Воспитание детей с учетом гендерных особенностей
рабочая программа (младшая группа)

В современном мире мы часто слышим такие слова: «Сейчас время другое…». Скорее всего, не время другое, а сильно изменились люди, возможно, под влиянием прогресса. Многие женщины стали вести себя не по-женски, а мужчины стали вести себя не по-мужски. Женщины стали более властными и требовательными. Во многих семьях женщины указывают мужчинам, что и как им надо делать, тем самым подавляя их. Мужчины же, наоборот, стали инфантильными, не принимают на себя роль главы семейства, стараются отсидеться, отмолчаться за спиной женщин. Такое поведение взрослых, конечно же, отражается и на подрастающем поколении, и на девочках, и на мальчиках.
 
Вспомним немного истории. Наши предки воспитывали девочек, как будущих жен, матерей. Их учили различному рукоделию (вышиванию, вязанию), приучали их к домашнему труду, учили заботиться о младших братьях и сестрах, воспитывая в дочерях чувства любви, нежности, заботы по отношению к детям. Игрушки у девочек отличались от игрушек мальчиков. Одевали девочек в платье и в платочек. Мальчиков же воспитывали, как будущих мужчин, как главу и опору семейства, которые могли бы принимать решения, защищать, быть мужественными и сильными.
 
Во все времена актуально звучат слова великого педагога К.Д. Ушинского, считавшего, что «воспитание, созданное своим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях, заимствованных у другого народа».
 
В настоящее время в системе дошкольного образования существуют серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Это связано с тем, что после революции 1917 года в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России перестали учитывать гендерные особенности. Содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые различаются в физическом развитии и социальном поведении, в интеллектуальных способностях и уровне достижений, и многом другом. Всем известно, что система образования абсолютно бесполая. Режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание одинаково для всех и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Система воспитания феминизирована и по стилю, и содержательно, что особенно неприемлемо для мальчиков.
 
 Давно доказано, что у женщин совершенно иной тип мышления, отличительный от мужчин. Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее в математических способностях. Мальчики более агрессивны, чем девочки. В раннем детстве девочки больше слушаются взрослых. Они более спокойнее и степеннее. Они охотно делятся своими переживаниями, и менее восприимчивы к внешней агрессии. Мальчики лучше ориентируются в пространстве, но легко поддаются чужому влиянию, девочки, обычно, группируются по 2-3 человека, мальчики – в большие компании.
 
В период дошкольного детства важно понять, что ребенок – это не лялька, не игрушка, которую нужно холить и лелеять и во всем угождать. Ребенок – это личность, будущий человек, которому взрослые, как родители, так и воспитатели детского сада, должны помочь раскрыть уникальные возможности, данные ему своим полом, помочь реализоваться в современном мире с учетом своих способностей, индивидуальных черт, гендерных особенностей, а также личных потребностей, если конечно мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
 
Дошкольное образование на современном этапе нуждается в переосмыслении, переоценке, корректировке в вопросах гендерного воспитания детей. Роль гендерного воспитания детей в детском саду велика. Формирование половой принадлежности начинается у детей примерно с двух лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, кто он: мальчик или девочка. Дети начинают разбираться в отличиях мальчиков и девочек, замечают различие интересов и моделей поведения. В два-три года малыши знают, что мальчики играют машинками, а девочки с куклами, девочки носят бантики, юбочки, платьица, любят наряжаться, а мальчики нет.
 
Эффективность процесса гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста возможна с помощью комплекса педагогических условий:
 
– просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
 
– создание ситуаций выполнения ролей, несущих в себе модель полового поведения;
 
– организация предметно-развивающей среды, ориентированной на самопознание детей.
 
В воспитании девочек и мальчиков важной педагогической задачей является организация совместных игр и игровых ситуаций, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. В игре дети увидят, как заметно различаются мальчики и девочки. К примеру, детям младшего дошкольного возраста можно предложить дидактическую игру «Оденем Машу и Сашу». Соответственно, рядом с куклой-девочкой, появится кукла-мальчик, а дети познакомятся с разнообразием мужской и женской одежды. Или провести игру «Пожелания» с целью закрепления знаний о качествах мужественности и женственности. Для этого предложить детям встать в круг и, передавая друг другу игрушку, произносить свои пожелания: «Я желаю тебе…».
 
Игра «За что нам нравятся мальчики (девочки)?» даст детям понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
 
Игру можно проводить индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Предложить детям собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети хлопают в ладоши друг другу.
 
Детей старшего дошкольного возраста игра «Семья» познакомит с домашними обязанностями мужчин и женщин. Появятся первые представления о социальных ролях папы и мамы, начнет происходить усвоение детьми гендерного поведения. Актуальна игра «Автосервис», где происходит распределение игровых ролей: для мальчиков – водители, слесари, ремонтники; для девочек – автозаправщицы, продавцы, мойщицы.
 
Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность. Такая организация совместных игр детей разного пола, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями, способствует желанию играть вместе, сохраняет привлекательность ролей.
 
Гендерные особенности девочек и мальчиков также должны отражаться и на организации подвижных игр. Мальчики старшего дошкольного возраста нуждаются в большой двигательной активности (спортивные игры с метанием, лазанием, бегом), а девочкам необходим режим средней двигательной активности (игры с мячом, прыжки через скакалку).
 
Особое внимание необходимо уделять организации предметно-пространственной среды, которая обеспечивает разные виды активности дошкольников, является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого заключается в том, чтобы раскрыть перед мальчиками и девочками возможности данной среды, направлять, руководить как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками.
 
При этом воспитателю необходимо учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
 
При организации предметно-пространственной среды нужно обратить внимание на:
 
– на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
 
– на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
 
– на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
 
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие ребенка. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
 
ТЕКСТ СТАТЬИ
РЕКЛАМА
 
Дороновой Т. Девочки мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. Моска, Линка-пресс 2009г.
Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65–68.
Климина Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников // Дошкольная педагогика. 3, 2012г.- С.7.
Курбатова С.И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе // Дошкольная педагогика. № 2, 2012г. – С. 39.
Книга для чтения в детском саду и дома: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др.- М.: Издательство Оникс, 2007.- 272с.
Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей / авт.-сост. С.Д. Томилова - М.: Астрель: АСТ, 2011.- 702с.
Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., 2000.
Орлова Л.Ю. Гуманизация воспитания и обучения на основе гендерного подхода // Сб. мат. науч. конф. «Российские женщины и европейская культура ». СПб., 2001. С. 223-234.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: 
Дроздецкая Е. А., Шумова О. Н., Иванова Л. В. Гендерный подход в воспитании детей // Развитие науки и высоких технологий как основной источник экономического роста : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 августа 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.  С. 35-38. URL: https://apni.ru/article/1085-gendernij-podkhod-v-v...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosspitanie_detey_s_uchetom_gendernyh_osobennostey.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире мы часто слышим такие слова: «Сейчас время другое…». Скорее всего, не время другое, а сильно изменились люди, возможно, под влиянием прогресса. Многие женщины стали вести себя не по-женски, а мужчины стали вести себя не по-мужски. Женщины стали более властными и требовательными. Во многих семьях женщины указывают мужчинам, что и как им надо делать, тем самым подавляя их. Мужчины же, наоборот, стали инфантильными, не принимают на себя роль главы семейства, стараются отсидеться, отмолчаться за спиной женщин. Такое поведение взрослых, конечно же, отражается и на подрастающем поколении, и на девочках, и на мальчиках.

Вспомним немного истории. Наши предки воспитывали девочек, как будущих жен, матерей. Их учили различному рукоделию (вышиванию, вязанию), приучали их к домашнему труду, учили заботиться о младших братьях и сестрах, воспитывая в дочерях чувства любви, нежности, заботы по отношению к детям. Игрушки у девочек отличались от игрушек мальчиков. Одевали девочек в платье и в платочек. Мальчиков же воспитывали, как будущих мужчин, как главу и опору семейства, которые могли бы принимать решения, защищать, быть мужественными и сильными.

Во все времена актуально звучат слова великого педагога К.Д. Ушинского, считавшего, что «воспитание, созданное своим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях, заимствованных у другого народа».

В настоящее время в системе дошкольного образования существуют серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Это связано с тем, что после революции 1917 года в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России перестали учитывать гендерные особенности. Содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые различаются в физическом развитии и социальном поведении, в интеллектуальных способностях и уровне достижений, и многом другом. Всем известно, что система образования абсолютно бесполая. Режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание одинаково для всех и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Система воспитания феминизирована и по стилю, и содержательно, что особенно неприемлемо для мальчиков.

 Давно доказано, что у женщин совершенно иной тип мышления, отличительный от мужчин. Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее в математических способностях. Мальчики более агрессивны, чем девочки. В раннем детстве девочки больше слушаются взрослых. Они более спокойнее и степеннее. Они охотно делятся своими переживаниями, и менее восприимчивы к внешней агрессии. Мальчики лучше ориентируются в пространстве, но легко поддаются чужому влиянию, девочки, обычно, группируются по 2-3 человека, мальчики – в большие компании.

В период дошкольного детства важно понять, что ребенок – это не лялька, не игрушка, которую нужно холить и лелеять и во всем угождать. Ребенок – это личность, будущий человек, которому взрослые, как родители, так и воспитатели детского сада, должны помочь раскрыть уникальные возможности, данные ему своим полом, помочь реализоваться в современном мире с учетом своих способностей, индивидуальных черт, гендерных особенностей, а также личных потребностей, если конечно мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Дошкольное образование на современном этапе нуждается в переосмыслении, переоценке, корректировке в вопросах гендерного воспитания детей. Роль гендерного воспитания детей в детском саду велика. Формирование половой принадлежности начинается у детей примерно с двух лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, кто он: мальчик или девочка. Дети начинают разбираться в отличиях мальчиков и девочек, замечают различие интересов и моделей поведения. В два-три года малыши знают, что мальчики играют машинками, а девочки с куклами, девочки носят бантики, юбочки, платьица, любят наряжаться, а мальчики нет.

Эффективность процесса гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста возможна с помощью комплекса педагогических условий:

– просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

– создание ситуаций выполнения ролей, несущих в себе модель полового поведения;

– организация предметно-развивающей среды, ориентированной на самопознание детей.

В воспитании девочек и мальчиков важной педагогической задачей является организация совместных игр и игровых ситуаций, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. В игре дети увидят, как заметно различаются мальчики и девочки. К примеру, детям младшего дошкольного возраста можно предложить дидактическую игру «Оденем Машу и Сашу». Соответственно, рядом с куклой-девочкой, появится кукла-мальчик, а дети познакомятся с разнообразием мужской и женской одежды. Или провести игру «Пожелания» с целью закрепления знаний о качествах мужественности и женственности. Для этого предложить детям встать в круг и, передавая друг другу игрушку, произносить свои пожелания: «Я желаю тебе…».

Игра «За что нам нравятся мальчики (девочки)?» даст детям понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Игру можно проводить индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Предложить детям собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети хлопают в ладоши друг другу.

Детей старшего дошкольного возраста игра «Семья» познакомит с домашними обязанностями мужчин и женщин. Появятся первые представления о социальных ролях папы и мамы, начнет происходить усвоение детьми гендерного поведения. Актуальна игра «Автосервис», где происходит распределение игровых ролей: для мальчиков – водители, слесари, ремонтники; для девочек – автозаправщицы, продавцы, мойщицы.

Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность. Такая организация совместных игр детей разного пола, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями, способствует желанию играть вместе, сохраняет привлекательность ролей.

Гендерные особенности девочек и мальчиков также должны отражаться и на организации подвижных игр. Мальчики старшего дошкольного возраста нуждаются в большой двигательной активности (спортивные игры с метанием, лазанием, бегом), а девочкам необходим режим средней двигательной активности (игры с мячом, прыжки через скакалку).

Особое внимание необходимо уделять организации предметно-пространственной среды, которая обеспечивает разные виды активности дошкольников, является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого заключается в том, чтобы раскрыть перед мальчиками и девочками возможности данной среды, направлять, руководить как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками.

При этом воспитателю необходимо учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

При организации предметно-пространственной среды нужно обратить внимание на:

– на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

– на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

– на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие ребенка. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

ТЕКСТ СТАТЬИ

РЕКЛАМА

Дороновой Т. Девочки мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. Моска, Линка-пресс 2009г.

Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65–68.

Климина Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников // Дошкольная педагогика. 3, 2012г.- С.7.

Курбатова С.И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе // Дошкольная педагогика. № 2, 2012г. – С. 39.

Книга для чтения в детском саду и дома: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др.- М.: Издательство Оникс, 2007.- 272с.

Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей / авт.-сост. С.Д. Томилова - М.: Астрель: АСТ, 2011.- 702с.

Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., 2000.

Орлова Л.Ю. Гуманизация воспитания и обучения на основе гендерного подхода // Сб. мат. науч. конф. «Российские женщины и европейская культура ». СПб., 2001. С. 223-234.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Дроздецкая Е. А., Шумова О. Н., Иванова Л. В. Гендерный подход в воспитании детей // Развитие науки и высоких технологий как основной источник экономического роста : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 августа 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.  С. 35-38. URL: https://apni.ru/article/1085-gendernij-podkhod-v-vospitanii-detej


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей с учетом гендерных особенностей

Для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к э...

Воспитание детей с учетом гендерных особенностей в сюжетно-ролевой игре

В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей....

Духовно-нравственное воспитание детей с учетом региональных особенностей

Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет и трудится. С каждым годом воспитание бережного и уважительного отношения к культурному наследию в Белгородской обл...

Памятка "Рекомендации для родителей в воспитании ребенка с учетом гендерных особенностей"

Памятка "Рекомендации для родителей  в воспитании ребенка с учетом гендерных особенностей"...

Сказкотерапия как метод воспитания детей с учетом гендерных оcобенностей развития

«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так же нельзя их уравнивать»                                ...

Воспитание дошкольников с учетом гендерных особенностей в условиях ДОУ и семьи

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...