Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Иванова Елена Александровна

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы вокального ансамбля "До-ми-соль-ка". Программа рассчтана на 1 год обучения детей возраста 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_do-mi-sol-ka.docx47.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 7 Московского района Санкт-Петербурга

ул Ленсовета, д. 79, Лит А., Санкт-Петербург, 196158, Тел.(факс) 8 (812) 727-45-29

detskiysad7@bk.ru, ОКПО 27396693 ОГРН 1037821023789 ИНН/КПП 7810277740/781001001

ПРИНЯТО                                                                                                                                                                                         Педагогическим Советом

образовательного учреждения                                    

Протокол  от

      УТВЕРЖДЕНО  

            Приказом от

Заведующий ГБДОУ №7

 _________ И.А. Юр

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ДО-МИ-СОЛЬ-КА»

Возраст учащихся: от 5 до 7 лет

Сроки реализации: 2022–2023 учебный год

Автор-составитель: 

Ивановой Елена Александровна

Музыкальный руководитель,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

3

1.1. Направленность программы

3

1.2. Актуальность программы

3

1.3. Отличительные особенности программы

4

1.4. Адресат программы

4

1.5. Объем и срок реализации программы

4

1.6. Цели и задачи программы

4

1.7. Условия реализации программы

5

1.8. Планируемые результаты освоения программы

7

2. Учебный план программы

8

3. Календарный учебный график

8

4. Содержание рабочей программы

9

5. Планируемые результаты и оценочные материалы

13

5.1. Оценочные материалы

13

5.2. Методические материалы

14

6. Информационные источники

15


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяется общий музыкальный кругозор. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Программа вокального ансамбля «ДО – МИ – СОЛЬ –КА» рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. У детей этого возраста уже достаточно богатый словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большой слуховой активностью. Начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением. У детей формируется навык самостоятельного пения без сопровождения несложных песен, а более трудных с частичной помощью педагога.

  1. Направленность программы

Программа имеет художественную направленность и призвана развивать общую эстетическую культуру у детей. В рамках данной программы у детей совершенствуются вокальные данные, творческие способности, а также навыки исполнительского мастерства.

  1. Актуальность

За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст 5–7 лет самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом — всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.

На музыкальных занятиях недостаточно времени уделяется сольному и ансамблевому пению. Поэтому актуальной стала разработка программы для углубленного изучения вокального и ансамблевого пения. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Занятия по программе позволяют проявить индивидуальные черты каждого ребёнка: наличие эмоциональности, раскрепощённости, развивают и совершенствуют творческие и музыкальные способности.

  1. Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей старших дошкольников соразмерно личной индивидуальности. На дополнительных занятиях дети приобретают навык исполнительского мастерства, пения в микрофон, сольного пения и пения в ансамбле.

  1. Адресат программы

Программа предназначена для дошкольников 5–7 лет.

  1. Объем и срок реализации программы

Объем программы - 28 учебных недель (28 учебных часов). Срок реализации 1 учебный год (октябрь-май).

  1. Цели и задачи программы

Цель – формирование эстетической культуры дошкольника средствами ансамблевого пения.

Задачи:

  1. Формировать певческие навыки (звукообразование, дыхание, дикцию, чистоту вокальной интонации, навык исполнения в ансамбле);
  2. Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания;
  3. Охранять и беречь голос детей;
  4. Поддерживать самостоятельное исполнение освоенной песни в повседневной жизни в детском саду, в семье;
  5. Прививать навыки сценического поведения, умение выступать с микрофоном;
  6. Совершенствовать двигательную активность детей во время пения.
  1. Условия реализации программы

Программа вокального ансамбля подразумевает работу детей в группе до 15 человек. Продолжительность занятия – 30 минут.

В коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями. Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении музыкального репертуара и вокально-интонационных навыков могут привлекаться к участию в городских, межрегиональных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в воспроизведении вокального материала.

Занятия проводятся коллективно, на репетициях дети совершенствуют свои вокальные навыки с помощью игровых распевок, отрабатывают концертные номера, развивают актерские и танцевальные способности. Заключительное занятие – концерт для родителей, детей других групп ДОУ или выездной концерт, фестиваль или праздник.

Занятия состоят из следующих этапов: 

  • артикуляционная гимнастика;
  • игры на развитие речевого и певческого дыхания и музыкального слуха
  • усвоение певческих навыков (распевание);
  • поэтапное разучивание песен:

Программа соответствует следующим принципам:

  • Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению, одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
  • Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.
  • Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
  • Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
  • Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
  • Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

  1. Планируемые результаты освоения программы

1. Ребенок поет не напрягаясь, естественным светлым звуком;
2. Голос ребенка становится крепким, звонким, появляется напевность;
3. Ребенок поет с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
4. У детей расширяется диапазон (ре 1– до 2);
5. Дети могут различать на слух правильное и неправильное пение;
6. Ребенок видит отличие звуков по высоте и длительности;
7. Ребенок умеет во время пения сохранять сценический образ, использует танцевальные движения в проигрышах между пением.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Название раздела, тема.

Кол- час

(всего)

Теория

Практика

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Правильная певческая позиция

2

1

1

2

Разбор основных вокально-хоровых навыков. Разбор основных вокальные навыки

2

1

1

3

Вокально-хоровая работа на песней.

4

2

2

4

Навыки сценического поведения

4

1

3

5

Система записи музыкальных звуков

3

1

2

6

Мелодия. Композитор и поэт. Как создаются песни.

4

1

3

7

Работа в ансамбле.

4

1

3

8

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

5

1

4

Итого

28

9

19

3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

2022-2023

03.10.2022

15.10.2022

28

28

28

1 раз в неделю по 30 минут


4.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Месяц

Содержание занятия

Часы

Тема

Октябрь

Вводное занятие.

"Песня – душа народа"

Роль музыки, песни в жизни человека.

Прослушивание детских голосов.

1

Знакомство с голосовым аппаратом. Правильная певческая установка

Разбор понятия певческая установка

Разбор правильного положения корпуса во время пения.

"Осень – дивная пора"

Вокально-хоровая работа.

 Разучивание песен про осень.

1

"Как рождается звук"

Интонирование. Работа артикуляционного аппарата. Правильная работа дыхания. Типы звуковедения. Слуховой контроль за звукообразованием.

1

Разбор основных вокально-хоровых навыков

"Настроение в песне"

Научить детей определять характер песни.

Знакомство с ладом. Сопоставление характера песни с особенностями звукоизвлечения.

1

Ноябрь

"Расскажи нам, песенка"

Знакомство с песенным текстом.

Художественное единство текста и музыки.

Строение песни (куплет, припев, вступление, проигрыш)

.1

Вокально-хоровая работа над песней

"Моя мама – лучшая на свете"

Вокально-хоровая работа.

Разучивание песен о маме

.1

"Волшебный микрофон"

Знакомство с микрофоном.

Формирование навыков работы с микрофоном, постановки корпуса и рук при пении в микрофон, удаление, приближение микрофона.

1

"Зимняя сказка"

Вокально-хоровая работа.

Разучивание новогодних песен.

1

Декабрь

"Я артист"

Разбор основных составляющий артиста

Просмотр выступлений детей на концертах, оценка их детьми

Вокально-хоровая работа над песнями.

1

Навыки сценического поведения

"Русская зима"

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формирование сценической культуры пения.

  1

"Песня и танец - неразделимы" Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

1

"С песней встретим Новый год".

Подготовка, репетиции к концерту.Работа над выразительностью, эмоциями.

1

Январь

"Ноты выстроились в ряд-получился звукоряд"

Пение гамм закрытым ртом, а также на гласных звуках, пение гаммы С dur

1

Система записи музыкальных звуков

"Высота звука"

Разучивание новых песен. Обсуждение особенностей мелодики.

Игра на диатонических музыкальных инструментах. Сравнение звучания металлофона и пианино.

1

"Игровое ассорти"

Повторение ранее выученных песен. Закрепление знаний о нотной грамоте.

1

Февраль

Музыкальная гостиная "С чего начинается песенка?"Песенная импровизация на заданный текст (окончание песен, песенных фраз)

.1

Мелодия. Композитор и поэт.

Как создаются песни.

"Россия – Родина моя"

Разучивание песен о папе, дедушке, Защитниках Отечества, России.

1

"В гостях у композитора"

Кто сочиняет песни?

Повторение ранее выученных песен, в контексте темы.

1

"Госпожа Мелодия"

Работа над звуковедением, плавность и мягкостью.

Работа над дыханием.

Разучивание песен о маме. Разбор музыкальных интонаций.

1

Март

"Весна-красна пришла"

Разучивание песен о весне, песен о маме.

1

Работа в ансамбле

"Видеооткрытка маме"

Тренировка навыка сценического исполнения. Пения в ансамбле.

1

"Солист и ансамбль"

Разделение понятий хорового пения и сольного.

Выстраивание унисонов в работе над песнями

1

"Рисуем голосом"

Возможности голоса, разбор таких приемов как глиссандо, мягкая и твердая атака. Динамика и интонационные возможности голоса.

1

Апрель

"Его величество ритм"

Использование шумовых музыкальных инструментов и звучащих жестов дополнении к пению

1

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

"Я пою с душой"

Работа над эмоционально-выразительной стороной пения

1

"Хореография для вокалиста"

Обогащение репертуара танцевальными свзяками.

1

Май

"Я на сцену выхожу"

Подготовка, репетиции к отчетному концерту. Повторение репертуара к отчетному концерту.

1

"Концерт"

Отчетный творческий концерт на общем родительском собрании

1


5. ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНОЧНЫН МАТЕРИАЛЫ

По прошествии воспитанником курса программы планируются следующие результаты:

  1. Ребенок проявляет интерес к вокальному искусству. С удовольствием поет на занятиях, в детском саду и дома;
  2. Ребенок умеет петь естественным голосом, протяжно, хорошо артикулирует;
  3. Ребенок воспринимает музыку разного характера и умеет в пении передать характер и настроение песни;
  4. Ребенок умеет петь без помощи музыкального руководителя.

5.1. Оценочные материалы 

Диагностика уровня развития певческих умений

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

о

н

с

в

1

Качественное исполнение знакомых песен

2

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

3

Умение импровизировать

4

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз,

квинту и сексту

5

Навыки выразительной дикции

о - не справляется с заданием

н (низкий) - справляется с помощью педагога

с (средний) - справляется с частичной помощью педагога

в (высокий) - справляется самостоятельно

5.2. Методические материалы

  1. Музыкально-дидактические пособия для игр на звуковысотность, ладовое чувство, различие динамики и штриха пения.
  2. Иллюстративный материал к комплексу дыхательной и артикуляционной гимнастики.
  3. Атрибуты для занятий (шумовые музыкальные инструменты, для аккомпанирования себе во время пения).
  4. Раздаточный материал для обучения детей нотной грамоте и основам ритмической записи.
  5. Мультимедийное оборудование для более красочного сопровождения пения, праздника.
  6. Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
  7. Техническое оборудование: микшерский пульт и микрофоны.

6. Информационные источники

  1. Белоусенко М.И.. «Постановка певческого голоса». Белгород, 2006.
  2. Битус Ф.С.,. Битус С.В. «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007.
  3. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб., «Лань», 2004. – 384 с.
  4. Емельянов В.В., Трифонова И.А. «Фонопедический метод развития голоса» для детских голосов. Тюмень, Изд-во Тюм ГУ, 2004. – 235 с.
  5. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005.
  6. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С- Пб, 2010.
  7. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.: «Скрипторий 2003», 2010.
  8. Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь» Л.: Музыка, 2008.
  9. Лидина Е. «Я умею петь» Серия «Большая книга для маленьких детей» Ростов н.Д: Издательство «Феникс» 2006.
  10. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки». СПб.:КАРО, 2006. -64с.:ил.
  11. Орлова Т.М., С.И. Бекина «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет». – М.: «Просвещение», 2004.-142с
  12. Савина-Крайнова А.П. «Секреты красивого пения». - Москва, 2011.
  13. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». М., 2006.
  14. «Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса» Музыкальный руководитель. М., 2004. №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика"

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика"  рассчитана на возраст детей 3-4 лет....

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Карамельки"

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Карамельки" рассчитана на возраст детей 4-5 лет, срок обучения по программе 1 год. Программа имеет художественную напр...

Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...