканской шпорцевой лягушки весьма близок к человеческому. У нас 1700 генетических совпадений, которые ассоциируются с болезнями человека. Так что эта лягушка — прекрасная модель для экспериментов.)

Воспитатель: "Для чего они нужны?” (?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений).

Воспитатель: "Какую пользу они приносят?”

ВЫВОД: В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Список используемой литературы:

Альтшу́ллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.

Гин С.И. «ТРИЗ - педагогика для малышей» КТК «ГАЛАКТИКА», Москва, 2019 год.

Садыкова Гульназ «ТРИЗ-педагогика. Универсальный конструктор (алгоритм) ТРИЗ - занятий» «ГАЛАКТИКА», Москва, 2019 год.

Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2001. №№1,2,3. 2002. №2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Мастер-класс для педагогов «Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»

Мастер-класс для педагогов«Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»Цель:   Познакомить педагогов с методами ТРИЗ и вариантами их прим...

Мастер - класс - «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконеч...

Мастер - класс для педагогов Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Мастер - класс для педагоговТема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в и...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...