Особенности социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Карпенко Елена Алексеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._osobennosti_sotsialno-nravstv._vospit.docx998.42 КБ

Предварительный просмотр:

http://ped-kopilka.ru/images/photos/medium/article1160.jpg

Младший дошкольный возраст – важный период в социально- нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-ролевая игра, дети постепенно включаются в систематическую деятельность, принимают участие в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и во второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со сверстниками. http://www.art.ioso.ru/wiki/images/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0.jpg

Третий год жизни ребёнка является переходным в развитии. Это ещё маленький ребёнок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени, и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

У ребят третьего и четвёртого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого. Дети ещё во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими. Вот почему одной из важнейших задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в разных видах деятельности. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребёнок уже не только может обслужить себя, но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке, выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим поведением. http://ds150-2008.narod.ru/images/p099_1_00.png

К трём годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.

      Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ поиграет с игрушкой, учить убирать на место игрушки. http://teddyclub.org/user_uploads/images/deti-igrayut1.jpg

Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учить соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх. Ребят привлекают к подготовке стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями. Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность, как специфическую особенность детей двух-четырёх лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребёнком добрых чувств к окружающим. На четвёртом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребёнку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах. http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-291147-1427624903.jpg

У детей младшего возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. Вместе с тем воспитатель учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку). В три года стремление к общению с другими детьми становится особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре. В обществе детей ребёнок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребёнка и всей группы ребят. Трёхлетние дети могут быть уже хорошими, отзывчивыми товарищами. Всё это обязывает воспитателя формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость. http://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/deti_mach.png

Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребёнка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями. Поскольку дети четырёх лет оказываются способными выполнять элементарные поручения взрослых, руководствоваться в своём поведении правилами:   «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение окружающих, формировать нравственные мотивы – быть нужными другим (сверстникам, взрослым). http://girl-journal.com/uploads/posts/2013-09/1380349628_obshenie_detei_so_sverstnikami_2.jpg

Дети четвёртого года жизни ещё не умеют соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят очень слабо развит самоконтроль – умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырёх лет часто носят ситуативный характер, т.е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других. Однако при взаимодействии детского сада и семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей четвёртого года жизни совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.

В период от трёх до четырёх лет дети активно овладевают речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.

Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть,              заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо, что к руду взрослых надо относиться бережно.

У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи и т.д., помогают друг другу.                             Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам – это хорошо. У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, всё рассказывать родным, близким, воспитателю. http://korkinodetsad.ru/i/img/fcda0eb18209.jpg

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Решению перечисленных задач социально-нравственного воспитания маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трёх лет». К концу третьего года жизни у ребёнка проявляется потребность в самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому себе зависит от того, что ребёнок умеет делать и как воспринимает свои успехи. Если взрослые не успевают ещё заметить, что в ребёнке произошёл резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает кризис. Ребёнок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты вызывают протест. Появляются негативизм и упрямство. В небольших степенях негативизм и упрямство – нормальные реакции во время кризиса. Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических мер. Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение.

Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания детей на данном возрастном этапе.

Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре и связано с формированием этих деятельностей.http://detsad25.spb.ru/wp-content/uploads/2012/03/19.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Особенности нравственно-патриотического воспитание детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...

Консультация для родителей «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

       Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышейактивно формируются первые элементарные ...

«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном развитии детей...

Особенности развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста

В брошюре обозначены особенности развития детей младшего дошкольного возраста, кризисные моменти и их влияние на адаптацию детей...

"Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

В презентации представлен материал, который раскрывает направления работы с детьми 3-4 лет по нравственному патриотическому воспитанию в нашем ДОУ....

«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем куль...