Конспект занятия «День славянской письменности и культуры»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект   занятия  
 «День славянской письменности и культуры»
                        
Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.
Задачи:
- дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.
- познакомить со старославянским алфавитом;
- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;
- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
 
Методы и приемы: Активация деятельности различных анализаторов:
словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)
игровые (подвижные, сюрпризный момент)
практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)
Ход.
Воспитатель:(Слайд 1)
По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
(Слайд 3) Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Мы решила вам сделать сюрприз.
(Выносит букварь) (Слайд 4)
Вопросы детям:
-  Что это? (книга, Азбука)
- Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)
- Все буквы вместе как называются (алфавит)! 
 
Вопросы детям:
- Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов)
-А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.
Рассказ воспитателя:
Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд 5-6)
Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд 7-8-9)
- Легко ли написать сообщение на камне и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)
Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту.  (Слайд 10-11)
Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд 12)
Вот такая история появления письменности.
- А я хочу рассказать вам как появилась азбука.
Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. (слайд 13) Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья.  В их азбуке было 44 буквы. (слайд 14-15-16)
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд 17-18) 
Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды 19-20).
Книги на Руси   делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд 21-22 )
  Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд 23)
Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв   напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово». (слайд 24-25)
Физминутка
Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?
-У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…
 Игра-задание «Напечатай букву»
Давайте, ребята, на листках мы напечатаем первую букву своего имени. 
 
Рассказ воспитателя:
   - Первая бука древнего алфавита называлась «Аз»  вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (слайд 26)
(дети складывают написанные на бумаге слоги)
Получилось слово «АЗБУКА».
 В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. (слайд 27)
 
- Ребята, послушайте  пословицы о пользе учения?
 
Не пером пишут — умом. 
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 
Побольше грамотных, поменьше дураков. 
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Идти в науку – терпеть муку.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Без муки нет и науки.
Ничего не мыслить – век киснуть. 
Рассказ воспитателя
 Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. (слайд 29)
 Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских. 
Рассказ воспитателя:
Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд 31)  
А буквы мы учим теперь вот по таким букварям (слайд32)
Воспитатель: (Слайд 33)
 
 Буквы каждому нужны,
Буквы каждому важны,
Формируем из них слово,
А из слова будет речь!
Не писать и не читать
Люди б не умели,
Если б не было букв,
Не было б общенья.
Два брата Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,
Что научили нас читать! 
(слайд 34)- Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Наши буквицы. День славянской письменности и культуры».

Программные задачи: познакомить детей с культурой и наследием своего народа посредством введения их в книжную культуру; приобщать к нравственным устоям на примере святых Кирилла и Мефодия; воспитывать...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать твор...

Конспект НОД ко Дню славянской Письменности и культуры

Тема: День славянской письменности и культурыВозрастная направленность:  старший дошкольный возрастФорма проведения: тематическое  занятие в свободной деятельностиФормы орг...

Презентация к занятию "День славянской письменности и культуры"

Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории....

Конспект занятия "День славянской письменности и культуры"

Дистанционное ознакомление детей со славянской письменностью и культурой....

Конспект НОД "День славянской письменности и культуры"

Конспект НОД "День славянской письменности и культуры"...

Конспект занятия "День славянской письменности и культуры"

Откуда появилась Азбука? Кто ее придумал? И какую роль сыграли в этом Кирилл и Мефодий? Ответы на эти вопросы можно найти в данном конспекте....