Индивидуальная образовательная программа по теме "Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста".
рабочая программа (подготовительная группа)

Анциферова Ольга Владимировна

Индивидуальная образовательная программа на тему "Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию

Воспитателя : Анциферова О.В.

на тему:

 «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста»


на 2020-2021гг.


                                                                                                                                                        Если учить ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

 он долго будет и напрасно мучиться,

 но если свяжите двадцать таких

 слов с картинками, их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

        АКТУАЛЬНОСТЬ

         Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.         Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

        На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем: - трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

-недостаточный словарный запас;

- плохая дикция.

        Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.  

        Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

        Ребенок дошкольного возраста с особым интересом относится к

мнемотаблицам. Это таблицы, состоящие из картинок-символов. Такая картинка для ребенка – наглядная модель, графическое изображение явлений природы, персонажей стихотворения, рассказа, сказки, некоторых их действий.

        Используются мнемоквадраты – для составления словосочетаний и предложений; мнемодорожки – для составления коротких рассказов; мнемотаблицы – для заучивания стихотворений, составления рассказов и т.д.

        Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные

способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные

символические изображения предметов и объектов. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова, последовательность предложения и воспроизводят текст.

        Таким образом, суть метода мнемотехники состоит в том, что дети под руководством взрослого с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей-символов учатся понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы. Так происходит развитие связной речи детей.

        Речевое развитие детей посредствами мнемотехники становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным. Важно и то, что мнемотехника развивает память, внимание, мышление. Этот метод позволяет уводить детей от однообразия разговорной речи, подготовить к возможному использованию описательно-повествовательного типа речи, рассуждения.

        Взяв в основу мнение известных педагогов, увидев

эффективность наглядного материала, я использую в работе

по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Работу провожу по 4 направлениям:

1 Работа с детьми.

2 Работа с родителями.

3 Работа с педагогами.

4Организация предметно-пространственной среды группы детского

сада.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Работа с детьми ведется по следующим направлениям.

1 Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и

детьми, самостоятельно детьми старшей группы).

2 Загадывание и отгадывание загадок.

3 Разучивание стихотворений.

4 Составление рассказов о временах года.

5 Описательные рассказы о животных и предметах.

6 Пересказ сказок.

7 Пересказ рассказов.

8 Рассказ о профессии.

9 Дидактические игры.

Краткая характеристика направлений работы с детьми.

1.Составление МНЕМОТАБЛИЦ.

Это условно-наглядная схема, содержание которой (нарисованное на ней) понятно для ребенка. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Этапы работы с мнемотаблицами.

1 этап:

        Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап:

        Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап:

        После перекодирования осуществляется пересказ сказки или

рассказ по заданной теме. Чтение стихотворения с опорой на символы

(образы), т.е. отработка метода запоминания.

        Работа с мнемотаблицами в младшей и средней группах проходит с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Требования к мнемотаблицам:

1.Модель должна отображать обобщённый образ предмета.

2 Модель должна раскрывать самое существенное в предмете.

3.Содержание модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

2 ЗАГАДЫВАНИЕ И ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

        В игре «Загадки и отгадки» дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением - читаем загадки, дети рассматривают имеющиеся у них картинки-символы. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит «Это про…». При этом он объясняет, почему он так думает. Потом ребенок сам рисует картинку – схему загадки, а другие дети отгадывают ее. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

3 РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.

        Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

        Разучивание стихотворений включает ряд этапов, которые могут сокращаться по мере усвоения дошкольниками действия заучивания стихотворений.

1 Сообщение педагога о предстоящем заучивании стихотворения,

мотивация детей на выполнение данного задания.

2 Чтение стихотворения педагогом с использованием опорной схемы (в зависимости от этапа усвоения действия от 1 до 3 раз).

3 Вопросы к дошкольникам по содержанию прочитанного стихотворения.

4 Повторное чтение педагогом стихотворения с опорой на схему.

5 Совместное чтение стихотворения педагогом и дошкольниками, в

процессе которого, педагог начинает строку стихотворения, называя слова, обозначенные прямоугольниками, а дошкольники договаривают слова, обозначенные предметными картинками.

6Хоровое и индивидуальное чтение стихотворения дошкольниками с опорой на схему (используется как в первый день заучивания, так и в последующие дни для закрепления).

7 Самостоятельное чтение стихотворения дошкольниками.

4 СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ О ВРЕМЕНАХ ГОДА.

        

        Воспитатель предлагает детям прослушать рассказ о сезоне, по ходу рассказа обращая их внимание на картинки-схемы. После прослушивания предлагает детям объяснить, что обозначает каждая картинка. После декодирования дети составляют рассказ по цепочке, самостоятельно.

5 СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ О ЖИВОТНЫХ И ПРЕДМЕТАХ.

        С помощью мнемотехники обучаю детей составлять описательные

рассказы по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». Детям предлагаются различные картинки с изображением животных. Используя схему, они составляют описательный рассказ о животном изображённом на картинке.

6 ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК.

        Педагог медленно читает сказку вслух и рисует мнемотаблицу (или использует уже готовую мнемотаблицу, постепенно в процессе чтения сказки открывая ее квадраты). Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев.

         В мнемотаблице схематично, но узнаваемо для детей изображаются персонажи сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Потом несколько детей пересказывают сказку, используя мнемотаблицу.

7 ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА    

        В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются картинками-символами на

мнемотаблице. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы. Их последовательность служит планом рассказа. Педагог сначала сам составляет рассказ по мнемотаблице, дети слушают, запоминают, а потом повторяют рассказ.

Методика работы с мнемотаблицами при пересказе:

1.Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-

символами.

2.Учить детей самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель - мнемотаблицы.

3.Учить использовать мнемотаблицу как план пересказа.

4.Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее мнемотаблицу.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Работу по развитию связной речи дошкольников с помощью

мнемотехники провожу во взаимодействии с родителями.

Формы работы с родителями:

- консультации;

- мастер-классы;

- Для расширения знаний родителей провожу практические

консультации (групповые и индивидуальные) по темам «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотаблиц для развития связной речи    ребенка». Для родителей изготовлены памятки «Как составить мнемотаблицу».

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.

- Консультации для педагогов «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников», «Как изготовить мнемотаблицу».

-Выступление на педагогическом совете с темой: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».

-Представление опыта работы по теме.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СРЕДЫ

Изготовление картотек мнемотаблиц по развитию связной речи детей старшей группы.

1 Картотека мнемотаблиц для заучивания наизусть стихотворений.

2 Картотека мнемотаблиц для обучения детей рассказам о временах года.

3 Картотека мнемотаблиц для обучения детей пересказу сказок.        

         ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.         ЗАДАЧИ:

 1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

 2. Преобразование образов в символы.

 3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

 Ожидаемые результаты:

Дети:

-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

- Обогащен словарный запас детей.

Родители:

- Вовлечены в процесс речевого развития детей;

-Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

- Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

Педагоги:

- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.

- Получение педагогами представления о мнемотехнике.

-Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Этапы реализации плана по самообразованию:

 I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3.Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)

4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

5.Обсуждение проекта вместе с родителями.

6.Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

II. ОСНОВНОЙ - РАБОТА С ДЕТЬМИ

- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами;

- Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;

- Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.

- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.

 III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.

Методы работы.

        Словесный метод: рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.         Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

        Практический: составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

План работы на сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

 Сентябрь.

 1. Работа с методической литературой.

Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.

• Изучение методической литературы по данной теме:

- Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;

-Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:

- Интернет – ресурсы.

2. Разработка плана работы по данной теме.

3. Ознакомление родителей с работой по развитию речи дошкольников.

Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей.

4. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.

Цель: составить картотеку мнемотаблиц.

Октябрь. 1. Составление папки-передвижки для родителей «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста».

Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи.

 2. Изготовление мнемотаблиц.

3. Консультация для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

Цель: познакомить родителей с понятием «мнемотехника».

 4. Осень

Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

5. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы. Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени.

 Ноябрь

1. Любимые сказки

 Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность.

2. Досуг «Путешествие в сказкино».

Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа.

3. Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».

Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.

Декабрь

1. Красавица зима

Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.

 2. Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).

3. Оформление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Январь

1. Зимние забавы

Цель: Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.

2. Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы.

3. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексикограмматическими), влияющими на развитие речи детей.

Февраль

1. Защитники отечества

 Цель: Дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).

 2. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

 1. О любимых мамах

 Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем.

2. Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям, для проведения занятий в домашних условиях.

Апрель

1. Весна

 Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

 2. Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е. Серова (использование метода мнемотехники).

 3. Составления рассказа «Космос»

 Цель: составить вместе с детьми описательный рассказ, потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы.

 Май

1. Насекомые

Цель: Побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое, обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые. Игра «Наши знакомые насекомые».

 2. Времена года

Цель: Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице, предложить детям самим составить таблицу. Дидактическая игра «Времена года»

 3. Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето».

Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.

 4.Итоговая диагностика

 5.Повторение знаний по лексическим темам, изученным в течение года.

ДИАГНОСТИКА СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ ПО

МЕТОДИКЕ В.П. ГЛУХОВА

        Примечание: для детей старшей и подготовительной к школе группы используются те же типы заданий, но другой речевой материал – более сложный, чем для детей средней группы и более соответствующий их возрастным возможностям.

        Цель диагностики: комплексное обследование связной речи

Дошкольников

Задание №1 Определить способность ребенка составлять законченное

высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Материал: серия картинок следующего содержания:

• Мальчик поливает цветы

• Девочка ловит бабочку

• Мальчик ловит рыбу

• Девочка катается на санках

• Девочка везет куклу в коляске.

При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция:

"Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").

Оценка результатов:

3 балла - полный фразовый ответ;

2 балла - ответ с вспомогательным вопросом;

1балл - ребенок не смог самостоятельно установить смысловые

отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Задание №2 Выявление способности детей устанавливать лексико-

смысловые отношения между предметами и переносить их в виде

законченной фразы-высказывания.

Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".

Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем

говорилось о всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку.

Оценка результатов:

3 балла - ребенок справился с заданием, используя фразы, адекватные

предложенному заданию;

2 балла - справился с заданием с помощью педагога;

1 балл - не смог составить предложение.

Задание №3 Выявить возможности ребенка воспроизводить небольшой

по объему и простой по структуре литературный текст (связная

монологическая речь).

Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".

Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением

дается установка на составление пересказа.

Инструкция: послушай и перескажи.

Оценка результатов:

3 балла - ребенок справился с заданием, составил пересказ;

2 балла - справился с заданием с помощью педагога;

1 балл - не справился с заданием даже при помощи педагога.

Примечание: особое внимание обращается на полноту передачи

содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение        логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Задание №4 Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Материал: Серия картинок по сюжету сказки "Лиса и Журавль".

Картинки в нужной последовательности раскладываются перед

ребенком и дают внимательно их рассмотреть.

Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ.

(Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей.

При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется тестовое

указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).

Оценка результатов:

3 балла - ребенок справился с заданием, составил рассказ;

2 балла - справился с заданием с помощью педагога;

1 балл - не справился с заданием даже при помощи педагога.

Задание №5 Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью

выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему

тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа:

- что находится на площадке;

-чем занимаются там дети;

-в какие игры они играют;

-назвать свои любимые игры;

Оценка результатов:

3 балла - ребенок справился с заданием, составил рассказ;

2 балла - справился с заданием с помощью педагога;

1 балл - не справился с заданием даже при помощи педагога.

Примечание: обращается внимание на особенности фразовой речи,

употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут смысловую нагрузку.

Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия их развернутое описание) позволять, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Задание № 6 Составить описательный рассказ.

Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки),

так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут

внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по

данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция- указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п.

Оценка результатов:

3 балла - ребенок справился с заданием, составил рассказ;

2 балла - справился с заданием с помощью педагога;

1 балл - не справился с заданием даже при помощи педагога.

Примечание: обращается внимание на полноту и точность отражения в

нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики.

Список используемой литературы:

1 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014 – 207 с.

2 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для

воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 272 с.

3 Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учеб.

пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во

Нижневарт. гос. ун-та, 2014 – 235 с.

4 Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию

речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для

воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013

– 128 с.

5 Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников

с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005

6 Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет: метод.

пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Просвещение, 2013 –

221 с.

7 Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-н/Д.:

Феникс, 2011 – 198 с.

8 Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева.

– М.: Российская энциклопедия, 2010 – 634 с.

9 Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии

связной речи дошкольников // Логопед. – 2008 – №4. – С. 34-36.

10 От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 304 с.

11 Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2009 –

20 с.

12 Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина.

– М.: Просвещение, 2009 – 223 с.

13 Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи

дошкольников: метод. пособ. для педагогов дошкол. учр. – М.: Детство-

Пресс, 2011 – 230 с.

14 Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками

описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим

говорить правильно» - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001 – 16 с.

15 Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей

дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк.

образоват. учр. – М.: Владос, 2012 – 287 с.

16 Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 //

http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

17 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ / / URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-

док.HTML

18 Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. – Ростов-

н/Д.: Феникс, 2011 – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Вы...

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста ...

Дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Звуковая мозаика»

Пояснительная записка.Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в во...

Мастер – класс на РМО для воспитателей средних групп по организации индивидуальной работы. Тема: «Аквагимнастика - как средство повышения развития речи у детей дошкольного возраста».

Речь- это удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г.Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей дошкольного возраста»

Основным приоритетом дошкольного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развит...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 6 ДО 8 ЛЕТ «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Цель программы: создание условий, для укрепления здоровья и разностороннего развития личности дошкольника средствами оздоровительной аэробики....

Индивидуальный образовательный маршрут Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Использование пальчиковых игр и упражнений для речевого развития детей. Есть план работы с детьми и родителями, картотека пальчиковых игр и упражнений....