Статья "Адаптация детей 3-4 лет к детскому саду"
статья (младшая группа)

Власова Ярослава Сергеевна

В данной статье предствлены рекомендации относительно такого поворотного момента в жизни ребенка, как адаптация в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_adaptatsiya._ispr_na_publik.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация детей 3-4 лет к детскому саду»

Автор: Власова Ярослава Сергеевна, Санкт-Петербург, 2021

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 комбинированного вида

Приморского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 32 Приморского района СПб)

----------------------------------------------------------------------------------------

197227, Санкт-Петербург, пр. Испытателей, д. 6, к.2, литер А

СТАТЬЯ

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ К ДЕТСКОМУ САДУ

Составила:

Власова Ярослава Сергеевна

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 32

Приморского района СПб

Санкт-Петербург

2021

«Растению, когда его пересаживают, что нужно? Время и тепло. Чтобы прижилось растение. А тут живой ребёнок...».

         (Цитата из фильма «Мачеха», 1973 г.)

Посещение детского сада - один из поворотных моментов в жизни ребенка. Впервые он будет вдали от дома на несколько часов без компании любящих родителей. Многие малыши быстро принимают новую ситуацию и легко привыкают к существующим новшествам. Однако иногда адаптация ребенка в детском саду занимает немного больше времени. 

Что же такое адаптация?

Адаптация — это процесс приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке. В детском саду ребенка ждет много всего интересного: новые игрушки, новые знакомства, появляются со временем друзья. Залогом легкого вхождения ребенком в условия и обстановку детского сада будет являться тесный контакт родителей и воспитателей, желание взаимно сотрудничать, умение принимать рекомендации друг друга и контактировать между собой.

С поступлением трехлетнего ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня; отсутствие родителей в течение 10 и более часов; новые требования к поведению; постоянный контакт со сверстниками; новое помещение, скрывающее в себе много неизвестного, а значит и опасного; другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни). Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит от знакомой и обычной для него семейной среды в среду детского дошкольного учреждения.

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее. 

Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

У родителей возникает естественный страх, что малыш не привыкнет к детскому саду. Но рано или поздно даже самые ранимые и очень тревожные дети привыкают к новым условиям.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода

Легкая адаптация – ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель. Дети с легкой степенью адаптации, спокойно приходят в группу, увлекаются рассматриванием игрушек, играми, вступают в контакт с воспитателями, могут попросить о помощи, занять себя сами, используя игрушки. Такие дети придерживаются установленных правил поведения, адекватно реагируют на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Они умеют играть рядом с другими детьми, доброжелательны к ним.

Адаптация средней тяжести – в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность беспокойность сна. Этот период длится 20 – 40 дней. Настроение детей со средней степенью адаптации неустойчиво: они часто плачут, просятся домой, зовут маму. Первое время разлука с родителями сопровождается слезами: ребёнок долго не отпускает маму, плачет после ее ухода. Наблюдаются трудности в установления контакта с другими детьми, дети часто обращаются за помощью к взрослым. Сидят на коленях у воспитателя или помощника воспитателя.

Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца; может возникнуть стойкий энурез.

Период адаптации – неизбежный период при поступлении в детский сад. Чтобы максимально сократить и облегчить этот период для ребёнка, нам (взрослым) в это время нужно вести себя правильно.

Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий – сильный стресс. Ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.

Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные страдания.    

Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течении нескольких недель и весь день звучит в памяти. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью.

Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Почему нельзя сидеть со своим ребенком в группе?

Не создавайте у ребенка лишних привычек! Если мама ходит с ребенком по группе, он запоминает ее в этом помещении. И когда она уходит, сами стены группы каждый раз напоминают малышу, что мама была здесь, но «бросила» его. По этой же причине нельзя сидеть в коридоре на глазах у ребенка.

Можно ли сразу остаться на целый день?

Оставлять ребёнка сразу же на полный день - очень плохая идея. Психоэмоциональная нагрузка на малышей в этом случае слишком велика. От стресса снижается иммунитет, часто малыш начинает болеть и, естественно, вообще не ходит в сад. По этой же причине старайтесь не приводить его очень рано, если он будет один. В одиночестве дети часто грустят, а грусть переходит в слезы и стресс.

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов. Забирайте его до обеда.  Постепенно этот интервал увеличится. Затем можно будет оставить малыша на обед и забрать перед тихим часом. И так постепенно, если не возникнет никаких осложнений, через 1-2 недели можно будет перейти на обычный режим.

Как правильно отдать ребенка в группу с утра?

Быстро. Даже если он плачет. И тем более, если плачет сильно. Увы, на этот вопрос есть только один ответ. Долгие прощания, увещевания только распыляют малыша. Он осознает, как любит родителей, чувствует их вину и плачет сильнее от страха или упорства. Важно понимать, что период адаптации накладывается на кризис 3-х лет – период вредности и упрямства, когда дети слезами и капризами пытаются получить свое.

Главное, уходите и не корите себя – Вы все делаете правильно. Если Вам тревожно, Вы всегда можете позвонить воспитателям и узнать, как дела у малыша.

Как заранее подготовить ребёнка к посещению детского сада?

Постарайтесь приблизить свой домашний режим к режиму сада и соблюдать его даже на выходных.

В детском саду всегда по утрам проводится зарядка (малыши так любят попрыгать под веселую музыку вместе с друзьями!), дети вместе переодеваются и моют ручки, ведь сад – это коллектив! Помимо соблюдения режима, в подготовке к посещению детского сада помогут следующие мероприятия. Почитайте малышу сказку о том, как мишка или лошадка отправились в детский сад, что там происходило, как там интересно, что они там кушали, как за ними возвращались (а не забирали) их мамы–медведицы и мамы–лошадки. Какими они (малыши) встали взрослыми, умными, как много игрушек, друзей, праздников, словом – сплошной позитив.

 «Помоги другу»

Бывают ситуации, когда ваш малыш спокойно привыкает и в хорошем настроении уже остается в саду без вас. И тут приходит новичок и начинает рыдать. Ваш малыш может испугаться и будет отказываться идти в детский сад. Объясните, что кроха совсем недавно начал ходить в детский сад, ему нужно помочь: «Ведь ты уже взрослый, и новичок нуждается в твоей поддержке».

Помощь нужна еще и маме!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, очень много говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Она тоже остро нуждается в помощи и почти никогда ее не получает. Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

Чтобы помочь себе, нужно:

  • Быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • Поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с Вами! Он пока не знает, что Вы обязательно придете, еще не установился режим. Но Вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • Воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • Заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на «нет». Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал самостоятельным и с радостью ходит в детский сад. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2010. – 188 с.

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста/Ребенок в детском саду. – 2003. - №6.

  1. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи: пособие для воспитателей/ О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007. – 79 с.

  1. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С. 14–16.
  2.  Адаптация детей во второй младшей группе // Международный образовательный портал MAAM. RU URL: https://www.maam.ru/detskijsad/adaptacija-detei-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html (дата обращения: 18.10.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Статья по теме: «Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»

Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша и его близких людей. Это замечательный,  ни с чем несравнимый период психологического единения матери и ребёнка. Но время не стоит ...

статья "Сопровождение семьи в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"

В статье содержатся некоторые рекомендации родителям  в период адаптации ребенка к  детском саду...

Статья на тему: "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада".

Для того, чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Успешная адаптация ре...

Статья "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА"

Статья "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА"...

Статья для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду.

Статья для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду....