Конспект НОД «Наш славянский сосед – Украина»
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Елена Анатольевна Чепелева

Цель: развитие интереса и уважения у детей дошкольного и младшего школьного возраста к обычаям, языку, культуре и истории различных этнических традиций в контексте культуры народов России и всего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod-nash_slavyanskiy_sosed-ukraina.docx291.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Конспект интегрированной НОД

для детей старшего дошкольного возраста

«Наш славянский сосед – Украина» 

https://didaktnik.ru/wp-content/uploads/2019/03/RosUkr1.jpg

Авторы:

Воспитатели ВКК

Чепелева Е.А.

г. Барабинск

Цель: развитие интереса и уважения у детей дошкольного и младшего школьного возраста к обычаям, языку, культуре и истории различных этнических традиций в контексте культуры народов России и всего мира.

Задачи: Продолжить знакомство с глобусом – моделью планеты Земля. Закрепить название континентов. Продолжать знакомить с национальностями народов населяющих континент Евразия.

Формировать знания детей о других народах, о национальной культуре, обычаях, играх. Воспитывать толерантность и дружбу между народами, уважение к народным традициям. Развивать познавательные и эмоциональные чувства каждого ребенка.
Активизировать словарный запас детей. Закреплять умение образовывать слова, обозначающие название народов от слов, обозначающих место их проживания (название страны), название языков от названий стран. Познакомить с венком как атрибутом традиционных народных праздников. Развивать творческие способности, аккуратность, усидчивость, умения и навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки.

Предварительная работа: цикл познавательных занятий «Путешествие по материкам и странам». Работа с глобусом, рассматривание иллюстраций на тему: «Моя Родина – Россия», «Дон-сторона родимая»,«Народы мира», «Народы дальнего и ближнего зарубежья»; дидактические игры: «Одень куклу в национальный костюм», «Найди флаг», «Найди на карте соседей».Беседа «Наша республика и ее соседи».Подвижные игры разных народов; чтение литературных произведений (сказок и стихов разных народов), беседы о странах и их жителях, рассказы детей об отдыхе в других странах.

Оборудование: глобус, мультимедийный экран, презентация «Наш славянский сосед – Украина», д/и «Народы Евразии», «Континенты», венок, ножницы, цветная бумага, мяч.

Методические приемы: внесение глобуса, рассматривание, вопросы разного типа, уточнения, повторы слов детьми, использование игровых моментов – дидактические игры, объяснение, выводы.

Ход:

Организационный момент: Дети идут по кругу.

Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.

Раз–два, раз–два, повернулись, детвора.

Мы еще чуть–чуть пройдемся,

Географией займемся.

Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

- Ребята, кто из вас знает, что это такое?

- Правильно, это глобус - модель планеты Земля, на которой живем мы с вами и еще много других людей.

- Каким цветом на глобусе обозначены моря и океаны? (голубым). Леса? (зеленым). Суша? ( желтым ). Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой – это материки, или континенты. Какие вы знаете ? (ответы детей)

- Всего их шесть. Самый большой материк – Евразия, он состоит из 2 частей - Европы и Азии. Рядом – Африка. Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. Пятый материк –Австралия, он меньше остальных. И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу глобуса, люди здесь не живут, а приезжают для изучения этого континента.

На свете много островов,

Так много, что не счесть...

А вот больших материков

Мы насчитаем шесть:

Африка, Америка

(Северная и Южная),

Австралия,

Евразия,

Антарктида

(Вьюжная).

Что такое Евразия?

Это — Европа плюс Азия:

Из двух частей света возник

Самый большой материк!

 
А вот сейчас мы ваши знания проверим, для этого вам надо внимательно послушать и отгадать загадку, и если вы отгадаете материк - показать его на глобусе.

Проводится игра "Найди материк». Один ребёнок выходит и показывает на глобусе, а остальные у себя на столе – с места (у каждого на столе картинки с изображением материков).

Два континента - один материк.

Он самый большой!

Он очень велик! (Евразия)

 

Там, где с деревьев свисают лианы,

Разные в джунглях живут обезьяны:

Лазают там шимпанзе, павианы,

Есть и гориллы, орангутанги. (Африка)

 

Мы найдём на глобусе

Два различных полюса!

А у Южного найдём

Материк, покрытый льдом! (Антарктида)

 

Это чудо-материк,

Он красив и невелик.

И на нём всего одна

Живописная страна.

В других местах таких зверей

Смогу найти едва ли я,

Ведь кенгуру среди степей

Гуляет лишь в ...(Австралии.)

- Молодцы, ребята. А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется "Ушки – на макушке". Попрошу детей слушать внимательно. Им нужно хлопнуть в ладоши, когда услышат название любого материка.


Россия, Австралия, Испания, Ростов, Франция, Великобритания, Антарктида, Северный Полюс, Северная Америка, Швеция, Германия, Краснодар, Киев, Молдова, Москва, Канада, Африка, Сочи, Батайск, Юрмала, Южная Америка, Евразия, Япония...


- Давайте ещё раз обратимся к нашему глобусу и ответим. На каком континенте находится наша Родина Россия? (Евразия)

- На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей. Они говорят на разных языках, у них разный цвет кожи.

Узнать кто живет в этих странах нам поможет игра «Кто в какой стране живет?»

- Для этого мы с вами станем в круг и начнём играть.

Я буду называть государство, а вы национальность людей, живущих в нем. Моим помощником в игре будет мяч.

Приготовились!

Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Ход игры:

Воспитатель называет страну, а дети народ. Например:
Кто живет в России? – Россияне.
Кто живет в Испании? – Испанцы.
Кто живет в Японии? – Японцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет в Украине? – Украинцы.
Кто живет в Грузии? – Грузины.
Кто живет в Англии? – Англичане.
Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.
Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живёт в Италии? – Итальянцы и т.д.

- Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут. Люди в разных странах разговаривают на разных языках.

Например:
В Испании …

В Италии …

Во Франции …

В Англии …

В Китае …

В Японии…

В Германии..

В Украине…

В России…

- А на каком языке разговаривают в России? (На русском). Правильно, русский язык – это государственный язык России.

Наша страна очень большая. На территории России проживает более 100 различных народов – больших и малых. Они все имеют свои обычаи, традиции и разговаривают на своем языке. У каждого народа свои песни, танцы, игры, костюмы, национальные блюда. В нашей стране люди разных национальностей, зная свой родной язык, как правило, изучают и русский. Это нужно для того, чтобы все народы, проживающие в России, понимали друг друга. 
Каждый гражданин Российской Федерации должен с уважением относиться к культуре и традициям других народов.

Сегодня мы приготовили для вас картинки с изображением представителей народов ( славянских, кавказских, азиатских) в национальных костюмах. Попробуйте собрать их и назвать, к какому народу относится ваша собранная картинка.

Игра – пазлы «Народы Евразии».

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

Мы сегодня с вами познакомимся с одним из славянских народов – с Украинцами.

Показ презентации

Практическая деятельность.

Посмотрите на наш венок. Чего не хватает в нашем веночке? (желтых, красных цветов). Перед вами подготовленный материал. Как сделать цветы я сейчас покажу, и каждый приготовит цветочек для нашего букета. (демонстрация этапов изготовления, дети повторяют действия педагога.) А чтобы работалось веселее, послушайте украинскую песню.

Итог занятия.

Ребята, до чего красиво получилось!

Волшебный вышел наш венок

Опрятный, радует аж глаз -

Косу украшу им сейчас.

Ребята, а как можно использовать наш веночек. (Для украшения, для игры, для фотосессии).

Чтобы наш веночек превратился в настоящий, давайте скажем: один, два, три - ты веночек оживи!

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Веночек». (Дети становятся в круг)

Ты веночек волшебный

Ты веночек душистый

Ты по кругу обернись

Около (имя девочки) остановись.

Вот тебе веночек

Потанцуй дружочек. (ребенок у которой веночек, выполняет движения, а другие хлопают в ладони). 

-Ребята, давайте вспомним названия каких континентов мы сегодня повторяли? На каком континенте находится Украина? Как называется жилище в Украине? Какие символы Украины вы запомнили? Что нового вы узнали сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши соседи "украина"

Лепка из пластилина ЗОЛОТЫЕ ПОДСОЛНУХИЗадачи. Учить детей создавать красивый образ подсолнуха. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство композиции, соотносить час...

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста средствами славянского фольклора на примере стран России и Украины.

Россия - многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей к уважительному и доброму отношению к представителям других культур....

Конспект НОД " День славянской письменности" для воспитанников 6-7 лет

Конспект знакомит воспитанников с историей возникновения письменности,создателями  алфавита Кириллом и Мефодием,самостоятельно составляют слова читают пословицы на славянском языке....

Конспект ООД "Наши маленькие соседи"

Конспект ООД "Наши маленькие соседи"...

Конспект занятия "День славянской письменности и культуры"

Дистанционное ознакомление детей со славянской письменностью и культурой....

Конспект НОД "День славянской письменности и культуры"

Конспект НОД "День славянской письменности и культуры"...

Конспект занятия "День славянской письменности и культуры"

Откуда появилась Азбука? Кто ее придумал? И какую роль сыграли в этом Кирилл и Мефодий? Ответы на эти вопросы можно найти в данном конспекте....