«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Младший дошкольный возраст – важный период в социально-

нравственном развитии детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gulya.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей

младшего дошкольного возраста»

 

Младший дошкольный возраст – важный период в социально-

нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей

активно формируются первые элементарные представления о хорошем и

плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и

сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного

педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства,

представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот

моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего

нравственного развития.

С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их

несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-ролевая ирга, дети

постепенно включаются в систематическую деятельность, принимает участие

в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и во

второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные

для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими

для них людьми, со сверстниками. Третий год жизни ребёнка является

переходным в развитии. Это ещё маленький ребёнок, у которого немало

общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо

бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем

у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в

формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и

деятельности.

У ребят третьего и четвёртого года жизни велика потребность в ласке,

внимании взрослого. Дети ещё во многом зависимы от взрослого. Это

обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и

самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с

окружающими. Вот почему одной из важнейших задач воспитания детей

младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности

в разных видах деятельности. Детей следует научить делать самим то, что им

по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая

самостоятельность, ребёнок уже не только может обслужить себя, но и

получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке,

выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим

поведением. К трём годам наблюдаются качественные сдвиги в росте

самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более

высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при

выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для

общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать

помощь. Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность,

педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства,

вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Так ,

у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться,

благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с

другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать,

пока товарищ поиграет с игрушкой, учить убирать на место игрушки.

Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо

обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим

небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги,

учить соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх.

Ребят привлекают к подготовке стола к завтраку, обеду, к выполнению

поручений по уходу за растениями. Для реализации этих задач воспитатель

использует подражательность, как специфическую особенность детей двух-

четырёх лет. Взрослый показывает собственным примером положительное

отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая

эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу

воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно

при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно

эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу,

чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают

любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при

одобрении, похвале взрослыми проявлений ребёнком добрых чувств к

окружающим.

На четвёртом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей

симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает

ребёнку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу

составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах. У

детей младшего возраста уже достаточно ярко выражена потребность в

совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальна

потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений,

что также составляет важную воспитательную задачу. Вместе с тем

воспитатель учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений

(толкнул, отнял игрушку).

В три года стремление к общению с другими детьми становится

особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и

речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре. В

обществе детей ребёнок учится соотносить свои желания с желаниями

другого ребёнка и всей группы ребят. Трёхлетние дети могут быть уже

хорошими, отзывчивыми товарищами. Всё это обязывает воспитателя

формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно

относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке,

о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам.

В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая

взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.

Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование

навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют

мотивы. Мотивация деятельности ребёнка, его поступка, отношений

способствует установлению единства между внешними формами

культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.

Поскольку дети четырёх лет оказываются способными выполнять

элементарные поручения взрослых, руководствоваться в своём поведении

правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие

мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для

сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую

деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами

интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение

окружающих, формировать нравственные мотивы – быть нужными другим

(сверстникам, взрослым).

Дети четвёртого года жизни ещё не умеют соотнести представления о

нравственной норме со своими поступками. У тому же у ребят очень слабо

развит самоконтроль - умение сознательно управлять своим поведением. В

связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных

обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот

почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырёх лет

часто носят ситуативный характер, т.е. проявляются в одних условиях и не

обнаруживаются в других. Однако при взаимодействии детского сада и

семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также

доступной для детей четвёртого года жизни совместной деятельности со

взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек

решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с

окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к

внеситуативным.

В период от трёх до четырёх лет дети активно овладевают речью. Они

начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные

словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность

и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с

окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.

Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно

играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить

их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей

формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь

растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им

в детском саду было хорошо, что к руду взрослых надо относиться бережно.

У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления,

но и формируются новые. Так ребята усваивают, что нужно беречь мебель,

одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что

все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи

и т.д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах,

помогать взрослым и сверстникам – это хорошо. У детей формируются

представления о правдивости: надо говорить правду, всё рассказывать

родным, близким, воспитателю. Таким образом, уже в младшем дошкольном

возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о

явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Решению перечисленных задач социально-нравственного воспитания

маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма,

упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трёх лет». К

концу третьего года жизни у ребёнка проявляется потребность в

самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому

себе зависит от того, что ребёнок умеет делать и как воспринимает свои

успехи. Если взрослые не успевают ещё заметить, что в ребёнке произошёл

резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает

кризис. Ребёнок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших

пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты

вызывают протест. Появляются негативизм и упрямство. В небольших

степенях негативизм и упрямство – нормальные реакции во время кризиса.

Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических

мер. Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в

самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по

предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у

отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение.

Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся

у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания

детей на данном возрастном этапе.

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений,

простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной

деятельности, в игре и связано с формированием этих деятельностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Культурно - досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перем...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

    Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...

Особенности развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста

В брошюре обозначены особенности развития детей младшего дошкольного возраста, кризисные моменти и их влияние на адаптацию детей...

Картотека нравственно патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека нравственно –патриотических игр для детей младшего дошкольного возраста          Дидактическая игра «Кто главный?»...