программа вокального ансамбля
методическая разработка

Миронова Наталия Федоровна

программа вокального ансамбля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokalnogo_ansamblya_kruzhk1.docx68.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №90 «Подсолнушек»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

протокол № _______

МБДОУ «ЦРР-детский сад № 90 «Подсолнушек» НМР РТ

от «____»_____________20__ года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«ЦРР – детский сад №90

«Подсолнушек» НМР РТ

______________Г.З. Муртазина

Вводится в действие на основании приказа

 №____ от «____»_________20__ года

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

вокального ансамбля

«Подсолнушек»

(для детей 3-7 лет)

2018-2021 гг.

Составила:

Музыкальный руководитель

Миронова Наталья Федоровна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

СОДЕРЖАНИЕ

I  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

- цель программы

- задачи программы

3

1.2.

Новизна программы

4

1.3.

Педагогическая целесообразность программы

4

1.4.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

5

1.5.

Методические принципы педагогического процесса

5

II  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Навык эмоционально — выразительного исполнения 

6

2.2.

Артикуляция

6

2.3.

Певческое дыхание

7

III  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1.

Структура занятия

9

3.2.

Методические приёмы

8

3.3.

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста

8

3.4.

Перспективные  планы младшая группа

10

3.5.

Перспективные  планы средняя группа

15

3.6.

Перспективные планы старшая группа

19

3.7.

Перспективные  планы подготовительная группа

24

IV  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

4.1.

Ожидаемые результаты обучения

27

4.2.

Необходимые условие реализации программы:

27

4.3.

Список использованной литературы

28

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!

Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа поёт, пойте!»

Наталия Княжинская

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется большое  внимание развитию эстетического образования детей. На это направлена и деятельность дошкольных учреждений.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Цель программы

Целью данной программы является развитие творческого потенциала ребенка, формирование его эстетической культуры, посредством приобщения к вокальному искусству, поэтическому слову и фольклору.

Задачи программы

  • Формирование устойчивого интереса к пению
  • Обучение выразительному пению
  • Обучение певческим навыкам
  • Развитие слуха и голоса детей.
  • Формирование голосового аппарата.
  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

1.2. Новизна программы

В Центре развития ребенка - детском саду №90 «Подсолнушек» созданы вокальные ансамбли «Подсолнушки», в которых занимаются воспитанники от 3-х до 7 лет. Особенность программы заключается в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые имея огромное желание, хотят научиться петь и ярко проявлять свои музыкальные способности не только в рамках детского сада на праздниках, но и на городских мероприятиях, а также в Городских, Республиканских и Международных конкурсах.

В данных условиях программа «Вокальный ансамбль «Подсолнушек» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы работы музыкального руководителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование устойчивых умений и навыков у музыкально одарённых воспитанников детского сада. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус,расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Именно для того, чтобы ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, была разработана данная программа.

1.3.Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Ансамблевое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном ансамбле «Подсолнушки»- это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.\

Данная программа позволяет

- ориентировать на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей воспитанников разных возрастных групп;

- включать в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

- использовать речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развитие у детей чувство ритма, формирование дикции, артикуляции,  введение  в мир динамических оттенков, знакомство с музыкальными формами);

- знакомить с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов ТАТАРСТАНА;

- для воспитанников с яркими вокальными данными предусмотрена индивидуальная работа;

- песенный репертуар подобран с учетом тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности ДОУ.

1.4.Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки? Как показать малышу, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее? Основу программы составляют рекомендации традиционной программыпо развитию певческого голоса, иметодика обучения вокалу Дмитрия Огороднова.

Алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя.  Классические методики позволяют научить воспитанников слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

1.5.Методические принципы педагогического процесса:

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

Программа рассчитана на 4 года обучения –младшая, средняя, старшая и подготовительная группы.

2.1. Навык эмоционально — выразительного исполненияотражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).

Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

2.2. Артикуляция.

В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навыкартикуляциивключает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

К слуховым навыкамможно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

2.3. Певческое дыхание

Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработкинавыка выразительной дикцииполезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох – губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

3.1. Структура занятия:

  1. настройка певческих голосов:

комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

  1. дыхательная гимнастика;
  2. речевые упражнения;
  3. распевание;
  4. работа над произведением;
  5. анализ исполнения.

3.2. Методические приемы

Состав участников ансамблей насчитывает более 8 - 10 человек в каждой группе.

Группы

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

В неделю

2

2

2

2

В месяц

8

8

8

8

В год

64

64

64

64

Младшая группа – первый год обучения – это дети 3-4 лет, средняя группа– второй год обучения – это дети 4-5 лет,старшая группа– третий год обучения – дети 5-6 лет и подготовительная группа – четвёртый год обучения – дети 6-7 лет.В младшей группе занятия проходят 2раза в неделю 15 мин;

3.3.Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста

На третьем году жизни певческий голос только начинает формироваться. Певческого звучания пока еще нет. Дыхание у детей короткое. В то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.

Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться. Поэтому ставится задача развивать и укреплять певческие интонации у детей. Ребенок трех лет еще не может петь песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.

В средней группе занятия 2раза внеделю – 20 мин.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты, квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослыми; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).На пятом году жизни дети имеют уже музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре – си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное.

В старшей группе занятия 2 раза в неделю –по 25 мин.

На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью иранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.

Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует форсировать звук, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.Дети могут петь в диапазонере-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звукими - фа-си.В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать

В подготовительной группе занятия 2 раза в неделю –по 30 мин.

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка.      Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон(до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.

Состав участников ансамблей насчитывает более 8 - 10 человек в каждой группе.

группы

младшая

средняя

старшая

подготовительная

В неделю

2

2

2

2

В месяц

8

8

8

8

В год

64

64

64

64

В этом возрасте проявляются творческие способности каждого ребёнка, их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, по принципу их одарённости.   Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение музыкального руководителя в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в праздниках, развлечениях. Оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является доброжелательность в преподнесении вокального материала. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей детей. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная программа должна быть динамичной, яркой и разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях и призовых местах.

3.4. Перспективный план занятий вокального  ансамбля для детей 3-4 лет

Период прохождения материала.

Программное содержание.

Репертуар

Октябрь - Ноябрь

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню;

-реагировать на праздничную, маршевую песню.

-вырабатывать устойчивое, слуховое внимание;

-учить чисто интонировать большие секунды, упражнять в умении чисто пропевать терцию (сверху вниз).

-учить «подстраиваться» к интонации взрослого, подводить к устойчивому навыку точного интонирования несложных мелодий, а также мелодий, включающих интервал кварту;

-учить петь, не опережая друг друга и не отставая друг от друга; петь всю песню, а не концы фраз;

-добиваться ровного звучания голоса, не допуская крикливого пения;

-учить протягивать ударные слоги в словах (например, «ладушки», «бабушка», «Коле», «Тане» и т.д.);

-правильно произносить гласные в словах и согласные в конце слов.

-побуждать детей произвольно находить интонации, построенные на нескольких звуках.

-учить сидеть прямо, занимая все сиденье, опираясь на спинку стула, руки свободно лежат вдоль туловища, кисти у живота, ноги вместе.

-следить за правильной осанкой.

Диагностика музыкальных способностей детей

1. круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»;

3. Разминка «Осень по дорожке», «Маятник»;

4.Дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»; «Кулачки», «Дверца»;

4. Осенние распевки «Листики», «Дождик»;

5. распевание по голосам: «В огороде заинька» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель); «Би- би- би» (секунда), «Спой имя куклы» (Катя или Алёнка)

6. Игра «Ритмическое эхо»;

7.Логопед.распевки «Это я», «Умывалочка»;

8.Песни: «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной); «Есть у солнышка друзья» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой), «Ладушки» (обр. Н. Римского-Корсакова); «Петушок» (обр. М. Красева); «Праздничная» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой); «Собачка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой)

Декабрь - Январь

-продолжить развивать эмоциональную отзывчивость на песни весёлого, игрового характера.

-упражнять в чистомпропевании секунды, кварты, терции.

-развивать навык точного интонирования несложных мелодий, построенных в поступенном движении звуков вверх и вниз;

-добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать пение;

-петь протяжно, не спеша, без крика;

-правильно пропевать гласные в словах, чётко и быстро произносить согласные в конце слов.

-петь слаженно, естественным голосом, без напряжения;

-упражнять в умении петь протяжно, напевно и подвижно, на легком звуке;

-добиваться четкости в произношении слов во время пения;

-учить петь, точно интонируя мелодию, с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него;

-упражнять в умении правильно брать дыхание;

-учить начинать пение после вступления;

-упражнять в умении находить ласковые интонации, построенные на одном-двух звуках.

-учить сидеть прямо, занимая все сиденье, опираясь на спинку стула, руки свободно лежат вдоль туловища, кисти у живота, ноги вместе.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3.дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка», «Часы», «Клоун», «Петушок»;

4. Ритмическое упражнение «Кто я?»;

5. распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо», «На птичьем дворе»;

6. Попевки: «Оа- да- да» (муз. Е. Тиличеевой) (проживание постепенного движения мелодии); «Ау!» (кварта); «Баю- баю» (терция); «В огороде заинька» (муз.В. Карасевой, сл. Н. Френкель);

7.Артикуляционная гимнастика;

8. Игры «Насос и надувная кукла», «Ежик», «Змеи»;

9. Песни: «Зима» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель); «Дед мороз» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной); «Игра с лошадкой» (муз. И. Кишко, сл. Н. Кукловской); «Ёлочка» (муз. Н. Бахутовой, сл. М. Александровской).

Февраль - Март

-продолжать обогащать музыкальные впечатления, воспитывать умение прислушиваться к изменениям звучания песен, реагируя на различный их характер.

-упражнять в чистомпропевании больших и малых секунд, терции, кварты; подводить к умению чисто петь квинту.

-продолжить развивать навыки точного интонирования несложных мелодий, передавая их поступенное движение вверх и вниз;

-приучать слышать вступление, начиная петь вместе с воспитателем по окончании вступления;

-учить петь естественным голосом, без напряжения;

-правильно произносить гласные в словах и согласные в конце слов.

-упражнять в чистомпропевании следующих интервалов: большая и малая секунда, терция, чистая кварта (вверх и вниз);

-учить точно передавать простой ритмической рисунок;

-развивать инициативу, побуждая их к самостоятельному варьированию несложных мелодичных оборотов, построенных на нескольких звуках.

-следить за правильной осанкой.

1. круговой массаж под песню «От улыбки!»;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения».

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте», «Змейки», «Прилетел комарик», «Звоночек»;

4. Распевание «Зайка» (секунда, кварта); «Ау» (кварта, квинта вниз и вверх); «Где мои детки?» (квинта).

 5. Игры со словом «Андрей-воробей», «Мостик», «Курицы»;

6. Логопедические распевки «Гуси», «Пароход», «Овечка», «Цыплятки» и др.

7. Песни: «Кошка» (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель); «Жучка» (муз. Н. Кукловской, сл. С. Федоченко «Пирожок» (муз. Е. Тиличеевой, со. Е. Шмаковой) или «Пирожки» (муз. А. Филиппенко, сл. Н.Кукловской).«Молодой солдат» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель); «Маму поздравляют малыши» (муз. Т. Попатенко, сл. Л. Мироновой); «Колыбельная» (муз. Е. Тиличеевой, со. Н. Найденовой)

Апрель

-продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

-уметь дослушивать песню до конца, на отвлекаясь;

-самостоятельно различать и называть песни.

-упражнять в чистомпропевании секунды, кварты;

-учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяжности;

-уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок мелодии, построенной на одном звуке.

-продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии, построенной на постепенном движении звуков вверх и вниз; подводить к умению чисто интонировать мелодические скачки («Зима прошла»);

-учить начинать пение после вступления, вместе с педагогом;

-уметь петь без крика, естественным голосом, подвижно, легким звуком;

-обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

-закреплять умение самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению и мелодии;

-правильно произносить гласные в словах и согласные в конце слов («Солнышко ясное»);

-продолжать развивать способность самостоятельно находить ласковые интонации;

-следить за правильной осанкой.

1.   круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Лыжник», «Горнолыжник», «Греемся» и др.;

4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»;

5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»;

6. Распевание: «Сорока- сорока»; «Мы идем с флажками» (муз.Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова); «Дождик» (обр. Т. Попатенко). 7.Артикуляционная гимнастика;

8. Песни: «Белые гуси» (муз. М. Красева, сл. М. Клоковой); «Самолёт» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой); «Машина» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой); «Зима прошла» (муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой); «На парад идем» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой); «Солнышко ясное» (муз. М. Иорданского, сл. В. Викторова).

3.5. Перспективный план занятий вокального ансамбля для детей 4-5 лет

Период прохождения занятий

Программное содержание

Репертуар

Октябрь - Ноябрь

- развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера;

-  упражнять детей в различении звуков по высоте;

- закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок;

- брать правильно певческое дыхание;

- брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;

- учить детей своевременно начинать и заканчивать песню;

- учить исполнять песни легким звуком;

- закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно;

- формировать правильную певческую установку;

- отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов.

Диагностика музыкальных способностей детей

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»;

3. Разминка «Осень по дорожке», «Маятник»;

4.Дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»; «Кулачки», «Дверца»;

4. Осенние распевки «Листики», «Дождик»;

5. распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя», «Два кота»;

6. Игра «Ритмическое эхо»;

7.Логопед.распевки «Это я», «Умывалочка»;

8.Песни:«Гав-гав», А.Кудряшов,«Кукушка», Е.Тиличеева, «Осень золотая», П.И.Ермолаев

Декабрь - Январь

- развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;

- отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей;

- закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке;

- точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту;

- упражнять в точной передаче ритмического рисунка;

- учить детей петь легким звуком;

- добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню;

- правильно и отчетливо произносить гласные в словах;

- развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух;

 -развивать творческую инициативу.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка», «Часы», «Клоун», «Петушок»;

4. Ритмическое упражнение «Кто я?»;

5. распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо», «На птичьем дворе»;

6. Попевки «Паровоз», «Дождик», «Два кота»;

7.Артикуляционная гимнастика;

8. Игры «Насос и надувная кукла», «Ежик», «Змеи»;

9. Песни: А.Кудряшов «Гав-гав», «О маме», П.И.Ермолаев «Дед Мороз-красный нос», «В зоопарке».

Февраль - Март

- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера;

- учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев;

- совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии;

-  закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления;

- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;

 - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;

- правильно произносить гласные и согласные в конце слов.

1. круговой массаж под песню «От улыбки!»;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения».

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте», «Змейки», «Прилетел комарик», «Звоночек»;

4. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Баю, бай», «Ку-ку».

5. Игры со словом «Андрей-воробей», «Мостик», «Курицы»;

6. Логопедические распевки «Гуси», «Пароход», «Овечка», «Цыплятки».

7. Песни: «Маме в день 8 Марта» Е.Тиличеевой, «Как прекрасен мир поющий», Л.Абелян, «Я красиво петь могу»,  С.Крупа-Шушарина  «Влюбленный слон», «Про папу».

Апрель

- продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь;

- упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты;

- учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности;

-  уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок;

- продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии;

- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;

 - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;

- правильно произносить гласные и согласные в конце слов;

- следить за правильной певческой осанкой детей.

1.   круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Лыжник», «Горнолыжник», «Греемя» и др.;

4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»;

5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»;

6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», закрытый рот, «А-о-у»;

7.Артикуляционная гимнастика;

8. Песни :«Песенка о весне» Г.Фрида,  «Солнечная капель», С.Крупа-Шушарина, «Лесной хоровод», П.Ермолаев.

3.6. Перспективный план занятий вокального ансамбля для детей 5-6 лет

Период прохождения занятий

Программное содержание

Репертуар

Октябрь- Ноябрь

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

- Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

Диагностика музыкальных способностей детей

1.круговой массаж под знакомые песни;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»;

3. дыхательная гимнастика: «Паровоз», «Машина».

4. распевание по голосам: пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности; «Котенок и бабочка», «Птичка и Лиса», «Машенька и Медведь», А. Евтодьевой

5. «Ритмическое эхо»;

6. Песни: «Гномики» муз. и сл. К.Костина,р.н.п. «Ходила младешенька»,«Пестрый колпачок»,Г.Струве.

Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном;

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Учить детей исполнять песниа капелла.

Декабрь-Январь

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

- Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Учить детей петь в унисон, а капелла.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Лошадка» «Паровоз», «Машина», «Самолёт»

4. Ритмическое упражнение «Гуси, гуси», «Заяц белый»;

5. Распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо», «Дон-дон», по трезвучиям,

6.Попевки: «Храбрый портняжка», «Золушка и сестры» А. Евтодьевой, «Гроза»

7. Песни: «Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова

«Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина

Знакомый репертуар.

8. Скороговорки.

Февраль-Март

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу-вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Учить детей долго тянуть звук –У -  меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

Учить детей работать с микрофоном.

1. круговой массаж под знакомые песни;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения», игра с ладошкой.

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Ныряльщики», «Резиновый мяч»;

4. Звуковая гимнастика «Лягушки на болоте», «В магазине», «Домашний мастер», «Поездка в зоопарк»;

5. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Три медведя» А. Евтодьевой

Знакомые распевки.

6. Попевки: «Теремок» Л. Олифировой, «Вот такая чепуха» И. Рыбкиной

7.Песни: «Песенка о капитане» Дунаевский, «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова, «Мамина песенка» М. Пляцковский.

Апрель

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и т.д.

Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

Формировать сценическую культуру.

Продолжать обучать детей работать с микрофоном.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «В лесу», «На лугу»;

4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Поездка в зоопарк», «Машина»;

5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо», «Сапожник»;

6. Распевание «Стрекоза и рыбка», «Кот и петух» А. Евтодьевой

7. Песни: укр.н. п «Веснянка», «Что такое семья? Е.Гомоновой

3.7. Перспективный план занятий вокального ансамбля для детей 6-7 лет

Период прохождения занятий

Программное содержание

Репертуар

Октябрь- Ноябрь

- обогащать музыкальные впечатления детей;

- развивать умения различать

эмоциональное содержание песен, высказываться о характере песен;

- расширять диапазон детского голоса;

- способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы;

- учить детей точно попадать на первый звук мелодии песен;

- учить детей петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией;

- учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него;

- учить детей передавать характер и смысл каждой песни;

- формирование правильной певческой осанки.

Диагностика музыкальных способностей детей

1.     круговой массаж под знакомые песни;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка»;

3. дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес», «Луг», «Белочка»;

4. распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у-и», «Имя»;

5. «Ритмическое эхо»;

6. Песни: «Желтый вальс», фонограмма, «Мама дорогая», А. Кудряшов, «Я красиво петь могу», Л.Абелян.

Декабрь-Январь

- развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;

- учить детей высказываться о форме песни, о темповых и динамических изменениях в музыкальном сопровождении, о характере песни в целом;

- упражнять в чистом пропевании терции;

- упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;

- закреплять умение различать долгие и короткие звуки;

- учить детей удерживать интонацию на одном звуке;

- продолжать учить детей петь естественным голосом, без форсирования звука;

- удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;

- правильно выполнять логические ударения;

- учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, скачки на кварту, квинту;

- упражнять в точном интонировании трезвучий;

- петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни.

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Машина», «Белочка», «Озорной язычок», «Домашний мастер»;

4. Ритмическое упражнение «Гуси, гуси», «Заяц белый»;

5. распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо», «Дон-дон», по трезвучиям;

6. Попевки «Дятел», «Чики-чики,чикалочки»;

7. Песни: «Русская зима», Л. Олифирова, «Зимняя песенка», М. Красев, «Зимняя сказка», фонограмма, «Мама дорогая», А.Кудряшов

8. Скороговорки.

Февраль-Март

- развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни различного характера;

- подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей;

- учить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;

- упражнять в чистомпропеваниипоступенного и скачкообразного движения мелодии;

- упражнять в четкой дикции;

- формировать хорошую артикуляцию;

- уточнять умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук, чисто интонировать в заданном диапазоне;

- совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучании;

- добиваться выразительного исполнения песен различного характера;

- петь с музыкальным сопровождением и без него;

- развивать ладотональный слух.

1. круговой массаж под знакомые песни;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения», игра с ладошкой.

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос»,» «Ныряльщики», «Резиновый мяч»;

4. Звуковая гимнастика «Лягушки на болоте», «В магазине», «Домашний мастер», «Поездка в зоопарк»;

5. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Дон-дон», «Ку-ку», закрытый рот;

6. Попевки «Жучка и кот», «Бай, качи, качи».

7. Песни: «Любимый папа», В. Шаинский, «Веснянка», укр. нар.п., «Весенняя песенка», С. Полонский

8. Игра «Волшебники и колокола».

Апрель

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни;

- развивать восприимчивость к веселым, жизнерадостным не лирическим песням;

- продолжать учить детей самостоятельно оценивать правильное и неправильное пение товарищей, выразительность их пения;

- закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движение руки;

- продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке;

- упражнять в чистом пропевании секунды вверх и вниз, в чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз, ход мелодии на кварту, квинту, терции вверх и вниз, сексту вверх, трезвучия сверху вниз;

- продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

- петь выразительно, легким, подвижным звуком, с музыкальным сопровождением и без него;

1.     круговой массаж;

2. упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»;

3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «В лесу», «На лугу»;

4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Поездка в зоопарк», «Машина»;

5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо», «Сапожник»;

6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду - ду», «Дон-дон», закрытый рот, «и-э-а-о-у-ы»;

7. Песни «Весенний блюз» Г.Фрида, «Солнечная капель» ,Л.Абелян

4.1.  Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу первого года обучения дети должны

знать/понимать:

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч.

К концу второго года обучения дети должны

знать/понимать:

• понимать по требованию музыкального руководителя выражения – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

•в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь короткие фразы на одном дыхании.

К концу третьего года обучения дети должны

знать/понимать:

• петь легким звуком, без напряжения;

петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• соблюдать певческую установку;

уметь:

• делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч.

Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в мероприятиях детского сада, концертах, фестивалях и конкурсах.

К концу четвёртого года обучения дети должны

знать/понимать:

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

правильно дышать.

 уметь передавать характерный образ.

4.2. Необходимые условие реализации программы:

Материально-техническое обеспечение:

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Медиатехника.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты.

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

4.3. Список используемой литературы:

1.«Учите детей петь» Орлова Т. Бекина С.;

2.Программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова;

3. «Хоровое пение» Соколов, Попов, Абелян;

4. «Сольное пение» Р.А. Жданова

5. «Методика обучения вокалу»Огороднов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом Вокальный ансамбль 2011год

Диплом Вокальный ансамбль 2011год...

Диплом Вокальный ансамбль 1 место 2012год

Диплом Вокальный ансамбль 1 место 2012год...

Диплом Вокальный ансамбль 2013год

Диплом Вокальный ансамбль 2013год...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка"

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка". Программа рассчтана на 1 год обучения детей возраста 5-7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка вокального ансамбля "Соловушки"

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Возраст детей: 4 – 6 лет. Срок реализации: 2 года....